Расход топливаМногих читателей интересует, что такое «контрольный расход топлива», величина которого приводится в инструкциях на автомобиль, почему этот расход всегда отличен от того, что получается в реальной эксплуатации, как определяют их величину. «Справочная служба» журнала уже отвечала на аналогичный вопрос (1969, № 4, стр. 20), но для наших новых читателей повторяем ответ с дополнениями. В процессе испытаний каждой конкретной модели определяют для нее так называемую экономическую характеристику. Несколько упрощенно — это график зависимости расхода топлива от скорости автомобиля, находящегося в идеальном состоянии при движении на прямой передаче в идеальных условиях по ровному участку идеальной дороги. Для разных машин кривая экономической характеристики имеет разные вид и абсолютные значения. Самую низкую точку этой кривой принимают как контрольный расход топлива для данной модели. Это один из главных показателей технического состояния машины. Определяют контрольный расход при помощи специального оборудования, на полигоне, приведя весь автомобиль в соответствие с ТУ и учитывая в расчетах все влияния температуры, ветра, трассы и многих других факторов. Эксплуатационный же расход топлива — это количество топлива, которое фактически «съедает» двигатель вашего автомобиля. Сюда суммируется и то, что тратится на прогрев, и то, что уходит на разгон и ожидания у светофоров, расход при разных нагрузках, на разных дорогах и на различных передачах. Поэтому эксплуатационный расход довольно сильно меняется в зависимости от сезона, дороги, скоростей. Как проверить эксплуатационный расход? Это можно с достаточной точностью сделать самому. Заправьте бензобак «под пробку» и точно запишите показания спидометра. Так вы получите нулевую точку отсчета. Затем так же тщательно отмечайте, сколько топлива вы заливаете. Через некоторое время (для большей точности советуем " взять не менее 1000 километров пробега с начала учета) вновь заправьте бак дополна, долив его до нужного уровня с точностью до 0,5 л. Суммируйте весь израсходованный за контрольный пробег бензин, разделите это количество на пробег и умножьте на 100 — получится удельный эксплуатационный расход топлива (л/100 км).мобилестроения не только США, но и европейских стран, Японии, Латинской Америки. В нем приводятся статистические данные мирового производства автомобилей. Тематика журнала охватывает технические проблемы безопасности движения и токсичности двигателей. Для любителей спорта интерес представляет ежегодный анализ конструкций гоночных автомобилей, стартующих на соревнованиях в Индианаполисе. Много статей посвящено новейшей технологии автомобилестроения, механизации и автоматизации производства. Журнал выходит два раза в месяц с некоторым сдвигом по срокам сравнительно с американским. Подписаться на переводной журнал «Автомобильная промышленность США» можно в местных предприятиях «Союзпечати» И отделениях связи, начиная с любого месяца. Он распространяется только по подписке ив розничную продажу не поступает. Подписная цена на один месяц составляет 70 копеек (на год — 8 руб. 40 коп.). Индекс журнала (его важно знать при подписке) — 91305 по «Каталогу иностранных научных и научно-технических журналов на 1974 год».служба«Автомобиль года»«Несколько лет назад я узнал, что модель ФИАТ-124, близкая родственница наших «жигулей», заняла первое место на конкурсе «Автомобиль года», — пишет из Орла Л. Пущин. — Расскажите, пожалуйста, что это за конкурс». Ежегодно в Амстердаме по инициативе голландского автомобильного журнала «Ауто-Визи» собирается международное жюри. В него входят 45 «автомобильных» журналистов из 11 европейских стран. Они оценивают все легковые модели, появившиеся за прошедший год, в отношении совершенства конструкции, комфорта, безопасности, удобства управления, качества изготовления и выносят свой приговор. По итогам голосования выявляется так называемый «Автомобиль года» — модель, которая со всех точек зрения признается наилучшей, Журнал «Ауто-Визи» не одинок. И в Европе ив Америке проводится немало анкет, опросов, конкурсов, также определяющих «Автомобиль года». Их устраивают различные организации, в том числе редакции журналов и газет. Эти референдумы во многом носят рекламный характер. Очередной конкурс отдал пальму первенства среди моделей 1973 года автомобилю «Мерседес-Бенц-450». Конкурс «Автомобиль года» проводился в одиннадцатый раз. Список его победителей приведен