12
13
Размышленияперед дорогойТУРИСТ, НЕ ГОНИ „ЛОШАДЕЙ"!Июнь — первый месяц лета, начало массовых отпусков, и в нашей почте все больше и больше писем от авто- и мототуристов. Одни просят совета, другие сами предлагают, советуют. Есть письма, авторы которых с гордостью сообщают о проделанных или задуманных пробегах на многие тысячи километров. С этими письмами редакция ознакомила литератора Ю. А. Клеманова и попросила поделиться мыслями о целях автотуризма. В июне 1934 года, двадцатилетним студентом МАДИ принес он свою первую статью в журнал «За рулем» и с тех пор на всю жизнь остался верен автомобильной теме. Она присутствует в его многочисленных репортажах, корреспонденциях, очерках, в журнальных повестях и книгах. Его перу принадлежат «Москвичи на «москвичах», «Гонщики» — книги, хорошо известные читателям. Он один из авторов «Гонщиков» — нашего первого художественного фильма об автоспортсменах. Недавно Юлию Абрамовичу Клеманову исполнилось 60 лет. Редакция сердечно поздравляет своего старейшего автора, желает ему здоровья, новых творческих удач.Фотоэтюд В. Опалинатечение одного только месяца этот автомобиль видели в Ле• ;. нинграде ив Кзыл-Орде, в Москве иу озера Иссык-Куль, на берегах Волги ив Сибири, на улицах Барнаула ив песках Кызылкума, в далеком Томске иу Аральского моря, в Куйбышеве ив Пензе, затем опять в Москве. Не прошло и месяца, как он уже снова приближался к Ленинграду, оставив за собой огромный путь в 13 000 километров, гонимый и преследуемый — впрочем, стоп! — ничего общего с детективом эта история не имеет. Подгоняли водителя только лишь... сроки окончания очередного отпуска, а преследовали разве что невеселые мысли. Означенное путешествие было... туристическим. Его совершила по собственному желанию одна супружеская пара из Ленинграда на своем автомобиле «Москвич-412» летом прошлого .года. И рапортовала об этом в редакцию «За рулем», заметив попутно, что журнал «мало пишет о путешествиях такого плана». Что ж, шествиях но, давно более что упрек справедливый. О путе«такого плана», действительследовало бы поговорить. Тем цитированное письмо — да-леко не единственное в почте редакции. Многие автолюбители сообщают о подобных своих поездках в духе победных реляций. Преисполненные гордости, как бы заочно соревнуясь друг с другом, они называют длиннющие маршруты, восторгаясь не столько тем, что им довелось повидать, сколько тем, как быстро они ехали. Большинство из них очень довольны собой, некоторые даже претендуют на славу... А я, признаться, читая эти письма, с которыми познакомила меня редакция, испытывал совсем иные чувства. Мне стало жаль их авторов, жаль, что они так много потеряли. Нет, я не собираюсь здесь заниматься нравоучениями и провозглашать общеизвестные истины о целях и задачах туризма. В конце концов, пусть каждый путешествует в свое удовольствие; вряд ли тут уместны строгие регламентации. Более того: как старый автомобилст, я прекрасно понимаю, что кроме желания посетить интересные места, расширить свой кругозор, полюбоваться красотами природы, — одним словом, лучше познать свою Родину и окинуть хозяйским глазом свои обширные владения, — у автолюбителя есть еще и особые, чисто субъективные стимулы к тому, чтобы отправиться в туристическое путешествие. На то он и автолюбитель — для полноты чувств ему надобно проделать весь путь на колесах, сжимая сладостно «баранку» и вперив взгляд в даль убегающей ленты шоссе. Он испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение от самой езды, от своей власти над шестьюдесятью «лошадьми», покорно подчиняющимися легкому нажатию на педаль акселератора; он любит шелест шин, и едва слышный посвист ветерка за дверцей, и ровное жужжание мотора на оборотах — всю эту неповторимую музыку, которая возникает только на шоссе и звучит как следует только в дальней дороге... Да что и говорить, туристическое путешествие — это не суетливое метание по городским улицам, не деловая поездка в близлежащий район и не воскресная вылазка за город или на дачу. Но и не гонка, не ралли, не марафон!.. Автомобильные соревнования. проводятся, как известно, с другими целями, на других основаниях, в совершенно иных условиях, а главное — при достаточном обеспечении