Шагиы идем по Волгоградскому проспекту Москвы. Рядом — река автомобилей. Глаз почти автоматически выхватывает из потока десяток легковых машин. «Москвич», «Москвич», еще один, и еще... Четыре из десяти, и так на каждом шоссе, проспекте, улице. Сколько их на дорогах? Миллион? Да больше — ведь 19—20 августа с конвейера АЗЛК сойдет двухмиллионный автомобиль, выпущенный предприятием с 1930 года, со времени организации производства на автозаводе имени КИМ. Тут, невдалеке от шумного проспекта теснятся корпуса, где в 1947 году собрали первые 1500 «москвичей». Это были машины первого послевоенного поколения, и к апрелю 1956 года вот из этих ворот с кованой железной решеткой и кирпичным сводом их выехало почти четверть миллиона. Четверть миллиона «четырехсотых» и «четыреста первых». Потом их сменили модели «402», «407», «403». Многие автомобилисты, которые сейчас пересели на более современные машины, сохранили о них самые теплые воспоминания — как о первой автомобильной любви. Больше полумиллиона машин второго поколения построил Московский завод малолитражных автомобилей (так он тогда назывался) к концу 1964 года, когда с конвейера начали сходить «четыреста восьмые». 18 мая 1967 года — «Москвич-408» с заводским номером 1 000 000 приветствовали тысячи сборщиков и сварщиков, кузнецов и зуборезчиков, инженеров и испытателей. И среди плакатов, с которыми они пришли на праздничный митинг, мне запомнился один — «Даешь второй миллион!» Второй миллион начался выпуском «четыреста двенадцатого». Второй миллион — взятие стотысячного рубежа по годовому выпуску автомобилей, это новоселье в Текстильщиках, это успехи в марафонских ралли Лондон—Сидней и Лондон—Мехико. Освоением нового производственного комплекса площадью 228 гектаров, оснащенного самым современным оборудованием, завод отметил вступление в девятую пятилетку. Новые цехи дали продукцию накануне 54-й годовщины Октября. ...Когда поезд метро, приближаясь к станции «Текстильщики» выныривает на поверхность, мимо окон бегут громадные корпуса, заводским строениям, кажется, не видно конца. Там за сиреневыми стенами в сварочных кондукторах вспыхивают зарницы электрической дуги — рождается корпус еще одного «Москвича». Безостановочно движутся конвейеры, снуют руки сборщиков, подвывают гайковерты. Если пройти по цехам сегодняшнего АЗЛК, вдоль рядов прессов, штампующих детали кузова, мимо автоматических линий, окрасочных камер, современных станков, подвесных конвейеров — всюду можно увидеть молодые лица. Три четверти коллектива предприятия — молодежь. В этом одна из основ трудовых успехов завода, носящего ныне имя Ленинского комсомола. За первые три года девятой пятилетки страна получила 360 тысяч «москви-пятилеткиИ«Москпнчи» перед отправкой с завода. чей», изготовленных на АЗЛК. В их числе 2600 машин, выпущенных сверх плана. Отвечая конкретными делами на решения декабрьского (1973 года) Пленума ЦК КПСС, автозаводцы обязались дать в нынешнем году 155 тысяч «москвичей» — на 20 тысяч больше, чем в предыдущем. Четвертый, определяющий год пятилетки московский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный за-Фото В. Мастюкова (ТАСС)вод имени Ленинского комсомола отмечает выпуском двухмиллионного автомобиля. Лучи августовского солнца играют на стене главного корпуса. Они заглядывают в его ворота, нетерпеливо отсчитывают выкатывающиеся оттуда на заводской двор автомобили. Приветствуем тебя, двухмиллионный «Москвич»! Л. ШУГУРОВ