Зеленая волнаНадежность водителяРассчитывай силытак: «Не рассчитал силы». Специалист ответит: «Переоценил свои пределы надежности». Разные формулировки не ме ­ няют сути дела. В чемже она? Заниматься надежностью стали сравнительно недавно, каких-нибудь два-три де ­ сятилетия назад. Сказалось повышение роли человека во всех отраслях произ ­ водства в условиях бурного технического прогресса. М ногие аварии происходи ­ ли уже не по причине выхода из строя машин и механизмов (они становились все совершеннее), а по вине человека, управляющего ими . По аналогии соцен ­ кой работы различных технических си ­ стем о деятельности человека также начали судить и по его надежности. Высокие темпы производства автомобилей и возрастающая интенсивность движения являются наиболее характерными качественными показателями автомобилизации в нашей стране. Ныне со ­ ветская промышленность выпускает автомобили, обладающие весьма высокими эксплуатационными свойствами ( с коро ­ стью, маневренностью, д инамикойраз ­ гона иторможенияи т. п.). Значительно лучше стали автомобильные дороги . И только водитель по своим личностным качествам, психофизиологическим особенностям остался прежним , относительно мало приспособленным к соврем енным условиям движения . Вот это-то несоответствие и является наибольшей угрозой безопасности дорожногодвиже ­ ния, что подтверждает статистика дорож ­ ных происшествий: в среднем из каждых 100 аварий лишь 30 происходит из-за неудовлетворительного технического состояния подвижного состава и плохих до ­ р ожных условий, остальные — следствие ошибочных действий участников движе ­ ния. Не будем закрывать глаза на тот факт, что значительная часть этих «ошиб ок » носит преднамеренный характер. Но немало и таких, что сродни описанной нами ситуации. И не удивительно. Это только кажется, что в современных, более комфортабельных машинах труд водителя стал много легче. Исследованиями установлено, что за один час вождения автомобиля в условиях интенсивного город ­ с кого движения водитель затрачивает такое количество энергии, к оторое эквивалентно тяжелой физической работе в течение шести часов. Почти каждую сек унду (заметьте, к аждую секунду!) о н выполняет до десяти различных действий по управлению автомобилем на фоне ог ­ р омного потока информации. К аждую секунду он, анализируя наблюдения, п ри ­ нимает и реализует от одногодо трех решений. Вдумайтесь в эти цифры, и выД ороге , казалось, не будет конца. У ж солнце скрылось за стеной темневшего вдалеке леса. Дневная жара сменилась вечерней прохладой, вести автомобиль стало полегче. Однако продолжительная езда утомила водителя. Периодически его охватывала дремота, но он пытался прогнать ее. Вдруг автомобиль, р езко свернув вправо, устремился через кювет в поле. К счастью, перепуганные пассаж ирыи водитель отделались легкими ушибами. А могло быть много хуже. Прибывшие на место происшествия со ­ трудники ГАИ установили, что авария случилась на одиннадцатом часу непрерывной езды по причине резкого спада работоспособности водителя. Попросту говоря, он уснул за рулем, что, в свою очередь, было результатом предельного утомления. Нарушил ли он закон? Безусловно. Правила дорожного движения гласят: «Водителю запрещается... управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, если это мо ­ жет поставить под угрозу безопасность движения...» С любой точки зрения виновность водителя неоспорима, хотя он, п о ­ нятно, не считал, что рискует, пренебрегает Правилами. Что же привело егок нарушению Правил? Вот об этом нам и хочется поговорить. Коллега-водитель скажет, наверное,«^З^Ъьи^НЬ»вИ^2£ЬйP^SBWШЁ^^Ь1^ЛА^*^^^L.М^МЬ^^•^fib^te../ТТЛ^Т~\^^^^L».м ^ ^ ^ .иТГЛ-^^Ek».^^^^L~«^£^~i^T7\•й^^о* * 5 ^ о *^^^"о**о^^ о*,^ ^ ^ о * ^ ^ ^ • ^ ^ ^ ^ 8 * 'о^™^^^™^%^^о*^^™о**5^™с^ ^ ^ ™ ^^ ^ И ^ ^^Ш^^ ^ П ^ ^^Шд» фИЯв%*ГДР. В Гере создан центр по управлению движением. Он контролирует самые важные транспортные магистрали и регулирует их пропускную способность. Наблюдение ведется при помощи телевизионных камер. ПОЛЬША. В Краковской медицинской академии разработан препарат, который помогает водителю бороться с апатией, возникающей от перемены атмосферных условий. Он обеспечивает хорошее самочувствие и препятствует замедлению реакции и, как здесь считают, уменьшит число автомобильных аварий. ЮГОСЛАВИЯ. Завершается строительство самого длинного в стране автодорожного тоннеля. Его протяженность 5070 метров, а проходит он в горном массиве в Опатии. НИГЕРИЯ. Строительные организации приступили к сооружению 833-километрового участка трансафриканской автомобильной дороги, проходящего по тер24ритории Нигерии. Общая протяженность магистрали, которая свяжет Нигерию, Камерун. ЦАР, Заир, Уганду и Кению, составит 6535 километров. ПАРАГВАЙ. На улицах столицы страны — Асунсьона — до сих пор не было светофоров. В нынешнем году городские власти решили установить их на 60 перекрестках. Оборудование закупается в Аргентине. США. В штате Орегон на 1000 автомобилях, находящихся в государственном пользовании, установлены трехцветные задние огни. При наборе скорости они зажигаются зеленым светом, при сбрасывании «газа» — желтым и красным — при торможении. Специалисты полагают, что введение трехцветных огней поможет сократить наполовину число аварий, вызванных резким торможением идущего впереди автомобиля. США. Обычные защитные шлемы, используемые мотоциклистами, хорошопредохраняют голову от травм. Однако они не спасают от повреждения шейные позвонки при резком перемещении тела водителя или пассажира вперед, что происходит при наезде другого транспортного средства сзади. Специалистами предложена новая модель защитного шлема, названная «Саф-тек». Такой шлем снабжен дополнительной пружинящей частью, которая ослабляет резкое откидывание головы назад и предохраняет верхнюю часть позвоночника от повреждения. ФРАНЦИЯ. Исследования показывают. что житель Парижа в среднем тратит на одну поездку 45 минут, когда передвигается общественным транспортом, и 30 минут, если едет на собственном автомобиле. Средняя скорость индивидуального транспорта в часы «пик» составляет примерно всего 12 км/час, а общественного еще меньше. Делая прогнозы на 2000-й год, градостроители считают, что транспортная проблема может быть успешно решена, если 70 процентов передвижений в городе будет совершаться на общественном транспорте. Однако экономисты не разделяют оптимизма архитекторов. так как потребуются огромные капитало-