За нашу Советскую Родину!Зарупём7 • июль • 1 974Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаШагипятилеткидля миллионовНАШИХ АВТОМОБИЛЕЙП. БАДЕНКОВ, директор НИИ шинной промышленности, Герой Социалистического Труда Стремительные шаги советской индустрии в девятой пятилетке заложили фун ­ дамент для дальнейшего разносторонне ­ г о развития всей нашей экономикивце ­ л оми отдельных ее отраслей. О дной из примечательных черт этого развития является автомобилизация — с ложное техн ическоеи социальное явление, вовлек ающеевсвоюорбитумногие виды производства. А втомобилестроение стартовало впя ­ тилетке миллионом автомобилей. Этот рубеж был взят в 1971 году . В 1975 го ­ ду общее количество автомобилей, выпускаемых в стране, достигнет 2,1 мил ­ лиона. Это новые колонныгрузовиков для обслуживания промышленности, строительства и сельского хозяйства, н о ­ вые партии легковых автомобилей для населения, сотни тысяч автобусов раз ­ ных типов. Это машины более быстро ­ ходные, к омфортабельныеинадежные , ч ем их предшественники . С реди отраслей промышленности , сам ымнепосредственнымобразом связанных с автомобилизацией, о дно из пер ­ вых мест принадлежитшинномупроиз ­ водству. Ш инныезаводы нашей страны «обувают» с егоднямиллионы грузовиков илегковыхмашин , т ракторови автобусов. В создании шин участвуют ме ­ таллурги, х имики , т екстильщики . На из ­ готовление покрышек идет дорогостоя ­ щ ее сырье ( к аучук , натуральный и синтетический), к отороедают огромные предприятия со сложнейшей техникой и технологией. Так что за цифрами роста шинного производства, в своюочередь , стоят усилия и успехи работников мно ­ жества разных отраслей. Если сравнить общий выпуск шин в начале девятой пятилетки стем , что должно быть достигнутов 1975 году , разница будет не менееощутимой , чем в показателях автомобилестроения за тот жепериод . П роизводство шин увеличивается с 34,6 до 51,2 миллиона штук , то есть на 16,6 миллиона. Из этого ог ­ р омного прироста почти половина шин пойдет на легковые автомобили (выпуск их возрастает с 5,2 до 13,2 млн . ш тук ) , что соответствует структурепро ­ изводства машин . Требования автомобиля кшиннойпро ­ мышленности не исчерпываются увелич ением производства. Ведь «обуть» надо машины современные — скоростные, безопасные, — вот в чем «соль» п роб ­ лемы. Нужны шины, обеспечивающие грузовикам достаточную грузоподъемность ипроходимость . Н ужны шины спе ­ циальной конструкции — арочные, ш иро ­ копрофильные, пневмокатки, наконец, шины-гиганты, к оторым не страшны любые дорожные условия, — для автомобилей полноприводных, специального назначения, а также для повышения про ­ х одимостиу стандартных грузовиков . Нужны шины, обеспечивающие максим альнуюскоростьи комфортабельность современному легковому автомобилю. Наконец,- н ужны шины для эксплуатации в разных климатических зонах. Как удовлетворить столь разнообраз ­ ный спрос на шины в условиях, к огда автомобильные заводы непрерывно наращивают выпуск продукции? Существует два пути. Первый — это опережаю ­ щее создание промышленной базы, строительство новых шинных предприя ­ тий, к оторыевсумме дадут необходи ­ м ыемощности . И второй — улучшение качества выпускаемых шин, увеличение продолжительностипробега , с рока их службы — то, что на языке специалистов объединяется коротким словом «ходимость». В нашей стране успешно сочетаются оба эти пути. Темпы роста производст ­ венных мощностейу нас высокие. В девятой пятилетке заметно увеличено производство на «старых» шинных заво ­ дах: Я рославском , В олжскоми Барнаульс ком . В то жевремя введены в строй новые, с овременныепредприятия : Белоц ерковскийи Белорусский комбинаты , Н ижнекамский завод (первая очередь). О размахе этих новостроек свидетельствуют следующиецифрыи факты. О бщая производственная площадь цехов шин ­ н ого завода, в ходящегов состав Белоц ерковского комбината, составляет 182 тысячи квадратных метров (для сравнения: новый сборочныйкорпус Ярославс кого завода, «обувающий» «жигули», занимает 25 тысяч квадратных метров ) . На освоение мощностейБелоцерковскомукомбинату отводилось по нормативам 30 месяцев , но молодой коллектив, у чи ­ тывая потребность в автомобильных ши ­ нах, взял социалистическое обязательство сократить этот срок вдвое,' а выполнил задание еще раньше — за 12 меся ­ цев. У жев 1973 году суточный выпуск шин был доведендоуровня проектных показателей. Из цехов комбината отправляются сегодняшины для КрАЗовиМАЗов . В этом году их начали «носить» З ИЛы , ГАЗ-53, колесный трактор «Беларусь». На белоцерковской