34
35
БРАЗИЛЬСКИЕ АВТОМОБИЛИ МИРЕ МОТО-7КОРОТКО• • •Завод грузовых автомобилей в г. Стараховицах (ПНР) отметил 25-летие. За четверть века он выпустил более 310 тысяч грузовиков марки «Стар».е£.$•••Известный мотоциклетный завод 43 в ЧССР за 1973 год изготовил 10 000 кроссовых машин классов 125, 250 и3 500 см . Мощность их двигателей составляет соответственно 19, 36 и 48 л. с.Трехдверный «Фольксваген-Бразилиа» (1584 см , 50 л. с , 130 км/час), выпускаемый с лета 1973 года. Он короче прежней, европейской модели «Вариант», имеет большую поверхность остекления и оснащен дисковыми тормозами передних колес. По сравнению с европейскими моделями — у этой машины вместо двух карбюраторов один, что привело к потере мощности (на 4 л. с ) , но дало выигрыш в гибкости характеристики двигателя. По производству автомобилей и масштабам моторизации Бразилия сейчас занимает ведущее место на Южно-Американском континенте. Основной вид транспорта в стране — автомобильный. На его долю приходится 78 процентов всего грузооборота. В Бразилии сравнительно развитая сеть дорог с покрытием, общая протяженность которых составляет 1,3 миллиона километров, в том числе 50 тысяч асфальтированных шоссе и автострад. Ежегодно в Бразилии 12 автозаводов выпускают свыше 500 тысяч автомобилей около 150 моделей и модификаций. Большинство этих предприятий — филиалы западноевропейских и американских компаний. Они прочно взяли в свои руки все автомобилестроение этой латиноамериканской республики. Так, на долю местных филиалов «Фольксвагена», «Шевроле» и «Форда» приходится 97 процентов производства. Хороший рынок сбыта и сравнительно дешевая рабочая сила — вот причины «любовного» отношения к Бразилии со стороны автомобильных монополий. Формально они действуют с участием в деле местных финансовых групп. Но их роль незначительна. Например, филиал «Фольксвагена», выпускающий почти две трети автомобилей в Бразилии, только на 20 процентов принадлежит национальной компании «Монтейро Аранха». остальное — собственность одного из могущественнейших автомобильных концернов ФРГ. Сборка «фольксвагенов» начата еще в 1953 году на заводе в г. Сан-Паулу. С 1959 года с его конвейеров стали сходить машины, все детали которых были изготовлены в Бразилии. Кстати, и сегодня, когда завод делает в день почти 1600 автомобилей, на «жуки» (их в Бразилии называют «фускан»), с которых тут когда-то начинали, все еще приходится 70 процентов общего выпуска. Но наряду с ними освоено производство бразильских «фольксвагенов», отличающихся по внешнему виду от европейских автомобилей этой марки. Среди них — модель «Бразилиа» с кузовом3•••Фирма «Пирелли» (Италия) создала автомобильные покрышки, боковые стенки которых в рабочем состоянии испытывают не растяжение, а сжатие. В разрезе они напоминают треугольник, не имеют ни корда, ни камеры и изготовляются из толстого слоя резины. В случае прокола на них можно продолжать движение.•••Американский концерн «Дженерал Моторс» начал строительство в Иране своего дочернего предприятия по производству легковых автомобилей. Завод «Велосоленс» (Франция) приступил к массовому производству складных мопедов (50 смз, 1,8 л. с. при 6300 об/мин). Весит новая машина 28 кг .••••••В настоящее время выпускаются две модели дорожных мотоциклов с водяным охлаждением двигателя — «СузуКИ-ГТ750» (Япония) и «Цюндапп-КС50» (ФРГ).