дителей соцшлистическнх стран по результатам 1973 года. В опросе приняли участие редакции десяти журналов. Наибольшую сумму очков набрал трехкратный чемпион Европы по ралли С. Засада (ПНР). Последующие места в десятке распределились так: 2—3. Э. Кульмбахер (ГДР) и И. Топлодолский (НРБ); 4-^-5. И. Чубриков (НРБ) и А. Ферьянц (ВНР); 6. М. Ставовяк (ПНР); 7. Р. Муха (ПНР); 8. И. Паликович (СФРЮ); 9. Я. Блинек (ЧССР); 10. П. Хоммель (ГДР).мотогонкиДва известия в начале года облетели мир мотоспорта. Одно из них послужило признанием успехов мотогонщиков социалистических стран. Знаменитая американская фирма «Харлей-Давидсон», которая намерена потеснить японские ваводы в чемпионате мира, пригласила Яноша Драпаля, молодого спортсмена из Венгерской Народной Республики, всего три года выступающего в чемпионате мира по «кольцу», стать гонщиком № 1 в команде фирмы. В 1971 году он выиграл этап первенства в ЧССР3 затем, стартуя в том же классе 350 см , дважды завоевал «Большой приз Югославии», был первым в Австрии. Однако Драпаль отдал предпочтение заводу МЦ (ГДР), который, располагая в классе 250 емз мощными мотоциклами (58—60 л. е.), не смог добиться успехов лишь из-за отсутствия в своей команде гонщиков мирового класса. Другой сенсацией явился разрыв контракта между тринадцатикратным чемпионом мира по кольцевым мотогонкам итальянцем Джакомо Агостини и заводом, который «вывел его в чемпионы». Несмотря на семилетний стаж сотрудничества с «МВ-Агуста», Агостини в 1974 году предложил свои услуги японской фирме «Ямаха». Первопричина такого решения, очевидно, не в том, что в минувшем году Агостини несколько раз проигрывал гонщикам, выступавшим на «ямахах». Все решил более солидный куш, предложенный соперниками «МВ-Агусты».АВТОГОНКИ(В первенстве мира на машинах формулы 1 прошел второй этап — «Большой приз Бразилии». Эмерсон Фиттипальди, чемпион мира 1972 года, пересевший с «Лотоса» за руль «Мак-Ларена», одержал дома победу, показав среднюю скорость 183,2 км/час. Последующие места заняли: 'К. Регаццони (Швейцария), *Феррари»; Ж. Икс (Бельгия), «Лотос»; К. Паче (Аргентина), «Брэбхэм»; М. Хэйлвуд (Англия), «Мак-Ларен»; Р.- Петерссон (Швеция), «Лотос». Далеко не блестяще выступили гонщики фирмы «Тайрелл» (на машине которой Д. Стюарт в прошлом году стал чемпионом мира) — П. Депэлле был восьмым, а И. Шехтер — двенадцатым. Третий этап, проводившийся в ЮАР, был отмечен трагическим случаем. Во время тренировки погиб 35-летний американский гонщик Питер Ревсон. Считают, что причина аварии — поломка рычага передней подвески на его машине «УОП-Шэдоу». Первым на трассе «Кялами» был аргентинец Карлос Рейтеманн, выступавший за рулем автомобиля «ВрэбхэмБТ44». Это первая победа на машине знаменитой некогда марки за последние четыре года, после того как сам Джек Брэбхэм бросил выступать. Последующие места заняли: Ж. Бельтуаз (Франция); М. Хэйлвуд (Англия): П. Депэлле (Франция); Г. Штук (ФРГ); А. Мерцарио (Италия). После трех этапов лидирует швейцарец К. Регаццонн («Феррарн-312-БЗ») — 10 ичков. У новозеландца Д. Хыома, бразильца Э. Фиттипальди (оба на «Тексако Марлборо Мак-Ларен-М23»), аргентинца К. Рейтеманна («Брэбхэм-БТ44») и англичанина М. Хэйлвуда («Ярдли Мак-Ларен-М23») -- по 9 очков. * + * Гейнц Мелькус, известный спортсмен и конструктор гоночных автомобилей из Дрездена, объявил, что он больше не будет выступать в соревнованиях. Многократный чемпион ГДР 22 года стартовал на автомобильных гонках в своей стране и за рубежом.другого, либо сменщики переправляются в нужное место на вертолете или на автомобиле. В «Баха-1000» все мотоциклы делятся на два класса: до 125 см 3и свыше 125 см 3 . Как правило, это «многодневные» машины или же кроссовые, снабженные осветительными приборами. Фары в этих соревнованиях крайне необходимы, потому что в среднем из 20 часов гонки половина приходится на темное время. Лишь 20 процентов дистанции — асфальтированные участки. Остальное — каменистая пустыня, горные дороги, пыльная степь, покрытый грязью проселок. Неудивительно, что из нескольких сотен стартующих финишируют десятки. Проходившие в конце прошлого года соревнования «Баха-1000» закончило лишь 10 экипажей. В классе свыше 125 см 3 победила американская пара А. Бэккен и М. Мэйз, которые покрыли 1400 километров за 18 часов 42 минуты 51 секунду, то есть со средней скоростью 75 км/час. При этом около 10 часов они двигались в темноте. Победители выступали на шведском кроссовом мотоцикле «Хускварна» с 400-кубовым двухтактным двигателем мощностью 42 л. с. при 6500 об/мин и шестнетупенчатой коробкой передач. На прямых ровных участках пути максимальная скорость достигала 137 км/час. Бэккен и Мэйз прибыли на финиш с отрывом в три с лишним часа от экипажа трех братьев Демпси, которые выступали на 750-кубовом «Триумфе» и заняли второе место. В классе до 125 см 3 первенствовала также американская пара — Д. Миллер и П. Петти. которые на машине «Хонда» прошли ту же дистанцию за двадцать семь с половиной часов. Столь большой разрыв (учитывая общее время в пути) говорит об исключительной сложности этого вида соревнований, которые следует назвать марафонским мотокроссом. По трудности их можно сравнить лишь с шестидневкой ФИМ, суммарная дистанция которой, разбитая на шесть этапов, составила в 1973 году 1666 километров, а общее время движения — 40 часов.