резине ходят «волги», «москвичи», «жигули», «запорожцы». Но спрос на шины продолжает расти. Уже в 1974 году становятся крупнымиВ НОМЕРЕ: Ш аги пятилетки Комсомольцы — своему юбилею Пионерское лето В организациях ДОСААФ Советская техника Журналу отвечает Центральный совет по туризму Навстречу 30-летию Победы Для вас и вашей машины Гараж на селе Новости, события, ф акты Справочная служба В «Клубе «Автолюбитель»: путешествие на ВАЗ-2101 и основные сведения о свечах зажигания Страничка мотоциклиста Зеленая волна 2" 1 310 10 11 14 1516В мире моторов К 50-летию советского автомобилестроения Советы бывалых Спортивный глобусПо письму приняты мерыНа первой странице обложки — новые оперативный автомобиль и пост ГАИ. Фото В. Ш иршоваИздательство ДОСААФ. Москва (С) «За рулем», 1974 г. Шагипоставщиками шин новые предприятия: Нижнекамский завод и Белорусский ком ­ бинат. Современные автомобили — это машины с новыми динамическими, экономическими и другими характеристиками. Они диктуют свои условия. И для шинников особенно актуально звучит строка Директив XXIV съезда КПСС, определяющая важную сторону технического прогресса: «всемерно развивать фундаментальные и прикладные научные исследования и быстрее внедрять их ре ­ зультаты в народное хозяйство». В Советском Союзе центром, объединяющим исследования в области автомобильных шин, является Научно-исследовательский ордена Ленина институт шинной промышленности. Практическая задача номер один, которую решает коллектив института в содружестве с производственниками, — повышение ходимости — показателя, который в соответствии с Директивами должен возрасти в среднем на 20 — 2 5 процентов. Сколько ходят шины — вопрос прежде всего экономический. Но решение его закладывается еще при их конструировании, разработке технологии, выборе материалов. Если повысить ходимость шин грузовика в полтора-два раза (то есть перевести его на современные покрышки радиального типа), экономия от увеличения пробегов до ремонта составит в среднем около 100 рублей на каж ­ дую шину. Наиболее распространенным типом выпускаемых у нас покрышек является диагональный, с «классическим» построением каркаса, где кордные нити перекрещиваются между собой под углом 48—54°. Эти шины непрерывно совершенствуются, но их в последнее время все больше вытесняют радиальные. Особенность последних — гибкие боковые стенки и жесткая беговая дорожка. Нити корда в каркасе расположены параллельно (а не перекрещиваясь), в радиальном направлении. Такой каркас очень эластичен, поэтому радиальной покрышке нужен более жесткий, чем у диагональной, брекер, который связывает каркас с протектором. Сочетание гибкого каркаса и жесткого брекера позволяет поднять износостойкость протектора и долговечность каркаса (на 30 — 1 00 процентов), грузоподъемность шины и ее скоростные характеристики, улучшить управляемость автомобиля и повысить безопасность езды, снизить потери на качение и благодаря этому получить экономию топлива. Видите, сколько преимуществ. И каждое из них можно было бы проиллюстрировать наглядными примерами той отдачи, которую приносят на практике подобные конструкторские находки. Скажем, повышение долговечности шин вдвое означает, что народное хозяйство получает как бы удвоенное количество их для автомобилей, находящихся в эксплуатации. Радиальная шина для легкового автомобиля позволяет (при прочих равных условиях) развивать скорость на 25 км/час более высокую, чем диагональная. Если диагональная имеет паспортную скорость 145 км/час, то радиальная (тех же типоразмеров и грузоподъемности) — 170 км/час. Важно, что радиальная шина одновре2пятилеткиСВМ обладает той же прочностью, что и стальная проволока, но его удельный вес в пять раз меньше, а эластичность намного выше. Наконец, он устойчив против коррозии. Наши пятилетки имеют традицию преемственности. В нынешней, девятой, закладывается движение вперед на будущие годы. В этом плане большое значение приобретают перспективные работы. Есть в программе исследований института еще один тип современных шин, которые ценны и интересны в части безопасности скоростных автомобилей. Это бескамерные шины. В случае прокола они не выпускают мгновенно воздух, и автомобиль достаточное время может продолжать двигаться, не подвергаясь опасности аварии. Ученым уже сегодня ясно, что наиболее перспективной является бескамерная радиальная конструкция. Н ИИШП ведет и другие разработки принципиально новых конструкций шин. Созданы и внедряются модели «зимних» шин со специальным рисунком протектора, благодаря которому повышается сцепление с