СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАЭтот снимок сделан недалеко от города Жодино — родины БелАЗов. 40-тонный богатырь стоит на площадке среди зелени деревьев. А работать он отправится на северные трассы — о его географическом назначении говорит буква «С», добавленная к индексу модели «548». впрыскивается распыленная пусковая жидкость «Холод». Нормальные температурные режимы работы в системе охлаждения и гидромеханической передаче поддерживают электромагнитные муфты, которые включают и выключают их вентиляторы в зависимости от температуры окружающего воздуха. Управляет муфтами водитель. В нижней части моторного отсека устанавливают специальные щиты, предохраняющие двигатель от обдува холодным воздухом, а сам отсек утеплен чехлом из войлока, обшитого с обеих сторон синтетическим материалом. В чехле предусмотрены две заслонки, открывая которые водитель предохраняет двигатель и гидромеханическую передачу от перегрева. Система питания двигателя у северных БелАЗов тоже снабжена подогревом. На модели «540С», например, установлен подогреватель правого топливного бака отработавшими газами. Кожух под баком соединен с правой выпускной трубой двигателя входным и выходным патрубками. Нагрев бака регулируется заслонкой. С окончанием холодов этот подогреватель отключают. Несколько слов еще об одном специфичном «северном» устройстве. У БелАЗ-548С топливо подается из нижнего бака в подкачивающий насос через всасывающую трубку, имеющую кожух в виде трубки большего диаметра. В полость между стенками трубок стекает в бак избыточное нагретое топливо с насоса высокого давления и форсунок; по пути оно нагревает внутреннюю трубку с топливом. Большая неприятность в северных условиях — образование ледяных пробок в тормозном приводе. Для очистки воздуха от масла предусмотрен влагомаслоотделитель. У северных белорусских самосвалов передний, боковой борта и днище кузова подогреваются отработавшими газами. БелАЗ-548С снабжен еще и камневыталкивателем. Он представляет собой стержень, шарнирно прикрепленный к платформе самосвала. Свободный конец его свисает между колесами (виден на фото) и при движении выбивает камни и глыбы земли, застрявшие между шинами сдвоенных задних колес. Мы рассказали об основных отличиях БелАЗов с индексом «С». Само собой разумеется, что шины, резино-технические детали у них сделаны, как иу всех северных машин, из морозоустойчивых материалов. В девятой пятилетке предусмотрено расширение выпуска специализированных автомобилей для работы в условиях Крайнего Севера. Так записано в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану. Новые модели БелАЗ с индексом «С» служат выполнению этой задачи. Г. МИХАЙЛЮТА, инженерСЕВЕРНЫЕ БелАЗыамосвалы с маркой «БелАЗ» уже давно зарекомендовали себя как отличные карьерные машины. Они незаменимы при добыче полезных ископаемых открытым способом. Есть и обратная зависимость — перспективные открытые разработки не могли бы развиваться в нашей стране столь широко, если бы не было специальных большегрузных самосвалов. И вот БелАЗы пришли на Север. С тех пор как карта угольных и других месторождений неглубокого залегания все больше распространяется в сторону Севера и Сибири, карьерные самосвалы приобретают «северный» облик. Эксплуатация машин в карьерах при температуре до минус 60°С, с сильными ветрами, туманами, метелями показала, что здесь нужны автомобили в специальном северном исполнении. Их узлы и агрегаты должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих надежную и долговечную работу при низких температурах, иметь легко запускающийся и устойчиво работающий двигатель. Водителю нужна просторная теплая кабина. Коллектив Белорусского автомобильного завода разработал несколько конструкций северных карьерных самосвалов. Сейчас он выпускает две таких машины — БелАЗ-540С и БелАЗ-548С грузоподъемностью соответственно 27 и 40 тонн — полностью приспособленные для Крайнего Севера. В чем заключается эта приспособленность? Кабины утепленные, с двойными стеклами. Их конструкция обеспечивает свободную работу водителя в зимней одежде. Края стекол окантованы резиновой прокладкой, которая предотвращает обмерзание наружного стекла дверного окна; в теплое время года работают без него. Ветровое окно состоит из двух закаленных стекол, склеенСных при помощи синтетической пленки, и имеет электрообогрев. В кабине установлен водяной отопитель, включенный в систему охлаждения двигателя. Воздух, нагнетаемый в кабину вентилятором, подогревается: сначала он получает тепло от трубчатого электронагревательного элемента, а затем проходит через радиатор отопителя. Водитель в зависимости от условий может направить горячий воздух от вентилятора отопителя только на ветровое стекло. У северных БелАЗов — двенадцатицилиндровые дизельные двигатели Ярославского моторного завода рабочим объемом 22,3 л со степенью сжатия 16,5. На БелАЗ-540С стоит двигатель ЯМЗ-240 мощностью 360 л. с , на БелАЗ548С — ЯМЗ-240Н с турбонаддувом мощностью 500 л. с. Для облегчения пуска дизелей при низкой температуре на самосвалах используются мощные предпусковые подогреватели ПЖД-600. Подогреватель подключается к системе питания двигателя и работает на том же дизельном топливе. Он одновременно поднимает температуру жидкости в системе охлаждения и масла, находящегося в поддоне картера двигателя (горячими газами из выхлопного патрубка). На северных модификациях самосвалов предусмотрен пуск двигателя и от внешнего источника электроэнергии. Здесь установлен штепсельный разъем, который дает возможность подключиться к источникам как постоянного тока напряжением 24 в (например, к аккумуляторным батареям другого автомобиля), так и переменного тока через выпрямитель. Разъем позволяет также подзаряжать аккумуляторные батареи, не снимая их с автомобиля. Ну и, кроме того, можно применять специальное приспособление, при помощи которого во впускные трубопроводы двигателя