30
31
зуются чехословацкие грузовые машины . Они экспортируютсяв 60 стран. К руп ­ нейшим покупателем является Советский Союз.НОВЫЕ МОТОЦИКЛЫ ИЗ ЦШОПАУВслед за моделью «ТС250» завод МЦ в г. Цшопау (ГДР) включил в производственную программу еще одну новинку — легкий мотоцикл ТС125/150. Он является дальнейшим развитием известных моделей МЦ с двигателем рабочим 3 объемом 125 и 150 см и, на первый взгляд, очень похож на старшего собрата. МЦ-ТС125/150 оснащен передней телескопической вилкой (с большим ходом — 185 мм), 12-литровым топливным баком новой формы, эластичной подвеской силового агрегата, указателями поворота, реконструированным сиденьем клиновидной формы. Силовой агрегат остался практически тем же самым, что и на прежнем мотоцикле МЦ-ЭТС125. Рабочий 3 объем двигателя равен 125 или 150 см , а его мощность — соответственно 10 или 11,5 л. с. Мотоцикл весит 114 кг и может развивать скорость 100 (модель «ТС125») или 105 км/час (модель «ТС150»).•••Итальянская фирма «Инноченти», ранее выпускавшая мотороллеры «Ламбретта» (их производство было прекращено из-за отсутствия спроса), в настоящее время ведет сборку английских машин «Остин-мини» в количестве 70 тысяч штукв год. На шведских легковых автомобилях СААБ-99Л модели 1974 года передние сиденья выполнены заодно с подголовник ами . Уложенные под слоем обшивки спирали электроподогревателя при включении зажигания поддерживают (при помощи терморегулятора) температуру под ушки на уровне 27 градусов тепла.•••КОРОТКОВсе более быстрые Темпы набирает чехословацкое автомобилестроение — к руп ­ нейшая отрасль промышленности. В 1974 году по плану развития народного хозяйства страны с конвейрров автозаводов сойдет 176 тысяч легковых автомобилей н 33 тысячи грузовиков . Наибольшей популярностью на мироВцх рынках поль•••Во Франции действует 16 автомобильн ых музеев. Число экспонатов в каждом из них — от 20 до 117 штук , а общее количество составляет 912 автомобилей.ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ США В 1974 ГОДУВ нынешнем году автомобильная промышленность США испытывала удар за 1к ударом. Прежде всего, энергетический кризис заметно повлиял на спрос. На разные сроки закрывали предприятия, увольняли рабочих. Широко распространенные в Америке легковые «дредноуты» с 7-литровыми моторами,- расходующие на 100 километров 25—281 литров бензина с октановым числом 93 + 9 8 , стали привлекать меньше покупателей. В то же время резко возроб сбыт! компактных, по габаритам близких к нашей «Волге» моделей, особенно «.Форд-п|инто», «Шевроле-вега», «АМ-хорнет». Орщее число легковых моделей на 1974 Год поэтому сократилось со 160 до 151.! Из них «Джене-' рал | Моторс» принадлежат 44 модели, «Форду» — 36, «КрайслеЬу» — 57, «Америкен Моторс» 4- 14. Г Немало трудностей, доставили автомобильным компаниям пят]Ь новых стандартов на безопасность мащин и нормы загрязнения окружающей I среды, которые вступили в силу с1 яйваря 1974 года. Отныне легковые машийы должны оснащаться бамперами, обеспечивающими сохранность всех элементов безопасности (к ним, как известно, относятся бамперы, стекла и лампы фар и т. п.) при столкновении на скорости до 8 км/час. Резко ужесточено также требование к прочности )стоек кузова и крыши, что практически ставит йне закона машины со складным матерчатым тентом. Все выпускаемые с нынешнего, года автомобили в обязательном порядке' должны быть оборудованы системами, • не позволяющими вклнЬчить зажигание, пока водитель и пассажиры не (Застегнут ремни безопасности. Кроме того, законами отдельных штатов приняты более жесткие нормы на шумвость автомобилей, а в Калифорнии с начала года действует новый стандарт, по моторому допустимое содержание окислов азота в отработавших газах сокращено на треть. Перечисленные требов ания поставили заводы перед необходимостью сложных конструктивных усовершенствований, которые немедленно сказались на цене машин. Мы' не будем здесь йавать общей характеристики легковых автомобилей США, не станем приводить их параметры и рассматривать отдельные классы машин. Представление об этом дает обзор, помещенный в майском номере журнала за 1972 год. Здесь же остановим внимание лишь на новшествах. Модели этого года, как и минувших лет, несмотря на кажущееся многообразие, широко унифицированы между собой. Достаточно сказать, что такой гигант, как «Дженерал Моторс», использует лишь семь разновидностей базовых «коробок» кузовов. В комбинации с декоративными элементами (облицовка радиатора, молдинги и др.), различными силовыми агрегатами, трансмиссиями, оборудованием салона число моделей доведено до сорока четырех. Для того чтобы охватить как можно больше покупателей, широко используют и цветовые варианты. Так, на моделях «Шевроле» применяются сочетания 16 цветов кузова с семью оттенками винилового (под ткань) покрытия крыши. Внешний вид автомобилей заметно пострадал от введения непропорционально массивных бамперов. На машинах объединений «Америкен Моторс» и «Крайслер» они снабжены гидравлическими амортизаторами, на автомобилях компании «Форд» — резиновыми элементами, а на некоторых моделях «Понтиак» концерна «Дженерал Моторс» стальной брус переднего бампера заполнен изнутри пеноуретановым эластичным