заснеженным и ледяным покрытием. Намечается производить их в широких масштабах. Исследователи ищут новые пути. И вот уже родилась идея литья шин из так называемых жидких каучуков — каучукогенных олигомеров (низкомолекулярных разновидностей полимеров). Идея очень заманчивая: принципиально новая технология более проста, чем традиционная, и сулит многократное повышение выпуска шин. Над созданием литой шины из «жидких каучуков» работают в СССР, С ШАи некоторых других странах. Созданы и испытаны натурные образцы. Однако проблема получения литой шины, конкурентоспособной в отношении традиционной по комплексу технических свойств и по стоимости пробега, пока еще не решена. На сегодняшний день главной задачей остается максимальное повышение качества существующих моделей. Шинная промышленность СССР в этом отношении имеет определенный задел: на 1 января нынешнего года 58 типоразмеров шин уже удостоены государственного Знака качества и отвечают уровню мировых стандартов. Большую роль в повышении качества играет наука о шинах, вернее, комплекс наук, который привлекается к решению фундаментальных и прикладных исследований. НИИ шинной промышленности работает в постоянном содружестве с другими исследовательскими учреждениями шинной и смежных отраслей: автомобилестроения, автотранспорта, синтетического каучука, кордной, полимерного машиностроения. Советские автомобили становятся с каждым годом все совершеннее. Но требования времени к машинам непрерывно растут. В нынешнем автомобиле «все должно быть прекрасно»: и мотор, и ходовая часть, и кузов, и шины. Для нас, шинников, расширение выпуска покрышек усовершенствованной конструкции — задача, поставленная XXIV съездом КПСС, — означает интенсивную работу над качеством продукции, использование в нашем деле всех достижений научно-технического прогресса.менно обладает улучшенными тяговосцепными свойствами и обеспечивает высокую безопасность езды, сокращая тормозной путь. Так, «легковая» шина типа «Р» имеет потери на качение на 15 — 2 0 процентов меньшие, чем диагональная. Экономия топлива ( 3 — 5 процентов), достигаемая благодаря применению радиальных покрышек, — один из важнейших экономических стимулов их ускоренного внедрения. Сошлюсь на такие данные. Американские специалисты подсчитали, что их страна получила бы экономию 15 — 2 0 миллионов тонн нефти в год, если бы все легковые шины были радиальной конструкции. Увеличение грузоподъемности покрышек типа «Р» имеет особенное значение для грузовых автомобилей и автобусов. Это преимущество — тоже из разряда экономических. Особое значение радиальная конструкция имеет для использования скоростных качеств автомобилей, и она сейчас становится основной для легковых автомобилей. Внедрение шин «Р» в производство, как и во многих индустриально развитых странах, было начато в СССР в 1963 году, а ужев ближайшие годы на них будет переведен весь парк наших легковых машин. Перспективы дальнейшего внедрения радиальных шин значительны. Это важный ресурс повышения ходимости. Н ИИШП при участии Ярославского шинного завода создал конструкции радиальных шин 165R13 модели ИЯ-170 и 155R13 модели ИЯ-173 и подготовил их промышленное производство. Все «Жигули» ВАЗ-2103 комплектуются сейчас только радиальными шинами. В нынешнем году будет изготовлено не менее миллиона шин 165R13. Кроме радиального построения каркаса для этого типа разработан сложный оригинальный рисунок протектора с большим количеством щелевидных прорезей, которые обеспечивают надежное сцепление колес с мокрой дорогой. Шинами 155R13 модели ИЯ-173 в этом году комплектуются автомобили ВАЗ-2101, шинами модели ИЯ-170 с этого же года будут комплектоваться и автомобили ВАЗ-2102. В московских и ленинградских таксомоторных парках проходят эксплуатационные испытания радиальные шины 185R15 для «Волги» ГАЗ-24. Поиски ученых связаны с важнейшей задачей шинной промышленности — улучшением качества продукции. Речь идет о расширении выпуска шин прежде всего усовершенствованной конструкции, улучшении технологии и материалов — то есть резины и корда. Советские синтетические, так называемые стеорегулярные каучуки СКИ-3 иСКД , выпускаемые у нас в промышленных масштабах, дают шинам большие преимущества по сравнению с натуральным каучуком — по износостойкости, морозостойкости и некоторым другим важным свойствам. В производстве покрышек вискозный корд все чаще заменяется высококачественным капроновым и металлокордом. Это не единственные новые материалы. Корд из отечественного синтетического волокна СВМ способен в будущем занять место и металло- и стеклокорда.