Автомобиль давно перестал быть типичным горожанином. Все больше машин получают постоянное жительство в селах, деревнях и рабочих поселках. И здесь, надо сказать, нет многих «городских» проблем, а в частности гаражной: пожалуйства, стройте одиночные боксовые гаражи. Если в условиях плотной жилой застройки больших городов, где дорог каждый метр свободного места, строительство одноэтажных боксовых гаражей недопустимо, то на усадьбах сел и деревень, в малоэтажных рабочих и дачных поселках, в маленьких городах им честь и место. Но и тут с увеличением производства автомобилей возникают свои сложности. «Как грибы начинают расти разношерстные, порой уродливые сооружения, не соответствующие никаким эстетическим нормам, вызывающие возражения пожарной охраны», — пишет в редакцию В. Цимерман из поселка Троицкое Алтайского края. «В нашем поселке Новостройке возле Уральска всего 65 одноквартирных домов, но у жителей имеется уже восемь автомобилей, и все они хранятся в кое-как состряпанных гаражах, которые мы называем «тяп-ляпскими». И самим неудобно, и поселок они не украшают», — сетует Р. Дейберт. Озабочены этим многие читатели журнала. Хочется выстроить удобный красивый гараж боксового типа, но с кем посоветоваться! «По-видимому, имеются типовые проекты одиночных гаражей для индивидуальных владельцев. Куда за ними обращаться! Нельзя ли рассказать о них на страницах журнала!» — просит, например, А. Перевощиков из удмуртского села Ушурское и В. Чехов из Харцызска Донецкой области. Такие проекты есть, и с некоторыми из них мы сейчас сельских автомобилистов познакомим. Слово сотруднику Ленинградского филиала Гипроавтотранса главному инженеру проекта Ю. А. ГОЛЬДЕНБЕРГУ.будет присоединяться к пионерам застройки, предназначен дополнительный элемент проекта — бокс тех же размеров, но без левой стены; таким образом, к основному гаражу можно пристраивать любое количество боксов (рис. 3 на вкладке). Теперь о материалах. Проект предусматривает применение типовых сборных элементов, широко изготовляемых заводами железобетонных изделий. Три варианта проекта рассчитаны на различные сочетания этих материалов: тип первый — стены кирпичные, покрытие из сборных железобетонных плит; тип второй — стены и покрытие из сборных железобетонных плит; тип третий — стены и покрытие из сборных железобетонных вибропрокатных панелей. Размер ячейки позволяет поместить в таком боксе любой из продающихся населению легковых автомобилей отечественного производства. Распространяет этот типовой проект Новосибирский филиал Центрального института типовых проектов. Его адрес: 630051, Новосибирск, проспект Дзержинского, 81. Для тех, у кого нет соседа-компаньона, кто хочет построить одиночный гараж на своей усадьбе, был в свое время разработан типовой проект (50396) одиночного гаража-бокса размером 3X6 м (рис. 2). Семь вариантов проекта предусматривают применение " самых различных материалов: сборных железобетонных панелей, сборных железобетонных плит, асбоцементных листов, деревянных щитов, стальных щитов, кирпичных стен с асбоцементным покрытием, кирпичных стен с покрытием из железобетонных плит. Этого типового проекта уже нет в числе ныне действующих, но его можно получить, обратившись в Ленинградский филиал Гипроавтотранса по адресу: 191065, Ленинград, ул. Герцена, 19. Тех, кто будет строить гараж из деревянных щитов, следует сразу же предупредить, что его расположение среди других деревянных построек нужно согласовать с работниками пожарной охраны. Помните, что в гаражах любого типа запрещена установка каких-либо печей или электронагревательных приборов. Тепло сюда можно подвести только при помощи батарей центрального отопления. В каждом одиночном гараже должны иметься огнетушитель или ящик с песком. После постройки гаража обычно возникает другая проблема: как его оборудовать, чтобы все необходимое для ремонта и ухода за автомобилем было под руками и не мешало, не загромождало весьма ограниченную полезную площадь. Напомним, что подробный материал на эту тему «Ваш гараж» был опубликован в ноябрьском номере журнала «За рулем» за 1971 год.Однако сегодняшнее село быстро меняет свой облик, шагая в ногу с современностью. На смену традиционным деревенским избам приходят светлые просторные дома, построенные по типовым и индивидуальным проектам, обеспеченные всеми коммунальными удобствами. Ведется комплексная жилая застройка колхозных и совхозных усадеб, поселков возле небольших предприятий местной промышленности. Это диктует и новые решения в гаражном строительстве. О них рассказывает старший инженер Проектно-технологического и художественно-конструкторского института Министерства местной промышленности Эстонской ССР Е. М. РАНДМАА.Сейчас почти каждая вторая семья в селах Эстонии имеет свой автомобиль, мотоцикл или мотороллер. Недалеко время, когда они будут в каждой семье. Поэтому стало целесообразным проектировать все сельские дома со встроенным гаражом. Это экономит площадь приусадебного участка, гараж обходится дешевле обособленного, получается гораздо удобнее, выигрывает архитектурная завершенность застройки. Руководствуясь такими соображениями, сотрудники таллинского института «Эстколхозпроект» разработали типовой проект (автор — архитектор Т. Кулль) сельского дома с гаражом под названием «Куллипеза» (рис. 1). Дом такого типа состоит из двух частей — жилой, где размещается квартира из четырех-пяти комнат, и хозяйственной пристройки, соединенной с квартирой теплым внутренним коридором. Часть пристройки — 25 м2 — занимает гараж, по соседству с ним размещаются прачечная и баня. Отапливается весь дом с пристройкой индивидуальной котельной в подвале. Зимой температура в гараже поддерживается в пределах 5—10 градусов выше нуля. В качестве строительного материала для сооружения используются высокопрочные силикальцитные стеновые панели, изготовляемые на заводе из песка и извести и весьма распространенные в республике. Варианты проекта рассчитаны и на применение кирпича. Проект этот пользуется большой популярностью у индивидуальных застройщиков. Иначе выглядит индивидуальный гараж в курортных районах или городских предместьях. Здесь владелец коттеджа не нуждается в комплексной хозяйственной пристройке и использует под гараж часть пустующего подвального помещения (рис. 5) или встроенный бокс (рис. 4). Дополнительные затраты на встроенный в подвал теплый гараж не превышают 7 процентов стоимости всего дома. Двух—четырехквартирные дома этого типа строят по индивидуальным проектам. Иногда каждая квартира в таком доме располагается на трех уровнях: внизу — большая общая комната, ванная, кухня, наверху — спальни, в подвале — гараж. Жилые помещения изолируются от него специальным пароизоляционным слоем, упрочняется цементная основа пола.Нашим институтом разработаны два типовых проекта боксовых гаражей для села. Более перспективен гараж (типовой проект 503—78), который возводится не в собственном дворе, а на специально отведенной для этого площадке. Задумавшему строить его нужно подобрать себе напарника, потому что основной элемент гаража размером 6Х X6м рассчитан на два легковых автомобиля. Такое объединение значительно снижает стоимость одного машино-места и никаких неудобств не создает, поскольку гараж перегорожен металлической сеткой. Для тех, кто в дальнейшем 3. «За рулем» № 7Иллюстрации — на вкладке