В организацияхДОСААФКТБ.ЕГО СЕГОДНЯ И ЗАВТРАчасти тренажераинженерами Н. А . Ш о ниным иЮ . А . Бахмутским, з аведую ­ щим отделом автоматики Г. И. Ш ектманом , т ехнологом Н. Б. Басовым идру ­ гими. Коллектив инженерно-технических ра ­ ботников КТБ можно смело назвать мо ­ л одежным — средний возраст сотруд ­ ников едва больше тридцати. Именно молодая энергия , стремление из года в год повышать результативность работ, р азумно использовать достижения технического прогресса дают творческие силы и перспективу. К онструкцияэлектронного автотренаж ерас теневой приставкой, подготовляе могок массовому выпуску (он условно пока назван AT-73), представляет собой рабочее место водителя легкового автом обиляс двумя сиденьями и «начинкой» кабины ВАЗ. В комплекс входят принци ­ пиально новые устройства, отличающие его от существующих наших изарубеж ­ ных образцов . Тренажерная подготовка будущегово ­ дителя, п реждечемон сядет за руль настоящего автомобиля и выедет на авт одром , рассчитана на 12 часов. П ред ­ полагается создать типовые классы из четырех тренажероввкаждом (площадь 70—80 м2 ). По надежности АТ-73 не уступит зарубежнымконструкциям , а стоить будет намного дешевле их. П олнымходом готовится ипроизвод ­ ственная база для изготовления тренаже ­ ров — завод ДОСААФвУрочище Чайка подКиевом . «Выпуск в свет» АТ-73 — лишь часть забот коллектива КТБ. Не менее интересен иего завтрашний день. На очередитренажеры на базе грузовиковЗИЛи ГАЗ-66. В них такженуждаются автом отоклубыоборонного Общества, готовящие водительские кадры для Советс койАрмии . Рабочие чертежи этих тре ­ нажеров уже имеются. Д иректор КТБ, представляя нам объем работ бюро , п о ­ ясняет: — Масштабы деятельности ДОСААФ ныне требуют научного подхода ко всем видам работы — к учебной, военно-патриотической, спортивной, к созданию материально-технической базы. Поэтому параллельно сконструированием автот ренажеровмы занимаемся разработкой нестандартного оборудования для морских , р адиоклубов , для промышлен ­ ных предприятий ДОСААФ . Да, о боронное Общество сегодня — это одна из самых массовых общественных организаций. Половина всех обучающихсяв стране шоферов-профессионалов, почти вся подготовка автолюбителей и мотоциклистов приходится на егодолю . Сотни тысяч юно ­ шей, готовящихся кслужбевармии , получают технические специальности в ДОСААФ. Здесь же миллионы советских гражданмогут заниматься военноприкладными видами спорта. Нынешний размах оборонно - м ассовой работы тре ­ бует нового подхода к организации де ­ ла. Создание конструкторско-технолог ическогобюровХарькове — о дин из первых шагов на этом пути. В. АСТОВ, спецкор «За рулем» г. ХарьновВХ арьковском конструкторско-технологическом бюро, сокращенно именуемом КТБ, м ы побывали, п о ­ жалуй, в самуюгорячую пору, которую переживал его небольшой сплоченный коллектив. Там шла до ­ водка и подготовка к промышленному производству первого отечественного электронного автомобильного тренажера, над созданиемкотороголю ­ ди настойчиво трудятся долгоевремя . Руководитель КТБ Л . П. Данилов сказал: — М ыуже имели возможностьсо ­ общить читателям журнала «За рулем» об основных особенностях нашего тре ­ нажера после того , к огдаон был выставлен вХмельницком автомотоклубе на сборах руководящего состава ДОСААФ Украины *. Теперь вот форси ­ руем доводку конструкции. Тренажер ждутв автомотоклубах. Надеемся, что он поможет нашим учебныморганиза ­ ц иямв повышении качества подготовки водителей, в выполнении решений недавнего пленума ЦКДОСААФ . Знакомимся с людьми, структурой бюро . Сегодня это уже вполне сформи ­ ровавшееся научно-техническое учреждение со своими подразделениями. Вот отдел автоматики ипромышленной элект роники , состоящий из двух лабораторий, где трудятся над разработкойприн ­ ципиальных схем. Большой конструктор ­ ский отдел ссекторами механических узлов, нестандартного оборудования, электроузлов тренажера ; отделы стандартизации, нормализации и научно-технической информации, технологический, производственный. Как ивлюбомтворческом коллективе, тут есть своего рода костяк из специалистов, задающих тон всей работе, всей жизни организации. — М ы вправе сегодня гордиться теми, — говорит парторг КТБ заведующий технологическим отделом В. И. Ш е ­ лест, — к то высоко держитмарку нашего бюро : главным конструкторомме ­ ханической части Я. Е. Райнешем, констр укторамиЮ . А. Ф едясовыми А. И. Вожовым, разработчиками электронной * См. «За рулем», 1974. № 1 — р е д.На листы ватмана ложатся первые чертежи. Отсюда начинается путь к конструкции новых тренажеров (фото вверху). Н. А. Шонин — ведущий инженер лаборатории автоматики. Фото автора6