безопасности движения и возможности предва-12 Размышлениярительных тренировок участников, которые лишь после этого допускаются к соревнованиям соответственно своим спортивным разрядам или уровню подготовки. Поэтому турист, вознамерившийся проехать за месяц 13 000 километров (то есть ежесуточно по 500 километров в среднем!), берется, попросту говоря, не за свое дело, садится не в свои (хоть и собственные!) сани. Пытаясь без достаточных к тому оснований уподобиться гонщику, спортсмену или этакому опытному «дорожному волку», он — как и всякий человек, поступающий нелепо, — ставит себя в смешное положение, волей-неволей превращается во что-то вроде... шута на дороге. Шута, с которым, однако, шутки плохи. Известно, что основным критерием водительского мастерства является движение соответственно складывающимся условиям. Вождение автомобиля в разных условиях имеет свои особенности и правила, которые на большой скорости, при езде с «квадратными глазами» едва ли может соблюдать водитель средней руки. Лихой турист, едущий зачем-то в темпе ралли, следовательно, не только смешон, но и чрезвычайно опасен: он подвергает неоправданному риску других участников движения, и прежде всего своих пассажиров. Кроме того, он обкрадывает себя. Не добившись ничего в чужом деле (поскольку гонка-то была бессмысленной, не оцениваемой никем, кроме, разве, инспекторов ГАИ), он фактически много теряет в своем, туристическом. Я говорю это по собственному опыту, так как и сам раньше немало грешил в своей туристической жизни, И до сих пор не могу простить себе того, сколь много упустил, пока не постиг элементарную истину: туризм не терпит суеты и спешки, прелесть его — не в быстрой смене впечатлений, а в их глубине, в силе воздействия, которая обратно пропорциональна показаниям спидометра. По иронии судьбы понял я это, став однажды... участником ралли., Но не обычного, конечно, а специально организованного для автолюбителей (Москва — Севастополь — Москва, 1969 год) и проводившегося с учетом водительской квалификации участников, в темпе обычного туристического путешествия. «Щадящий» режим, приятная обстановка, интересные спутники, а главное — удачное сочетание элементов туризма и спорта позволили, так сказать, вкусить сладость и того и другого. И вот, стартовав на Севастополь, двигаясь нормально по довольно-таки объезженному маршруту, по которому раньше, чего греха таить, я не раз уже «простегивал» с большой скоростью, спеша скорей к морю, на Юг, к месту отдыха, мы с изумлением обнаружили, что знакомая дорога стала — как бы это сказать? — гораздо красивее, интереснее. Проезжая по Орловщине, например, я, может быть первый раз в своей жизни, смог по-настоящему, не торопясь, полюбоваться ее полями и перелесками, ее стоящим «вдали стеной» и «алеющим на солнце» дубовым лесом, ее разнотравьем .на «водянистозеленых» лугах и задумчивыми, мед3. «За рулем» № 6перед дорогойкоторое может стать настоящей школой советского патриотизма. Впрочем, не только для молодых людей. Каждому советскому человеку поездка дает многое для ума и души, освежает чувства и восприятие, чему способствуют и новизна ощущений, и новые знакомства, и, наконец, многие сопутствующие удовольствия, которые тоже не надо сбрасывать со счетов. Что может, например, сравниться по вкусу с ухой, сваренной из собственноручно наловленной рыбы, или со свежими грибами, попадающими на сковородку прямо из-под кустика, под которым они росли, или с «чайком», заваренным цветущим чебрецом? И как чудесно дышится вечером на привале в лесочке, где воздух по-тургеневски «свеж и жидок», трава никогда и никем не была примята, а деревья легонько и снотворно шуршат листвой над притомившимся от езды вашим верным «Москвичом». Но все это возможно лишь при одном условии — если вы сами не устали смертельно. И если, укладываясь в спальный мешок, подводя мысленно итоги дня, вспомните с удовлетворением не о мелькавших за окнами километровых столбах, а о прекрасных мгновениях, которые, по примеру Фауста, удалось остановить. Кстати сказать, настоящие гонщики, насколько я знаю, никогда не ездят быстро, если в этом нет необходимости. Можно с уверенностью сказать, что большинство из них — самые дисциплинированные участники