СПОРТИВНЫЙМОТОКРОССЧемпионат мира в классе 250 смз стартовал в Испании. Спортсмены СССР и ЧССР, участвовавшие перед началом первенства в целой серии товарищеских тренировочных соревнований, начали выступления на чемпионате успешно. Приводим результаты начальных этапов. I этап. Испания. 1-й заезд: 1. Р. Бовен, Бельгия («Монтеса»); 2. П. Рулев, СССР (КТМ); 3. X. Андерссон, Швеция («Ямаха»); 4. Г. Моисеев, СССР (КТМ); 5. Ж. Робер, Бельгия («Сузуки»): 6. Г. Эвертс, Бельгия («Пух»). 2-й заезд: 1. Моисеев; 2. Эвертс; 3. Я. Фальта, ЧССР (43); 4. Андерссон; 5. Г. Майш, ФРГ («Майко»); 6. Рулев. II этап. Италия. 1-й заезд: 1. Фальта; 2. Майш; 3. Эвертс; 4. Робер; 5. Т. Сузуки, Япония («Ямаха»); 6. Р. Шмитц. ФРГ («Пух)»; 7. Е. Рыбальченко, СССР (43). 2-й заезд. 1. Фальта; 2. Моисеев; 3. М. Халм, ЧССР (43); 4. Г. Райе. Бельгия («Сузуки»); 5. Бовен; 6. Шмитц... 8. Рыбальченко. III этап (ЧССР). 1-й заезд: 1. И. Хуравый, ЧССР (43); 2. А. Баборовский, 4ССР (43); 3. Рулев; 4. Т. Хансен, Швеция («Кавасаки»); 5. Халм: 6. Моисеев... 10. В. Овчинников, СССР (43). 2-й заезд: 1. Фальта; 2. Халм; 3. Д. Померой, США («Бультако»); 4. Эвертс: 5. В. Аллан, Англия («Бультако»!; 6. Шмитц... 9. Рулев. IV этап (ПНР). 1-й заезд: 1. Моисеев; 2. Райе; 3. Рулев; 4. Эвертс; 5. С. Гебейерс, Бельгия («Сузуки»); 6. Майш... 9. Рыбальченко... 13. Овчинников. 2-й заезд: 1. Моисеев; 2. Райе; 3. Халм: 4. Аллан; 5. Майш; 6. Хуравый... 10. Рулев.... 12. Овчинников. Третий этап, где выступало 45 гонщиков из 18 стран, был отмечен драматической борьбой, в ходе которой фавориты (Фальта в первом заезде, Хуравый и Моисеев во втором) стали жертвами неполадок в системе зажигания. На четвертом этапе произошла смена лидера. Главный соперник Я. Фгшьты наш Г. Моисеев одержал убедительную победу. По сумме очков (70) вперед вышел Моисеев. За ним идут Фальта (55), Эвертс (47), Рулев и Райе (по 40). 4емпионат мира в классе 500 смз по традиции начался в Австрии. Как ив классе 250 смз, программа соревнований этого года включает 11 этапов, каждый из которых проводится в два заезда. Система начисления очков сохранилась прежней — спортсмен получает очки за места, занятые в каждом из заездов. Приводим результаты соревнований. I этап. Австрия. 1-й заезд: 1. X. Миккола, Финляндия («Хускварна»); 2. А. Вайль, ФРГ («Майко»); 3. В. Бауэр ФРГ («Майко»); 4. Б. Эберг. Швеция («Ямаха»); 5. Г. Вольсинк, Голландия («Сузуки»); 6. А. Юнссон, Швеция («Ямаха»), 2-й заезд: 1. Миккола; 2. Вайль; 3. Бауэр; 4. Эберг; 5. Юнссон; 6. О. Томан, 4ССР (43). II этап (Франция). 1-й заезд: 1. Миккола: 2. де Костер; 3. А. Кринг, Швеция («Хускварна»); 4. Томан; 5. Я. вам Вельтховен, Бельгия («Ямаха»): 6. Бауэр. 2-й заезд: 1. Миккола; 2. де Костер; 3. А. Попенко, СССР (43); 4. Вольсинк; 5. ван Вельтховен; 6. Бауэр. Сумма очков: Миккола — 60, Бауэр — 30; Вайль — 28; де Костер — 26.Прежде оба выступали за фирму «МВ-Агуста». Теперь итальянец представляет «Ямаху». Тринадцатикратный чемпион высоко оценивает свои шансы в нынешнем первенстве. Он заявил: «Я лучший гонщик мира и докажу это». На первом этапе чемпионата заезд на «пятисотках» был. естественно, в центре внимания. Итальянец лидировал первую треть гонки, но потом выбыл из борьбы — заклинило поршень. Победил Рийд. Специалисты отмечают, что англичанин не только опытный спортсмен, но и весьма искушенный механик, много делающий в доводке машины. Агостини же прекрасный гонщик, плохо знающий машину, и это обстоятельство, по их мнению, может оказать существенное влияние на исход дуэли чемпионов. Победители первого этапа: 500 смЗ — Ф. Рийд, Англия («МВ-Агуста»); 350 смЗАгостини, Италия («Ямаха»); 125 смз — К. Андерссон, Швеция («Ямаха»); 50 смЗX. ван Кессель, Голландия («Крайдлер»).АМОРТИЗАТОРЫОкончание. Начало — на стр. 21 ( п ерепускной клапан обязателен). Ж ид ­ кость в них перетекает через зазор /лежду поршнемицилиндром или чер ез калиброванные отверстия впоршнеи цилиндре. В упрощенных амортизаторах нет буфера отбоя. Д ляограничения хода штока, чтобы поршень не ударялся со стук омвнаправляющуюпри отрыве коле ­ са от дороги (полный ход отбоя), силы сопротивления устанавливают нескольк обольшими , ч ем требуется для гашения колебаний. Это немного ухудшает плавность хода машины . Д ляопределения свойств амортизатора измеряют силу сопротивления при ходах сжатия и отбоя сопределенной частотой колебаний (обычно 100 кол/мин) на специальном стенде. О н записывает рабочие диаграммы , к оторыеи служат для проверки работы амортизаторов и сравнения их междусобой ( р ис . 