К 50-летиюленчатый вал, а блок цилиндров для упрощения и удешевления ремонта оснащен сменными гильзами мокрого типа. По габаритам наш дизель без особых переделок можно было смонтировать вместо импортного карбюраторного мотора «Геркулес», который ставили в те годы на серийный грузовик Я-5. :КОДЖУ был четырехтактным шестицилиндровым дизелем. Его рабочий объем составлял 10 литров, мощность — 90 л. с. при 1600 об/мин и расход топлива 180—200 г/л. с. в час — показатели для того времени неплохие. Испытания выявили также значительно большую, чем у карбюраторного двигателя, гибкость и способность к кратковременной перегрузке, и работал КОДЖУ в этих условиях устойчиво, надежно и не перегреваясь. Пройдя ряд лабораторных тестов и пробег почти в 6000 километров, он обнаружил столько- достоинств, что его смело заявили на участие в конкурсе дизель-моторов, организованном Советским Союзом в 1934 году. По ряду параметров — пусковым качествам и расходу топлива — два экземпляра КОДЖУ заняли в конкурсе хорошие места. К сожалению, в экспериментальных образцах обнаружились некоторые недостатки, главным из которых был большой расход масла. Их удалось устранить, и дизель КОДЖУ для дальнейшей доработки конструкции был передан в Научный автотракторный институт (НАТИ). Конкурс выявил несомненные достоинства применения дизелей на автомобилях, засвидетельствовал достижения в их постройке. Многие двигатели нуждались все же в большой доработке. Необходимо было упростить топливную систему, применить менее дефицитные материалы, удешевить производство. В то же время опыт создания быстроходного дизеля КОДЖУ показал, что в Советском Союзе можно успешно разрешить проблему производства двигателей, работающих на тяжелом топливе. Затянувшаяся доводка, отсутствие про. изводственной базы, начало войны помешали организации производства дизеля КОДЖУ. Серийный выпуск дизельных автомобилей был развернут в августе 1947 года на Ярославском автозаводе, который с 1958 года специализируется на производстве дизелей. Сейчас двигателями с маркой ЯМЗ оснащаются машины Белорусского, Кременчугского, Минского и Могилевского авто. заводов. Дальнейшим важным шагом в распространении дизелей на наших автомобилях станет ввод в строй Камского комплекса. Сорок лет минуло с того дня, когда в дизельном конкурсе среди четырех десятков автомобилей стартовали два грузовика с' двигателями КОДЖУ. Неизмеримо далеко шагнуло с тех пор вперед наше двигателестроение. И сегодня, встречая на улицах МАЗы или КрАЗы, мы отдаем дань уважения первым попыткам создания отечественных автомобильных дизелей. И. УСПЕНСКИЙ, инженерсоветского автомобилестроенияК РАТКАЯБИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фактызии грузовик (ЗИЛ-150) сошел с конвейера. С этого дня начинается биография Кутаисского автомобильного завода имени Орджоникидзе. 1952 год. КАЗ развернул производство грузовых автомобилей, седельных и самосвалов конструкции 1959 год. На базе предприятия, вытягачей Московского автозавода им. И. А. Липускавшего комбайны, в короткий срок создан Кременчугский автомохачева. Для этого были использованы бильный завод. Сюда передана докуагрегаты ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. 1957 год. Завод перешел на произментация на производство автомобиводство специализированных автомолей с Ярославского автозавода, который билей для перевозки сыпучих и полустал специализироваться на выпуске жидких грузов — бетона, цемента, дизелей. 1 мая с колонной демонстрантов прорастворов. 1961 год. Впервые в стране освоено шли первые три автомобиля с маркой «КрАЗ». Это была модель «219» — производство грузовых автомобилей по трехосный 12-тонный грузовик. В том схеме «кабина над двигателем». Разраже году освоено производство 10-тонботано целое семейство таких автомоных самосвалов КрАЗ-222, предназнабилей: грузовик с бортовой платфорКАЗ-605 грузоподъемностью ченных для строительных и карьермой 5 тонн и на базе его шасси — седельных работ. 1960 год. Начат выпуск автомобилей ный тягач КАЗ-606 для работы с повысокой проходимости КрАЗ-214 и селуприцепом полным весом до 10 тонн. 1967 год. Начат серийный выпуск седельных тягачей КрАЗ-221. Все эти мадельных тягачей КАЗ-608 (того же сешины, как и модели 1959 года, были спроектированы на Ярославском автомейства), предназначенных для работы с одноосным полуприцепом. заводе. 1973 год. Завод, оснащенный новой 1963 год. Взамен самосвалов техникой, приступил к подготовке проКрАЗ-222 начат выпуск самосвалов изводства модернизированной «КолхиКрАЗ-256 грузоподъемностью 10 тонн. седельного тягача 1964 год. Организовано производство ды» — нового КАЗ-608В. 12-тонных грузовиков КрАЗ-257 с бортовой платформой — вместо КрАЗ-219. 1966 год. После модернизации узлов повышена с 10 до 12 тонн грузоподъемность самосвалов КрАЗ-256. Машины получили наименование КрАЗ-256Б. 1966—1967 гг. Завод приступил к выпуску модернизированных седельного тягача КрАЗ-258 и 7,5-тонного автомобиля высокой проходимости КрАЗ-255В с дизелями ЯМЗ-238. БрАЗ 1969 год. Через десять лет после начала производства грузовиков в Кре1965 год. Конструкторы, технологи менчуге с конвейера сошел 100-тысячный КрАЗ. Досрочный выпуск этой и рабочие нового ереванского автомомашины — трудовой подарок автомобильного предприятия несколько месяцев учатся на РАФе. Завод в Ереване билестроителей к столетию со дня задуман как производство фургонов рождения В. И. Ленина. 1970 год. На базе КрАЗ-255Б освоен для мелких партий грузов. Прототипом новый лесовоз КрАЗ-255Л. Построен первой ереванской модели был рижэкспериментальный образец трехосноский микроавтобус. Узлы шасси пого самосвала КрАЗ-251 — модификаставлялись из Горького, двигатели — из Заволжья, штампы — из Запоция модели «250» — с дизелем рожья. ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. 1966 год. Ереванский автомобильный 1973 год. Опыт КрАЗа получил одобзавод приступил к выпуску грузовых рение в постановлении ЦК КПСС «О с кузовом «фургон» работе партийных организаций коллекавтомобилей тивов ярославского объединения «АвтоЕрАЗ-762 грузоподъемностью 1 тонна. 1967 год. Выпущено 500 фургонов дизель» и Кременчугского автомобильмарки «ЕрАЗ». Завод совместно с ного завода по повышению качества, увеличению моторесурса двигателей и НАМИ ведет работы по созданию новой конструкции фургона с улучшенпробега грузовых автомобилей». эксплуатационно-техническими Автомобилю КрАЗ-256Б присвоен ными качествами. Ему присвоен индекс государственный Знак качества. «763». Особенности этого фургона — низкая погрузочная высота и кузов большего объема. 1972 год. Прошли всесторонние испытания — на полигоне НАМИ, в КАЗ Средней Азии и Сочи — опытные об1945 год. Началось строительство авразцы нового однотонного фургона ЕрАЗ-3730 — машины для мелкопартомобильного завода в Кутаиси. 18 августа 1951 года. Первый в Грутионных перевозок товаров.У пж уияд37