пластиком. Совершенно новых по внешнему виду моделей в нынешнем году немного. Среди них выделяется приятный формами «Матадор» фирмы «Америкен Моторс». Кстати, эта фирма, выпускающая сравнительно небольшие автомобили, заметно усилила свои позиции за счет трех крупнейших автомобильных концернов США. По скромности линий «Матадору» уступает даже «Форд-мустанг-И», малогабаритная спортивная машина, кузов которой разработан известной итальянской фирмой «Гиа», принадлежащей теперь «Форду». «Мустанг» второго поколения несет на себе несомненные черты европейской конструкторской школы. Интересно, что все размеры четырехцилиндрового двигателя (2300 см 3 , 100 л. с.) этой машины впервые в американской практике выполнены в метрической, а не в консервативной и неудобной для пользования дюймовой системе (которая широко распространена в США). В моторостроении американские фирмы придерживаются двигателей больших рабочих объемов (до 7,0 и даже 8,2 л). Этому невольно способствовала борьба с токсичностью выхлопа и переход на неэтилированные бензины с низким для США октановым числом — 91. Как следствие, пришлось уменьшить до 7,6 — 8,5 степень сжатия, что привело к падению мощности. Кроме того, на мощности сказалось введение специальной аппаратуры для уменьшения токсичности выхлопа. Чтобы сохранить примерно прежнюю мощность, заводы пошли на некоторое увеличение литража двигателей. Среди автомобилей 1974 года самыми мощными двигателями располагают отдельные модели «Понтиака» — 290 л. с. А самым (американцы любят подчерки-«Шевроле-вега» — одна из компактных машин, которые получили растущую популярность в условиях энергетического кризиса.Спортивный «Форд-мустанг-Н». Оснащается либо шестицилиндровым (2800 см 3 ), либо четырехцилиндровым (2300 см3) двигателем. Это первый американский автомобиль с метрическими, а не дюймовыми размерами. Новинка объединения «Америкен Моторс». Эта модель «Матадор» с восьмицилиндровым (6572 смЗ, 235 л. с.) двигателем развивает 176 км/час и разгоняется с места до 100 км/час за 8,2 секунды. «Крайслер-империал-ле барон» — представитель традиционных американских «сверхавтомобилей». 3 Оснащен восьмицилиндровым (7210 см , 230 л. с.) двигателем и имеет убирающиеся фары. Длина машины — 5,87 м.35Четырехдверные кузова по-прежнему сохраняют в США немало приверженцев. На снимке — «компактный» (в понимании американцев) автомобиль «Плимутвэлиант». Предусмотрено оснащение' его двигателями трех разновидностей: шестицилиндровыми (3240 см 3 , 95 л. с. или 3690 см3,3 105 л. с.) и восьмицилиндровым (5210 см , 170 л. с ) . Длина автомобиля 5,019 м, база 2,745 м.30 вать это определение) технически интересным нововведением в области двигателей является четырехцилиндровый мотор (2000 см 3 , 135 л. с. при 6400 об/мин) с четырьмя клапанами на цилиндр для «Шевроле-вега». Это результат совместной работы с английской фирмой «Косворт», известной своими гоночными двигателями. Немалый интерес представляет и аккумулятор емкостью 77 ампер-часов, устанавливаемый на «Линкольне-континенталь». Этот прибор в течение всего срока службы не требует добавления электролита и воды. И раз речь зашла об электрооборудовании — несколько слов об электронных системах зажигания. Они перестали быть редкостью и применяются на «крайслерах», «бюиках», «олдсмобилях», «кадиллаках», «фордах», «Меркуриях». Американцы любят машины с различными видами автоматических устройств, сигнализаторов, регуляторов. Наличие такого оборудования на тех или иныхмоделях всегда обеспечивает им хороший сбыт. Среди новинок нынешнего года в этой области — индикатор износа шаровых шарниров передней подвески на «Шевроле», звуковой сигнализатор износа накладок дисковых тормозов на «бюиках» и «олдсмобилях», устройство, автоматически поднимающее антенну при включении радиоприемника («Бюик»), указатель уровня воды в бачке омывателя стекла («Крайслер»), электронные цифровые, взамен стрелочных, часы («Кадиллак»). На репрезентативном «Форде-сандерберд» впервые применены обогреваемые лобовое и заднее стекла. Нагревательным элементом служит дорогостоящая золотая пленка, нанесенная на полиэфирную прослойку триплексного стекла. Вместо традиционной регулировки сидений по длине относительно руля на ряде моделей «Понтиака» внедрен регулируемый (посредством рычажка на панели приборов) блок педалей. Его ход — 100 мм. Не менее оригинальную новинкупредложил «Бюик». Электронная система «Мак-Трак» исключает при резком разгоне пробуксовку задних колес. Однако все эти, в общем небольшие, усовершенствования не изменили облика американского автомобиля. Он попрежнему остается крупногабаритной тяжелой (весящей подчас 2,5 тонны) машиной, снабженной 6—7-литровым двигателем, настоящим пожирателем бензина. Коренные изменения в типаже американских легковых машин еще не наступили, хотя очевидно, что пришло время для более рациональных конструктивных решений, для отказа от «гигантомании» в технической политике. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, и теперь даже «Кадиллак» работает над компактной моделью. Если бы не «Форд-мустанг-И» и «Шевроле-вега-Косворт», то 1974 год можно было бы назвать очередным годом прогресса сомнительных для будущего «сверхавтомобилей». М. КУУЗЕ, инженер31