К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияКому из водителей не знакомы МАЗы. Какой мальчишка с восхищением не следил за могучим грузовиком, который, взревев дизелем, исчезал за поворотом. Кто из руководителей крупных строек не старался получить побольше машин с эмблемой в виде зубра на передке. Эти машины, прекрасно знакомые везде и всем в СССР ив трех десятках зарубежных стран, машины, пять моделей которых отмечены государственным Знаком качества, машины, создатели которых удостоены Государственной премии СССР в области науки и техники, выпускает Минский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод. Свою биографию МАЗ отсчитывает с9 августа 1944 года. В тот памятный для тысяч автозаводцев день было принято решение об организации на окраине Минска, в Красном Урочище автосборочного завода. Начинали с малого — ремонта автомобилей. Потом с помощью специалистов ГАЗа принялись за сборку грузовиков. Позже освоили производство прицепов. А в 1947 году развернули самостоятельный выпуск автомобилей — самосвалов МАЗ-205. Если пройти по заводу — просторной территории, населенной современными цехами, — то за их светлыми громадами можно не заметить полутораэтажных строений из красного кирпича. Это остатки прежних ремонтных мастерских, с ко-в ПЕРВОЙ ШЕРЕНГЕ*"^Ч^ "^saites-.МАЗ-514самый канун девятой пятилетки коллектив дважды орденоносного минского автозавода приступил к созданию целого семейства скоростных магистральных автопоездов большой грузоподъемности, предназначенных для междугородных и международных перевозок грузов. В самые сжатые сроки были проведены конструкторскоэкспериментальные работы, лабораторно-дорожные испытания, в том числе эксплуатационные на международных перевозках в системе «Совтрансавто». Итогом этой работы явилось то, что за минувшие три года завод освоил вып уск новых автопоездов: сначала МАЗ504-5205 грузоподъемностью 20 тонн, потом — МАЗ-516Б-886Б. В прошлом году мы изготовили промышленную парт ию 25-тонных автопоездов МАЗ-515Б-941Вгрузоподъемностью 25 тонн («За рулем», 1973, № 11). Последняя модель (четвертая по счету) из семейства большегрузных поездов — это МАЗ-514, рассчитанный на буксировку прицепа полным весом 14 тонн . Первые машины сойдут с конвейера в нынешнем, юбилейном для завода, году. Что представляет собой МАЗ-514? Это трехосный бортовой автомобиль с двумя ведущими мостами, с платформой, которая приспособлена как для междугородных перевозок, т аки для международных. Работая над этой моделью, т акжекаки над автомобилями всего семейства, мы не только стремились усовершенствовать узлы, заимствованные от уже выпускаемых серийно грузовиков, но и ставили перед собой задачу сделать автомобиль более универсальным. Удовлетворительные тягово-динамические качества его обусловлены мощным дизелем и восьмиступенчатой коробкой передач. Машина располагает высокоэффективной и надежной системой тормозов с раздельным приводом, максимумом номфорта для водителя. Учитывая длительность пребыванияФото В. Пчелинцеваэ кипажа грузовика в рейсе, нам пришлось осуществить некоторую модернизацию кабины по сравнению спрежни ­ ми моделями, в частности: предусмотреть обивку из высококачественных материалов, сделать новую панель приборов — с клавишными переключателями, двухспицевое рулевое колесо с «утопленной» ступицей, шторы и плафоны освещения на спальном месте, столик, карман для сопроводительной документации, подрессоренные сиденья. Изменен «передок» кабины, введен сквозной тоннель, усиливающий обдув радиатора двигателя, улучшена обзорность (увеличена площадь зеркал). Доливать воду, масло, контролировать их уровень можно, не поднимая кабины, что облегчает обслуживание двигателя впути . Автомобиль оборудован светотехнической аппаратурой, удовлетворяющей европейским требованиям безопасности движения . Для повышения плавности хода применены удлиненные передние рессоры, а подвеска задней тележки выполнена с «качающейся» рессорой. Конструкция рамы, суженной сзади, обеспечивает соблюдение требований Государственного стандарта по габаритной ширине даже с применением обычных шин размером 320 - 5 08 (12,00-20). Трансмиссия (как на модели МАЗ-515Б) выполнена по схеме с «проходным» средним мостом, что позволило обойтись без дорогостоящей в производстве и эксплуатации раздаточной коробки, а такжеулучшить надежность работы межосевого карданного вала (ведущие мосты унифицированы между собой). Наличие буксирного прибора с беззазорной сцепкой (отечественной констр укции ) обеспечивает устойчивое движение в составе автопоезда, то есть при работе г. прицепом. Платформа может быть оборудована дугами и тентом; она сконструирована таким образом, что дает возможность загружать и разгружать автомобиль с трех сторон — каждая секция бортов раскрывается самостоятельно. Для уменьшения шума и лучшего наполнения цилиндров двигателя воздуш-22