Правилаи безопасностьдвиэ/сениятоцикла, намереваясь совершить обгон, приближается почти вплотную к грузовому автомобилю и какое-то время движется за ним, сместившись влево, к оси дороги. В таком положении мотоциклист практически не видит дорожных знаков и порой не ведает о том, что приближается к перекрестку,, Наконец, пропустив встречные транспортные средства, он делает рывок вперед и стремительно идет на обгон. А в это время грузовик вдруг резко сбавляет скорость и начинает поворачивать налево, на малозаметный непосвященному съезд с дороги. Заканчивается это печально, вплоть до самых тяжелых последствий. Потом обгоняющий водитель винит кого угодно, только не себя. Он просто убежден, что действовал правильно, а аварийную ситуацию создал, мол, только водитель грузовика, который не выполнил требование пункта 85 Правил — перед всяким изменением направления движения водитель обязан убедиться, что своим маневром не создает помех другим участникам движения. Возразить на это трудно. Конечно, водитель грузовика должен быть внимательным и, заметив обгоняющего, дать ему возможность завершить маневр. Но и аварий таких поубавится, если мотоциклисты, вообще все водители, будут выполнять обгоны грамотно. Ведь нельзя не учитывать, что обзорность у грузовиков намного хуже, чем у легковых автомобилей, что мотоциклист рискует оказаться в непросматриваемой зоне, а его звуковые сигналы могут быть неслышны из-за шума в кабине грузовика. ' Другая часть аварий при обгонах на перекрестках, как показывает анализ, случается из-за неверного порой толкования пункта 86 Правил. Нередко обгоняющие водители, выйдя на полосу встречного движения и заметив сигнал левого поворота следующей впереди машины, тем не менее продолжают маневр, полагая, что «при перестроении водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении». Но к описанной ситуации этот пункт как раз неприменим, поскольку имеет в виду только перестроения при движении в параллельных рядах в пределах проезжей части дороги для одного направления. В этих случаях надо, руководствуясь пунктом 92 Правил, уходить с полосы встречного движения и выполнять обгон с правой стороны. Короче, безопасность обгона в значительной мере зависит и от умения обгоняющего правильно оценить обстановку на дороге. Поэтому всегда, а на перекрестках в особенности, обгоняйте, если это разрешено, только безусловно убедившись в полной безопасности маневра. Если же действия водителя движущегося впереди автомобиля вам не ясны до конца, лучше воздержитесь от обгона, не рискуйте. Это следует и из буквы и из духа Правил дорожного движения. М. АФАНАСЬЕВ, начальник отдела Научно-исследовательской лаборатории безопасности дорожного движения МВД СССРОБГОН НИ ПЕРЕ КРЕСТКЕЕНИНВШ^ВЯКННВЯИННВНИнЯИННЯВИВаВнЯВУверен, что у многих читателей соседство слов, вынесенных в заголовок, рождает всякие страхи и сомнения. А можно ли? Разве перекрестки не самые опасные места на дорогах? Разве об этом, да простят мне каламбур, сене кричат на всех перекрестках»? Все так. Действительно, четвертая часть дорожно-транспортных происшествий в городах и других населенных пунктах приходится до сих пор на перекрестки. В подавляющем большинстве на нерегулируемые. Но давайте, так сказать, взглянем на природу их. Вот, например, какую картину рисует московская статистика. В 1972 году (то есть до введения новых Правил дорожного движения) 90 процентов всех столкновений на нерегулируемых перекрестках явились следствием нарушений водителями правил очередности проезда и ошибок в выборе безопасной дистанции и только 10 процентов были вызваны всеми остальными причинами, а среди них, разумеется, нарушениями правил маневрирования и обгона. Таким образом, что ни говорите, а эти цифры достаточно убедительно показывают, откуда грозит нам главная опасность, и она, как видите, вовсе не в обгонах. В то же время, с повышением интенсивности движения крайне необходимо изыскать новые возможности для увеличения пропускной способности дорог, устранить любые помехи движению. Вот почему новые Правила и пошли на такой, я бы сказал, решительный шаг, как отмена ряда запрещений обгона, в частности и на некоторых перекрестках» Вас, конечно, интересует, что показывает статистика дорожных происшествий сегодня. Увы, она свидетельствует о том, что предоставленными возможно26стями водители распорядились не лучшим образом. Но, как говорят, плохое исполнение закона не означает, будто плох сам закон. То, что Правила дорожного движения значительно упростили проезд перекрестков, в целом на обстановке движения сказалось' положительно. Достаточно сослаться на факт: число столкновений по причине несоблюдения очередности проезда в 1973 году на тех же московских перекрестках сократилось примерно на 4 процента, а это немало. Однако происшествия из-за неправильных обгонов стали здесь совершаться чаще, чем прежде. А потому есть смысл еще раз остановиться как на правилах, так и на условиях обгонов на перекрестке. Все, вероятно, помнят, такие обгоны разрешались и раньше, но только на «своей» половине дороги, без выезда на полосы встречного движения. Тогда особых сложностей не возникало. Не надо было соразмерять скорости с водителями, едущими навстречу. Все было просто: нет позади никого — что ж, обгоняй. Теперь же Правила позволили обгонять и по полосе встречного движения. Не всюду, понятно: на регулируемых перекрестках, а при движении по главной дороге и на нерегулируемых. Идя на это, принимали во внимание тот факт, что в оговоренных условиях (когда выезд с пересекающих дорог на перекресток «закрыт» соответствующими дорожными знаками или сигналами светофоров) обстановка обгона мало чем отличается от той, что складывается при этом маневре на перегонах улиц и дорог. Обгон же велосипедов и мотоциклов без колясок разрешен на любых перекрестках, ибо его можно выполнять с незначительным изменением траектории движения, а потому он не опасен. Между тем далеко не все водители правильно понимают и реализуют на практике эти новые положения Правил, что и приводит к аварийным ситуациям, нередко заканчивающимся дорожными происшествиями. Ведь, где бы водитель ни предпринимал обгон, предварительно надо убедиться в том, что «...полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создаст помех другим транспортным средствам и пешеходам». Это совершенно обязательное требование Правил, а тем более на перекрестках, тут всякие перестроения и повороты происходят чаще, чем где-либо. Стало быть, и на том перекрестке, где обгон по полосе встречного движения разрешен, он возможен лишь тогда, когда встречного транспорта поблизости нет. Так что если столкновение со встречным все же случается, то, как правило, вовсе не потому, что дело происходит на перекрестке, а из-за ошибок в определении безопасного пути обгона. Но чаще всего столкновения случаются между транспортными средствами, движущимися в попутном направлении. Почему? Вот типичная из аварийных ситуаций, возникающих на загородных дорогах при попытке мотоциклиста обогнать на перекрестке, скажем, тяжелый автопоезд или одиночный грузовик. События обычно разворачиваются в такой последовательности. Водитель мо