СПОРТВ редакцию «За рулем» приходят письма, содержащие вопрос — как стать гонщиком? Его задают школьники, юноши призывного возраста, военнослужащие. Все они хотят быть такими же умелыми раллистами, как С. Брундза, В. Бубнов, К. Гирдаускас, такими же мастерами шоссейно-кольцевых гонок, как Ю. Андреев, Э. Гриффель, X. Саарм. Что же посоветовать им? И мы решили, что лучше всего об этом расскажут сами гонщики — мастер спорта Валентин БОГАТОВ и мастер спорта заслуженный тренер РСФСР Виктор ЛАПИН.«ХОЧУ СТАТЬПосле увольнения в запас вернулся в столицу и стал водителем рейсового автобуса. В свободное от работы время увлекался штангой. Но вскоре понял, что тяжелая атлетика — занятие не по мне. И дело было не только в том, что требовалось преодолевать на тренировках большие физические нагрузки ия не всегда успевал восстанавливать силы, — мне хотелось, чтобы спорт больше помогал моей основной работе. И вот однажды вместе с друзьями я побывал на шоссейно-кольцевых гонках, проводившихся в Лужниках у Центрального стадиона имени Ленина. Вот тогда твердо решил: это и есть то, что мне надо. В городском спортивно-техническом автомотоклубе ДОСААФ меня направили в секцию, где группа энтузиастов 3 строила автомобили класса 500 см и карты. Радости моей не было предела. Я видел уже себя сидящим за рулем гоночной машины в шлеме и защитных очках и, казалось, слышал шелест шин и свист встречного ветра. Но прежде, чем это произошло, немало довелось потрудиться на сборке автомобилей и картов, над изучением их, а также подготовкой к соревнованиям. О моем участии в гонках не было и речи, я был простым механиком. Думаю, что неплохим, потому что уже знал автомобиль, умел его водить, привычен был ик работе токаря. Здесь, в секции, сразу же убедился, что спорт — это большой, напряженный труд, заставляющий нередко отказывать себе в отдыхе. Говорю об этом потому, что некоторые ребята, позанимавшись в секции месяц-другой, покидали ее, — они избегали черновой работы и хотели сразу стать гонщиками, без особых усилий. Нет, так не бывает. Сейчас, конечно, гоночных автомобилей и картов у нас намного больше, производят их специальные заводы. Но все равно, прежде чем выступить в соревнованиях, спортсмену приходится затратить немало труда и проявить смекалку для подготовки машины. Помню, как обрадовался, когда впервые предложили мне готовить собственный карт и выступить на нем в первенстве Москвы. Было это в 1962 году. Надо ли говорить о том волнении, страстном желании быть в числе лучших, с которыми вышел я на старт. Занял тогда четвертое место. Меня это, конечно, не очень обрадовало, но тренер был иного мнения, считая, что для начала совсем неплохо. В следующем году участвовал в первенстве Москвы и страны, каждый раз финишировал вторым. Готовился к соревнованиям настойчиво, хотя было нелегко. В то время работал и учился в вечерней школе, хотел получить законченное среднее образование, чтобы затем поступить в институт. Это мне удалось осуществить, но, как ни жаль было, а занятия спортом пришлось на три года прервать. Просто не хватало времени. Лишь перейдя на третий курс института физкультуры, удалось вновь вернуться к спорту, без которого не мыслил себе жизни. Теперь уже мне доверили спортивный автомобиль. Это был, если можно так сказать, переход в высший класс, подготовленный предыдущими выступлениями на карте. В 1966 году участвовал в кольцевых гонках в Минске на приз «Золотая осень», где был на финише вторым. С тех пор выступаю на «кольце» и ипподроме. Не всегда, разумеется, приходит успех, бывают и неудачи, но чаще всего нахожусь в числе лидеров. Четырежды был призером первенств страны, в активе — рекорд СССР на ЗИЛ-112С на 500 метров с места. В минувшем году завоевал на первенстве страны поКак знакомы мне эти вопросы. Почти всегда перед соревнованиями и после них гонщиков осаждают болельщики, главным образом ребята. Одни из них довольствуются тем, что проведут ладонью по капоту машины, другие, кто посмелее, стараются завести разговор о том, как стать спортсменом, что требуется для этого. В свое время, правда уже не в школьные годы, а значительно позже, и у меня появилась мечта сесть за руль гоночной машины. А вначале не думал об этом. Работал учеником токаря на одном из московских заводов, затем по путевке комсомола поехал на целину в Казахстан, два года был трактористом. Подошли сроки военной службы, меня направили в ремонтную роту одного из танковых училищ. Здесь еще ближе познакомился с техникой, ее обслуживанием. В армии приобрел специальность шофера. И служба в армии, и работа в сельском хозяйстве стали для меня прекрасной школой физической подготовки и водительского мастерства.70 лет со дня основанияВ июне нынешнего года Международной автомобильной федерации (ФИЛ) исполняется 70 лет. Созданная первоначально как Международная ассоциация признанных автомобильных клубов, ФИА теперь является единственным органом, правомочным осуществлять контроль за деятельностью автоспорта во всем мире. Она объединяет национальные организации 80 с лишним стран Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Штаб-квартира постоянно находится в Париже. Официальные языки — французский и английский. О структуре Международной автомобильной федерации, ее деятельности рассказывает председатель ФАС СССР, член комитета, а также спортивной и технической комиссий ФИА доктор технических наук профессор Л. Л. АФАНАСЬЕВ.Деятельность Международной автомобильной федерации выходит за чисто спортивные рамки. Она занимается также развитием международного автотуризма, безопасностью дорожного движения. По этим вопросам ФИА активно сотрудничает' с Международным туристским альянсом (АИТ). Действующий ныне устав, принятый в мае 1970 года, определяет основные цели ФИА — всемерно способствовать развитию международного автомобилизма и автотуризма; всеми доступными средствами содействовать развитию международного автоспорта на основе тесного сотрудничества между входящими в Федерацию членами; обеспечивать единство движения сторонников автомобилизма и защищать их моральные и материальные интересы. Устав также,предписывает ФИА не допускать никаких проявлений дискриминации по политическим, расовым и религиозным мотивам. Исходя из этих целей и строится структура Международной автомобильной федерации. Высший ее орган — генеральная ассамблея, заседания которой проходят ежегодно. Только здесь принимаются решения, определяющие общую политику Федерации. Причем каждая из национальных организаций, представленных в ФИА, имеет на заседаниях один голос. Генеральная ассамблея утверждает бюджет, устанавливает размер членских взносов, принимает новых членов. Все остальное время общее руководство деятельностью ФИА осуществляет комитет, имеющий весьма широкие полномочия. Он состоит из президента Федерации и 21 члена; их избирает на три года с правом последующего переизбрания тайным голосованием генеральная ассамблея. Комитет назначает генерального секретаря и его помощника, членов комиссии финансов, представляет генеральной ассамблее свои рекомендации по общей политике Федерации, по приему или исключению национальных организаций. В рамках ФИА работают постоянные международные комиссии: спортивная, картинга, техническая, туристическая, дорожного движения, таможенная, финансовая,34