автомобильного движения, как в городе, так и на межгородских магистралях. Недавно ко мне домой «на огонек» заехал старый мой приятель — заслуженный мастер спорта СССР Александр Терехин, о спортивных победах которого мне не раз доводилось писать. Неоднократный чемпион страны по кольцевым гонкам и ралли, участник многих международных соревнований, он известен как большой мастер вождения автомобиля, замечательный гон. щик. Так вот, прошлым летом, как выяснилось в разговоре, он тоже совершил туристическое путешествие — поехал с женой и дочерью во время очередного отпуска на Кавказ. Турист он, прямо скажем, неопытный, в подобную поездку отправился впервые, и, учитывая его незаурядное водительское мастерство, естественно было предположить, что ехал он чуть быстрее, чем простые смертные. Ничего подобного! Когда я высказал свое предположение, он недоуменно вскинул брови: — А зачем? Не гонка же... Вот именно. Не гонка, а туристическое путешествие. Которое имеет свои темпы. Подсказанные опытом и здравым смыслом. Туристский сезон — в разгаре. Тысячи автолюбителей готовят сейчас машины к дальним поездкам, многие уже отправляются в путь. И хочется крикнуть им вслед, особенно тем, кто чересчур торопится, суетится бессмысленно на дороге и рискует промчаться мимо своих подлинных туристических радостей: — Турист! Не гони «лошадей»! Ю. КЛЕМАНОВ 13ленно текущими реками, воспетыми И. С. Тургеневым. (И,'конечно же, повторить вслед за ним: «Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок...») В Ясной Поляне мы останавливались на целый день и поэтому могли не просто посмотреть на березовую белоствольную рощу или знаменитый лес Чепыж, но и посидеть в задумчивости у «самой красивой, самой внушительной, самой трогательной могилы в мире», как охарактеризовал ее Стефан Цвейг, — невысокого прямоугольного холмика в лесу, без креста, без венков, без памятника и даже без надписи о том, кто здесь похоронен. В Кромах, — если не форсировать районный центр «транзитом», а остановиться хоть не надолго и оглядеться, — нельзя не вспомнить о замечательной сцене из оперы «Борис Годунов». А как же было не остановиться и не постоять хоть минуту с непокрытой головой у памятника героям Курской дуги, не полюбоваться светлыми, словно припудренными очертаниями приближающегося Белгорода, не замереть в изумлении от вида встающих над ним, будто нарочно выбеленных меловых гор, которые только при ближайшем рассмотрении (и то, если остановиться и вглядеться) оказываются берегами реки Северный Донец! Хочется обратить внимание на то, что все эти впечатления (впрочем, далеко не все — их было гораздо больше!) получены на отрезке всего в 260 километров пути — от Тулы до Белгорода, — причем на самой, так сказать, банальной, изъезженной трассе, которую иной изощренный турист даже и не согласится посчитать за туристическую. Каюсь, я умышленно привел этот пример, чтобы показать, как много еще можно встретить интересного даже на хоженых туристских тропах. Так сколько же сулят нам тропы нехоженые, неизведанные или подсказанные новой тематикой актуальных задач, которые жизнь включает в повестку дня! В следующем году мы будем отмечать 30-летие со дня славной победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какой огромный простор для туристской инициативы, какие неисчерпаемые возможности для обогащения мыслей и чувств таятся в маршрутах по местам революционной, боевой и трудовой славы нашей Родины, в знакомстве с ее героической историей и величественными свершениями наших дней! Много могут рассказать и немые свидетели прошлого — будь то скромные памятники или величественные обелиски — и живые штрихи настоящего: размах новостроек, новый образ сел, преображенные пустыни, успешно реализуемые планы девятой пятилетки. Нередко автолюбители берут с собой в путешествие детей, особенно — старших школьников. Подумайте, чем может стать для молодого человег ка такое путешествие, какие струны его молодой души оно заденет, какие зерна гражданственности в ней посеет. Активное познание дорогих истин, понимание того, чем богата и славна наша история, какой ценой добыта великая Победа, как кипуча и интересна жизнь во всем ее многообразии — вот главный результат такого путешествия,