ниже. Год и номер журнала «За рулем» с описанием машиныМотоцикл с... радиатором«Что дает применение водяного охлаждения для мотоциклетных двигателей?» — спрашивает С. Кусков из Орла. i Водяное охлаждение можно встретить сегодня на серийных мотоциклах заводов «Сузуки» (Япония) и «Цюндапп» (ФРГ) с двухтактными двигателями. На • «Сузуки-ГТ/50» конструктивно оно подобно автомобильному — с радиатором, развитой водяной рубашкой вокруг цилиндров, насосом и термостатом. Его емкость — 4,5 л. Водяное охлаждение обеспечивает двигателю постоянный температурный режим независимо от дорожных и погодных условий и стабильность мощности. Оно дает возможность поддерживать зазор между поршнями и цилиндрами равный 0,05 мм, в то время как при воздушном охлаждении зазор составляет 0,38 мм (это позволяет избежать заклинивания поршня при значительном нагреве двигателя). Меньшими при водяном охлаждении бывают тепловые деформации цилиндров, особенно опасные для двухтактного трехцилиндрового мотора (каким оснащен «Сузуки-ГТ750»), где средний цилиндр работает в невыгодных условиях, Само по себе водяное охлаждение на мотоцикле — не такая уж новинка. Еще до первой мировой войны в Англии выпускались «водяные» «скотты». В последние годы оно получило широкое распространение на гоночных мотоциклах. В этой связи достаточно назвать такие всемирно известные заводы, как МЦ (ГДР) и «Ямаха» (Япония).Модель автомобиля онСтранаДля подзарядкиаккумуляторов««Ровер-2000» «Моррис-1800» «Рено-16» ФИАТ-124 НСУ-РО80 «Пежо-504» ФИАТ-128 «Ситроен-ЖС» ФИАТ-127 «Ауди-80» «МерседесБенц-450» Англия Англия Франция Италия ФРГ Франция Италия Франция Италия ФРГ ФРГТак назывался материал, помещенный в разделе «Советы бывалых» апрельского номера журнала. У нескольких читателей возникли вопросы, связанные со схемой прибора и его подключением. Отвечаем на них. Главное, о чем надо помнить, — это осторожность и несколько несложных правил безопасности. Первое — вначале установите выводы прибора на клеммы аккумулятора и лишь затем включайте прибор в сеть, но никоим образом не наоборот. Второе — позаботьтесь, чтобы сам аккумулятор во время зарядки стоял на сухой и хорошо изолированной площадке. И третье — исключите возможность случайного касания клемм детьми или непредупрежденными посторонними лицами. Эти предупреждения мы делаем ввиду того, что предложенная схема может представлять опасность, если не выполнять простые предосторожности, не лишние при работе с любым электроприбором.Пружины подвески «Запорожца»Многих владельцев автомобилей автозавода «Коммунар» интересует маркировка и подбор пружин задней подвески ЗАЗ-965, 965А и более поздних моделей. Рассказать об этом, в частности, просят К. Пиолий из г. Орехово-Зуево, москвичи Ю. Долгий и Н. Смирнов, рижанин И. Лацис. Отвечает главный конструктор завода «Коммунар» В. П. Стешенко. Пружины задней подвески «запорожцев» моделей «965» и «965А» выпускаются двух групп. Разница между ними в жесткости. Детали первой группы имеют маркировку в виде одной риски у конца одного из опорных витков пружины и цветной полоски на среднем витке. У таких пружин условная жесткость от 447 до 462 кг. Вторая группа (от 462 до 477 кг) маркируется двумя рисками и двумя цветными полосками в тех же местах. Аналогично различаются и маркируются пружины задней подвески моделей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. И на этих машинах одной риской и полосой метят более «мягкие» пружины. Если просела или вышла из строя пружина, нужно заменить сразу обе. Ведь по сравнению с новой вторая пружина, прослужившая десятки тысяч километров, окажется «слабой», и, как следствие, возможно появление поперечного перекоса автомобиля. Поэтому следите за тем, чтобы и новые пружины были одной группы.1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 19731966 — 11 1966—8 1968—4 1969-11 1971—4 1971 — 11 1974—1,———«Мерседес-Бенц-450» — новый конкурса «Автомобиль года».лауреатТолько по подпискеВ. Крайнева из Таганрога интересует содержание журнала «Автомобильная промышленность США»; он спрашивает также, где его можно приобретать. Журнал «Автомобильная промышленность США», издающийся в СССР с 1961 года, является полным переводом на русский язык американского журнала «ОтоМоутив Индастрис». В конце каждого года он традиционно публикует подробные обзоры автомобилей и двигателей моделей следующего года, а также помещает их технические характеристики. Журнал широко освещает новинки авто3*15