МОТОКРОССВ апреле стартовали два чемпионата мира — в классах 250 и 500 см 3 . Далеко не последнюю роль в этих сложных многоэтапных соревнованиях играют возможности мотоциклов. Приводим важнейшие характеристики кроссовых машин ведущих марок. Эти данные относятся к уникальным мотоциклам, подготовленным для фирменных спортсменов, выступающих в чемпионатах мира. Все машины снабжены двухтактными двигателями, за исключением четырехтактного БСА. Цифры, указанные после марки мотоцикла, обозначают: рабочий объем (см1), мощность (л. с ) , число об/мин, число передач, собственный вес без нагрузки (кг). Класс 500 см 3 . БСА (Англия): 498—446500—4—95; «Кавасаки» (Япония); 47638—5500—5—95; «Майко» (ФРГ): 38644—7000—4—97; «Сузуки» (Япония): 36742—7000—5—95; «Хускварна» (Швеция): 405—42—6200—6—96; 4 3 (ЧССР): 38038—6200—4—96; «Ямаха» (Япония): 49644-6500—5—97.3 Класс 250 см . «Бультако» (Испания): 244—36—7500—5—89; «Кавасаки» (Япония): 246—34—8000—5—94; КТМ (Австрия): 246—42—7800—6—92; «Майко» (ФРГ): 247—33—7400—4—90; «Пух» (Австрия): 246—35—7500—6—90; «Сузуки» (Япония): 246—30—7500—5—85; «Хускварна» (Швеция): 245—40—7000—6—97; 4 3 (ЧССР): 246—36—6800—5—89; «Ямаха» (Япония): 245 — 31—8000—5—89.СПИДВЕЙДобавление присадок к спиртовому топливу, на котором работают двигатели мотоциклов, сейчас стало довольно частым явлением. Небольшое количество нитрометана или других кислородсодержащих веществ, примешанное к топливу, позволяет получить заметный прирост мощности. Однако международные технические требования к машинам запрещают использование присадок. До недавнего времени контроль за соблюдением этого правила был возможен только посредством химического анализа проб топлива. С 1974 года Бюро контроля за спидвеем (Английская федерация спидвея) ввело выборочные проверки топлива на мотоциклах участников при помощи оптического газоанализатора. Он работает на том принципе, что napb'i разных веществ имеют разные коэффициенты оптического преломления. Прибор компактен и позволяет проводить мгновенную проверку на месте. При этом возможная ошибка в определении содержания той или иной присадки составляет всего один процент.* * *75 лет назад бельгиец Камилл Иенатии первым в истории мирового автомобильного спорта преодолел 100-километровый рубеж скорости. На машине под романтическим названием «Всегда недовольная» он прошел 1 мая 1899 года километр со стартом с хода, показав среднюю скорость 105,882 км/час. По тем временам это была большая сенсация, У машины, сконструированной и построенной Иенатци, был необычный, по существу первый обтекаемый кузов. Он имел форму цилиндра с заостренными концами и панели из алюминиевого листа. Двигатель рекордного автомобиля — электромотор, получавший питание от большого числа аккумуляторов. Мощность его составляла 40 л. с. В настоящее время эта историческая машина находится в экспозиции автомобильного музея г. Компьена (Франция).РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫСоревнования на специальных автомобилях — дрегстерах получили за последние годы широкое распространение в США. Проведенные недавно заезды на традиционную дистанцию 1/4 мили (402 метра) со стартом с места внесли поправки в таблицу рекордов на дрегстерах. Д. Гарлитс добился наилучшего результата на машине с поршневым двигателем неограниченного литража — 5,79 секунды; при пересечении линии финиша он шел со скоростью 394,74 км/час. Но абсолютный рекорд установил Э. Фокс на дрегстере с реактивным двигателем: 4.62 секунды и 606,7 км/час. Среди недавних рекордов надо упомянуть и абсолютный рекорд на дрегстере-карте. Мак-Клюрнл на миниатюрной машине с ракетным двигателем, развивающим тягу 0,45 тонны, прошел 402 метра с места за 6,14 секунды. 39* * *Полуостров Калифорния в Мексике давно стал местом проведения традиционных мотоциклетных состязаний «Ваха1000». Они представляют собой гонку по пересеченной местности на 1400 километров. На дистанции расположены контрольные пункты, через которые гонщики должны обязательно пройти и где они могут провести ремонт и заправку машин (время, затраченное на эти операции, не нейтрализуется). Каждый мотоцикл ведут, сменяясь, два-три спортсмена. Порядок смены зависит от их тактического плана: либо вся дистанция делится ими ва две-три части и один ждетРАЛЛИПольский журнал «Мотор» совместно с радиожурналом «За рулем» и заводом автомобильных шин в г. Дембнца организовал большой международный опрос спортивных журналистов с целью выявить десятку сильнейших раллистов-во