Страничка"CftajVмотоциклиста"~-=^^л?>Й9^^рУУСТОЙЧИВОСТЬ и УПРАВЛЯЕМОСТЬот ЧЕГО они ЗАВИСЯТНе допускать резонанса!Перейдем теперь к случаям внезапной потери устойчивости при движении мотоцикла. Речь пойдет не об очевидных причинах, таких, как прокол шины, блокирование колеса оборвавшейся цепью, а о тех, которые на первый взгляд мало связаны с происшедшим падением. Есть немало водителей, главным образом мототуристов, которым знакомо следующее. Полностью загруженный мотоцикл движется по шоссе со скоростью 100 км/час. Ничто, кажется, не предвещает беды. Внезапно на волнистом участке мотоцикл начинает раскачиваться из стороны в сторону, сначала слабо, затем все сильнее, вырывая руль из рук и «рисуя» на дороге черный след в виде змейки. И вот — головокружительное, не поддающееся описанию падение! В чем тут дело? Оказывается, на дорожном покрытии, имеющем продольные волны, мотоцикл может раскачиваться не только вверх — вниз, но ив поперечном направлении. Самые разнообразные причины этого явления часто объединяет одно: при определенных условиях на движущийся мотоцикл передаются переменные по величине и направлению силы, действующие под углом к плоскости, в которой лежат точки опоры колес и центр тяжести машины. Так, если деформирована («закручена») рама, то при движении по волнам точка А контакта колеса с дорогой (рис. 6, а) колеблется в наклонной плоскости, не|ыЕйДемпфер, руль и щитокWRSffigwМногие модели мотоциклов оснащаются демпфером. Он служит для уменьшения колебаний руля при движении по плохим дорогам, при боковом порывистом ветре. На дорожной машине демпфер имеет простейшую конструкцию. Он работает за счет сил сухого трения, из-за чего при затянутом винте трудно повернуть руль плавно на небольшой угол. Поэтому на мотоцикле-одиночке управление становится грубым, неточным, а это отрицательно сказывается на устойчивости машины, особенно при малых скоростях, когда почти отсутствует стабилизирующий гироскопический момент колес. Учитывая состояние покрытия и скорость движения, водитель должен в одних случаях затягивать винт демпфера, в других — ослаблять. Двигаясь, например, по хорошему шоссе, винт демпфера можно полностью освободить. На некоторые спортивные мотоциклы вместо такого демпфера устанавливают специальные гидрогасители колебаний руля, свободные,от недостатков демпфера сухого трения. Однако из-за сложности и большой стоимости на дорожных мотоциклах они, как правило, не применяются. Водителям, которым часто приходит-, ся ездить по бездорожью, можно рекомендовать руль увеличенных размеров и жесткости." Он способствует более точному • ' управлению мотоциклом, уменьшению раскачивания от порывов ветра и неровностей дороги. В итоге — большая устойчивость. Пример конструкции такого руля приводился в журнале «За рулем» (1970, № 3). Что касается различных экзотических конструкций, постоянно рождающихся в любительских мастерских, то они обычно способны поразить воображение окружающих, а не облегчить управление. Кстати, ряд полезных советов мотоциклистам — конструкторам рулей дает в своей книге «Мотоцикл без секретов» заслуженный мастер спорта И. М. Григорьев (Издательство ДОСААФ, Москва, 1973). Совершенно исправный мотоцикл мо,жет утратить значительную долю своей устойчивости после установки дополОкончание. Начало — в № 5 20нительного оборудования: дуг, багажников, различных щитков, конструкция которых не отвечает определенным требованиям. Наибольшую роль здесь играет ветровой щиток: маловыгнутый, плохо обтекаемый, неправильно установленный, он не только хуже защищает водителя от пыли и грязи, но и может вызывать неприятные колебания руля, тем большие, чем выше скорость движения. «Плоский» щиток, установленный почти вертикально поперек воздушного потока, сильно его эавихряет и сам из-за этого испытывает хаотические рывки, передающиеся на мотоцикл. К тому же при такой установке «центр парусности» щитка смещен вперед по отношению к оси вращения вилки, делая из нее своеобразный флюгер. Щиток стремится повернуть вилку на 180°, что отрицательно сказывается на устойчивости, особенно при большой скорости движения (рис. 5, а). Этих недостатков не имеет обтекаемый щиток, установленный даже более наклонно, чем вилка (рис. 6, б). В этом случае улучшается и защита водителя от потока пыли и грязи, так как он находится в наиболее «спокойной» зоне, непосредственно* за щитком. Хорошо сконструированный обтекаемый ветровой щиток не только не вносит помех в управление мотоциклом, но даже может значительно улучшить его характеристики, повысив скорость, снизив расход топлива и др. Вспомните обтекатели гоночных мотоциклов. Рис.5. Неправильное (а) и правильное (б) положение щитка.