ПОДВЕСКА «ХАЙДРАГАС»Легковые автомобили семейства «Остин-аллегро» («За рулем», 1973, № 2) оснащаются гидропневматической подвеской колес, получившей название «Хайдрагас». Упругим элементом в ней (рис. 1) служат не пружины или торсионы, а сжатый (до давления 23 кг/см 2 ) азот. Он находится в объеме 1, ограниченном верхней частью корпуса узла подвески и эластичной мембраной 2. Два отсека полости 3 заполнены жидкостью. В нижней части узла размещена другая эластичная мембрана — 4, в которую упирается поршень 5, связанный с рычагом подвески. Эта мембрана передает на жидкость усилие от рычага. При перемещении поршня объем жидкости, заключенный в полости 3, давит на мембрану 2, сжимая азот в полости 1. Для обеспечения прогрессивной характеристики подвески (то есть чтобы с увеличением хода поршня 5 возрастала жесткость упругого элемента) поршню придана форма усеченного конуса. Полости 3 узлов подвески каждой стороны связаны между собой шлангами (рис. 2). Таким образом, при разгонах и торможениях выравнивается давление в переднем и заднем узлах и исключаются «клевки» и «приседания» машины. Амортизационной жидкостью служит незамерзающая смесь спирта, воды и антикоррозионной жидкости. Кстати, клапан 7 (см. рис. 1), установленный между полостями 3, работает как клапан обычного амортизатора. • Такая схема не нова. Она уже 10 лет применяется на более ранних моделях «Остин» и известна под названием «Хайдролэстик». «Хайдрагас» является ее усовершенствованным вариантом и обладает большей мягкостью и прогрессивностью действия. Рис. 2. Схема независимой подвески всех колес типа «Хайдрагас» на автомобиле «Остин-аллегро».Рис. 1. Устройство упругого элемента: 1 — полость со сжатым азотом; 2, 4 — эластичные мембраны; 3 — полости с жидкостью; 5 — поршень; 6 — штуцер соединительного шланга; 7 — амортизационный клапан.34 Наряду с традиционными «неуками» и «бразилиа» завод в Сан-Паулу выпускает двухместные спортивные модели «СП1» 3 3 (1584 см , 54 л. С, 149 км/час) и «СП2» (1678 см , 65 л. с , 161 км/час). Их кузова разработаны в Бразилии, но двигатель и агрегаты шасси — такие же, как у европейских «фольксвагенов». Эти машины весят столько же, что и «Бразилиа» (890 кг), но немного длиннее ее (4212 против 4013 мм). «комби», освоенная летом прошлого года, и спортивные «СП1» и «СП2», выпуск которых начался в 1971 году. В 1972 году «Фольксваген до Бразил» (как официально именуется филиал) изготовил 343 тысячи машин, а перспективной программой его развития предусмотрено расширение производства до 2500 автомобилей в день. Американские концерны «Форд» и «Дженерал Моторс» еще более полувека назад открыли в Бразилии филиалы, которые делали грузовики и другую продукцию. Однако к проблеме освоения бразильского рынка они отнеслись с особым интересом только в конце 60-х годов. В частности, «Форд» перекупил в 1968 году филиал фирмы «Виллис», а «Дженерал Моторс» развернул строительство крупного автозавода в окрестностях г. Сан-Паулу. Этот завод производит двухдверную модель «Шеветт», имеющую двигатель рабочим объемом 1400 смЗ и пружинную заднюю подвеску. Другая модель, «Опала», выпускается в двух вариантах — с двухдверным и че-«Форд-корсель», хотя и несет марку американского концерна, по существу представляет собой несколько реконструированный «Рено-12» с передними ведущими колесами. Машина, од3 нако, оснащена другим двигателем (1372 см , 70 л. с.) и разработанным специально для Бразилии кузовом. Наряду с этой моделью бразильский филиал «Форда» строит джип «Рураль» и шестиместный седан «Галакси-500». девять фиатовских машин грузоподъемностью от 5,5 до 26 т. Кроме того, изготовляются грузовики фирм «Скания» (Швеция). «Тойота» (Япония) и «Магирус» (ФРГ). Автобусы выпускает только «Даймлер-Бенц». В 1957 году в Бразилии было продано всего 30 тысяч автомобилей, а в 1972 году — уже 610 тысяч. На рынке легковых машин лидирует «Фольксваген». Автомобильная промышленность Бразилии в настоящее время довольно быстро развивается, преимущественно за счет иностранного капитала. Намечено сооружение второго автозавода «Фольксваген» в г. Таубате. «Тойота» ведет строительство завода малолитражных автомобилей. Подписано соглашение с ФИАТом, который за трехлетний срок обязуется построить автозавод производительностью 190 тысяч автомобилем в год. Б. НЕФЕДОВ, инженертырехдверным кузовом — и оснащается четырехцилиндровым или шестицилиндровым двигателем. Среди национальных изготовителей легковых машин следует отметить фирмы «Гургель» (выпускающую