К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияНАШИ ПЕРВЫЕ ДИЗЕЛИавгусте исполняется 40 лет со дня проведения в Советском Союзе (Международного конкурса дизель-моторов. В нем наравне с 40 автомобильными дизелями зарубежных фирм прошли всесторонние испытания и два двигателя советской конструкции и производства («За рулем», 1974, № 5)J Они носили название КОДЖУ и были установлены на шасси пятитонных грузовиков Я-5 Ярославского автозавода (ныне это моторный завод). Среди нескольких опытных конструкций, созданных советскими специалистами, КОДЖУ оказался наиболее удачным. Он по существу положил у нас начало работам над автомобильными двигателями с самовоспламенением топлива от сжатия. 1КОДЖУ спроектировало в 1933 году особое конструкторское бюро (ОКБ) под руководством известного ученого, впоследствии профессора, члена-корреспондента Академии наук СССР <Н. Р. Бриллинга. Детали для опытных образцов делали на нескольких заводах страны, причем большую их часть — на Ярославском автозаводе, который, кроме того, вел под руководством ОКБ и сборку. Автомобили с быстроходными дизелями, работающими на тяжелых погонах нефти (газойль, соляровое масло и др.), в 1925—1933 гг. за границей строили многие заводы, однако широкому их применению мешали относительно большой удельный вес (от 7 до 12 кг/л. с ) , сложность конструкции и довольно высокая стоимость. Серьезным недостатком дизелей тех лет была трудность пуска, особенно на холоде. Несмотря на сравнительно малый опыт, советским специалистам, работавшим в ОКБ над дизелем (КОДЖУ, удалось преодолеть эти недостатки. Их мотор оказался лишь на 5—6 процентов тяжелее равного по мощности карбюраторного двигателя — немалое достижение. Оригинальная и простая по конструкции форма камеры сгорания обеспечивала быстрое и надежное начало сгорания, хорошую полноту догорания смеси в цилиндре, быстрый запуск двигателя. Мотор заводился в течение одного-двух оборотов коленчатого вала от электрического стартера обычного типа без какой-либо предварительной подготовки. Уже тогда нашли применение алюминиевые поршни и дюралюминиевые крышки коренных подшипников. Удачно разработанные алюминиевый (I) блок и чугунная головка цилиндров дали в целом относительно простую, прочную и легкую конструкцию. Для охлаждения наиболее нагревающихся частей мотора, в частности головки цилиндров, корпуса форсунок, были предусмотрены широкие каналы, по которым протекала вода. Интересно, что для повышения долговечности на дизеле КОДЖУ был применен очень жесткий, семиопорный ко-ВОтечественные Число иm расположение ЦИЛИНДРОВ Е4 466666 V12 V12 V12 V12 V6 V8 V8 V8 V12 V12автомобильныедизеличЯАЗ-204А ЯАЗ-204В ЯАЗп206А ЯАЗ-206Б ЯАЗ-206Д ЯАЗ-206И ЯАЗ-206К Д-12А-300 Д-12А-375 Д-12А-450 Д-12А-525 ЯМЗ-236 ЯМЗ-238А ЯМЗ-238 ЯМЗ-238Н ЯМЗ-240 ЯМЗ-240НSУдельный расход S . МощЧисло топлива, Z S ность, об/ г/л. с. л. с. М ИНв час Р-( оМодели автомобилейЯ*4,65 110 4.65 135 6,97 165 6,97 2052000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 1500 1650 1800 2100 2100205 220 205 225 230 195 170МАЗ-200, 205, 501, ЗИС-154 МАЗ-200В, 502, 502В ЯАЗ-210. 218 ЯАЗ-214. КрАЗ-214В ЗИС-127 КрАЗ-219. 221, 222, МАЗ-529Е МАЗ-529Е МАЗ-525 МАЗ-535, БелАЗ-540 МАЗ-530 БелАЗ-548, МАЗ-537 МАЗ-200П, 500. 500А, 503А, 503Б, 504, 504А. 504Б, 504Г 509, 516 КрАЗ-256, 257, 258. МоАЗ-546П КрАЗ-255Б. 255В, 255Л, 256Б, 257, 258. МАЗ-504В, 516Б МАЗ-515Б БелАЗ-531, 540А БелАЗ-548А грузовик6,97 180 6,97 180 6,97 205 38,8 300 38,8 375 38,8. 38,8 450 525170 17511,15 18014.862152100 2100 17514,86 240 14,86 300 22,3 360 520 22,32100 2100 2100175 175На рисунке — р азрез опытного образца дизеля КОДЖУ, в центре Я-5, на котором он проходил испытание.36