3). В процессе эксплуатации неисправность амортизаторов проявляется ухудш ением эффективности гашения колебаний или возникновением металлических стуков. Грубо определить работо ­ способность амортизатора (без пружи ­ ны) м ожноприпомощи двух отверток или штырей , вставленных в его наконечники. Наступив ногами на штырь ниж ­ него наконечника, с жимаюти растягиваю тамортизаторруками , взявшись за верхний штырь. Сила сопротивления при растягивании должна быть значительно больше, ч емпри сжатии. Отсутствие или незначительное сопротивление, а также стуки указывают на неисправность амортизатора. Причина обычнов износе или повреж ­ дении трущихся деталей ( п оршня , ц и ­ линдра, штока, направляющей втулки) или деталей клапанов, недостаточном количестве жидкости из-за вытекания ее через сальник штока. Неудовлетворительная работа аморти ­ затора может быть вызвана ипримене ­ н иемжидкости не соответствующей се ­ з ону вязкости. В амортизаторах упро ­ щ еннойконструкции (без клапана отбоя) и нструкциярекомендует летом использовать более вязкое масло, чем зимой . Чтобы выяснить причину, разбирают амортизатор, тщательно промывают все детали и осматривают их, оценивая пригодность для дальнейшего использования. Трущиеся поверхности должны быть гладкими , б ез царапин, заметных следов износа икоррозии . Это прежде всего относится к штоку, так как впро ­ тивном случае он быстро повредит сальник ижидкость вытечет из амортизатора. Основные размеры деталей, от кото ­ рых зависит качество работы амортизатора, и змеряют соответствующими инстр ументами . Затем сравнивают полученные значения сданными , п риведенным * в таблице. П рисборке амортизатора соблюдай ­ те особую аккуратность и чистоту. П ом ­ ните, что малейшая соринка , попавшая под шайбу клапана, м ожет существенно изменить характер его работы. 39АВТОГОНКИМестом проведения четвертого этапа чемпионата мира по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 1 стала трасса «Харама» под Мадридом. Соревнования начались в дождь, который в ходе двухчасовой гонки прекратился. Поскольку движение на специальных «дождевых» шинах по сухой дороге означает перегрев покрышек, их быстрый износ и разрушение, а также значительную потерю в скорости, все гонщики вынуждены были останавливаться и ставить колеса, оснащенные «сухими» шинами с гладким (без рисунка) протектором. Результаты соревнований: 1. Н. Лауда (Австрия). «Феррари-312-БЗ»; 2. К. Регаццони (Швейцария), «Феррари-312-БЗ»; 3. Э. Фиттипальди (Бразилия), «Мак-Ларен-М23»; 4. Г. Штук (ФРГ), «Марч-741»; 5. И. Шехтер (ЮАР). «Тайрелл-006»; 6. Д. Хьюм (Новая Зеландия), «Мак-Ларен-М23». По сумме очков впереди Регаццони (16), далее Лауда (15). Фиттипальди (13), Хьюм (10).РАЛЛИРозыгрыш Кубка дружбы социалистических стран начался с соревнований в ГДР. В ралли «Пневмант», дистанция которого составляла 1500 км, приняли участие экипажи ВНР, ГДР, НРБ, ПНР, 4ССР. Победу одержали спортсмены из ГДР X. Нибергаль и Б. Мальш. Они шли на автомобиле «Вартбург-353», подготовленном в рамках технических требований группы 2. При рабочем объеме, увеличенном до 1120 смз, его двигатель развивал мощность 90 л. с. при 6200 об/мин, что позволило достигать скорости 165 — 175 км/час и разгоняться с места до 100 км/час за 10,6 секунды. Второе место у экипажа из 4ССР Я. Елинек 3С. Квайз ар на «Шкоде-120С» (1298 см , 105 л. с , 120 км/час), третье — у раллистов ГДР Э. Кульмбахера и В. Эрнста («Вартбург-353»), , В зачете национальных команд первенствовала сборная ГДР, за ней — команды 4ССР и ПНР.мотогонкиПервенство мира началось под знаком соперничества двух чемпионов мира: тринадцатикратного Д. Агостини (Италия) и пятикратного Ф. Рийда (Англия).Восемьдесят лет назад, 23 июля 1894 года состоялись первые в истории автомобильные состязания. Если пользоваться современной терминологией, то 126-километровый пробег из Парижа в Руан. в котором его участники ехали, соблюдая заранее объявленный график движения. и делали остановку для завтрака, можно причислить к ралли. Стартовал 21 участник. Первое место занял А. де Дион на четырехместном паровом автомобиле собственной конструкции. Эти состязания, организованные французским «Ле Пти Журналь», вошли в историю не только как первый шаг в автомобильном спорте. Все машины, которым предстояло взять старт, предварительно экспонировались в течение четырех дней в галерее Рапп. Таким образом, с июля 1894 года ведут свое происхождение и автомобильные выставки.