небольшие автомобили) и «Пума», которая была основана в середине 60-х годов и специализируется на спортивных автомобилях, идущих в основном на экспорт, в частности в Англию. Обе широко используют узлы и агрегаты «фольксвагенов»; масштабы производства у них незначительны. Например, последняя модель «Гургель ХТ-72» со всеми ведущими колесами выпускается по одной штуке в день. Главное место в производстве грузовиков занимает филиал западногерманской фирмы «Даймлер-Бенц». Грузовики строит также завод ФНМ, находящийся под контролем итальянской фирмы «Альфа-ромео». Недавно к участию в капитале ФНМ был привлечен мощный итальянский концерн ФИАТ. Этот шаг позволяет расширить производство, включив в номенклатуру предприятияг129 МОДЕЛЕЙ 1974 ГОДАСреди 129 моделей мотоциклов рабочим объемом от 50 до 1200 см а , выпускаемых в 1974 году 34 фирмами ВНР, ГДР. СССР, ЧССР, Австрии, Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ, Швеции и Японии, 58 процентов снабжены двухтактными двигателями. Среди всех машин 56.5 процента моделей оснащены одноцилиндровыми двигателями, 29 процентов — двухцилиндровыми, остальную часть составляют трех-, четырех- и шестицилиндровые конструкции. У половины моделей степень сжатия превышает 9,5. Бесконтактная электронная система зажигания смонтирована на 32 процентах машин, а электрический стартер — на 22. Трансмиссии 61 процента мотоциклов выполнены пяти- и даже шестиступенчатыми, остальная часть оснащена четырехступенчатыми ив редких случаях трехступенчатыми коробками передач. Дисковые тормоза — у 29 процентов всех моделей 1974 года, а колеса разного диаметра (например, переднее размером 3,00—19, заднее — 3,00—18) у 40 процентов.КОРОТКО• • •В этом году автомобильный парк Югославии пополнится 250 тысячами легковых автомобилей. К рупнейший автозавод «Црвена застава» в Крагуеваце планирует выпустить 170 тысяч, остальные заводы — 22 тысячимашин . 53 тысячи легковых автомобилей предполагается ввезти, в том числе 36 тысяч из социалис тических стран и 17 тысяч из стран Западной Европы.УЛУЧШЕННОГО ТИПААнглийский филиал американской фирмы «Файрстоун» выпускает шины «Каваллино» (по-итальянски — «лошадка») для легковых автомобилей разных марок. Это — радиальные покрышки с двумя металлокордными поясами под протектором, способствующими лучшей устойчивости колеса на дороге. В то же время эти пояса предохраняют камеру, так как значительно сокращают вероятность проколов н глубоких порезов. Благодаря новой технологии в сочетании с применением специальных резиновых смесей боковины получаются более упругими, чем протектор, они лучше воспринимают деформацию и поглощают удары, обеспечивают более плотное прилегание протектора к полотну дороги. Металлический корд поясов шины делают из тонкой стальной проволоки, обладающей повышенной прочностью на разрыв и покрытой латунью. Для рисунка протектора характерны клиновидные поперечные канавки, по которым вода, заливающая поверхность дороги в дождь, быстро отводится из зоны контакта шины с ней. Поэтому автомобиль на таких шинах меньше подвержен заносам в ненастную погоду. Новые покрышки допускают безопасное движение со скоростью до 180 км/час. Фирма «Файрстоун» возлагает на «Каваллино» большие коммерческие надежды.Две фирмы из ФРГ — автомобильная БМВ и металлургическая «Дойче Эдельштальверке» — в виде эксперимента снабдили серийную модель «2800КС» кузовом из нержавеющей стали. В связи с использованием 450 кг дорогостоящих сплавов стоимость автомобиля подскочила до суммы , на которуюможноку ­ пить 10 «фольксвагенов».•••«Ситроен» стал третьей в мире фирмой, начавшей серийный выпуск легковых автомобилей с роторным двигателем. Новая модель «Биротор» представляет собой «Ситроен-ЖС» с двухсекционным роторным двигателем мощностью 106 л. с. при рабочем объеме 1990 см 3 .•••Японская фирма «Toe Коге» с 1967 года изготовила более миллиона легковых автомобилей марки «Мазда» с роторными двигателями.35