Окончание. Начало — на стр. 1Совет Министров Молдавской ССР утвердил Устав добровольного республиканского общества авто- и мотолюбителей. Новая организация получила документ, регламентирующий ее деятельность. Дело теперь за практической реализацией положений Устава. Что можно сказать о первых шагах нового общества? С таким вопросом мы обратились к председателю его Центрального совета Георгию Гавриловичу СИДОРИНУ. — Не буду останавливаться на общих положениях, касающихся деятельности общества. Они уже достаточно хорошо известны. А вот о первых его практических делах, думаю, говорить интересно. Наша главная забота сейчас — вовлечение в ряды общества максимального числа авто- и мотолюбителей. В Молдавии в личном пользовании находится 120 тысяч автомобилей и мотоциклов. Эта цифра и есть наш реальный рубеж. Сейчас полностью оформились или подали заявление о приеме более 50 тысяч человек. Много это или мало? Думаю — мало. Ведь речь идет о проблемах повышения водительского мастерства владельцев транспортных средств, о безопасности на дорогах. И эти важные вопросы требуется решать именно организованным путем. — А как расценивают фант создания общества сами автолюбители? — Позиция подавляющего большинства позитивна. Люди вступают в него охотно, справедливо считая, что оно поможет решить проблемы, связанные с эксплуатацией личного транспорта. Но есть и такие, кто хочет пользоваться благами, которые сулит членство, уже сегодня, сейчас. Они не учитывают того обстоятельства, что общество еще переживает процесс становления, только набирает силы, и все запросы автолюбителей с первых же дней, естественно, удовлетворить не может. Случались у нас и перегибы. В некоторых районах, например, автолюбителям отказывали в техническом осмотре, если они не являются членами общества. Но это как говорится, местная самодеятельность. Центральный совет решительно осудил такие действия.ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕщение воинских частей, музеев, комнат боевой славы. Ведь известно, что, участвуя в таких мероприятиях, юноши духовно соприкасаются с волнующими событиями прошлого, проникаются священным чувством ответственности за безопасность Советской Родины, стремлением быть достойными наследниками славных традиций старших поколений. Особо пристального внимания требуют к себе молодые люди, прибывающие в наши автомотоклубы и школы для учебы с отрывом от производства. Зачастую их быт и отдых не налажены — их не обеспечивают общежитиями и организованным питанием. Размещаясь на частных квартирах, юноши во внеучебное время предоставлены сами себе. Никакой культурно-массовой и политической работы с ними не проводится. Как раз именно эта часть курсантов учится ниже своих возможностей, слабее подготовлена к управлению техникой и несению воинской службы. Не во всех клубах и школах будущие водители получают достаточную физическую подготовку. В каждой учебной организации следует наладить регулярные занятия по физической культуре, сдачу норм ГТО, развивать военно-технические виды спорта, активно вовлекая в них будущих военных водителей. И конечно, в новом учебном году должно быть обеспечено изучение воинских уставов, наставлений, повышены требования к соблюдению дисциплины, организованности, четкому несению внутренней службы, приучающих курсантов к армейским условиям. Заканчивая наш разговор, хочу напомнить, что в мае этого года президиум ЦК ДОСААФ СССР принял постановление о преобразовании с1 января 1975 года всех учебных организаций в школы ДОСААФ , а также о создании объединенных технических школ ДОСААФв составе нескольких разнопрофильных учебных организаций. Впредь подготовка водителей автомобилей и гусеничных тягачей для армии и флота, народного хозяйства будет проводиться в технических, автомобильных и объединенных технических школах ДОСААФ . Это решение, думается, будет более полно отвечать форме и содержанию работы наших учебных организаций и способствовать улучшению подготовки водителей. Сейчас, когда пишутся эти строки, в разгаре летняя учеба войск. Советские воины с честью несут боевую вахту, четко выполняют учебно-боевые задачи. Солдаты за рулем автомобиля, рычагами гусеничных машин в трудных условиях дня и ночи, по дорогам и бездорожью, под палящим солнцем, в непогоду совершают длительные марши, точно в срок доставляют технику, боеприпасы, людей в заданные районы. Подготовить им достойную смену, воспитать умелых, мужественных, преданных Родине воинов-водителей — наш патриотический долг и святая обязанность.НА ПУТИ К ЦЕЛИ— После учредительного съезда прошло несколько месяцев. Что практически сделано в Молдавии за это время? — Укомплектованы городские и районные советы. Состоялись организационные собрания в первичных организациях. Рассмотрены и утверждены планы работы. Проведены первые семинары... Проблем тут было немало. Взять, к примеру, подбор председателей советов—районных и городских. Были случаи, прямо скажем, легкомысленного отношения к этому делу. В результате в ряде мест на этих постах оказались случайные, малоподготовленные работники. Пришлось их заменить. Сейчас наши председатели советов — люди, имеющие, как правило, техническое образование, среди них много офицеров запаса. Центральный совет провел с председателями уже два семинара. Причем второй был посвящен практике работы районных и городских советов, первичных организаций, взаимодействию с органами ГАИ. ДОСААФ и другими организациями. В соответствии со специальным решением все председатели советов включены в состав комиссий по проведению технического осмотра машин, в состав общественных комиссий по распределению автомобилей для продажи населению. И председатели советов, и руководители первичных организации, и многие активисты общества получили права нештатных сотрудников Госавтоинспекции, принимают активное участие в месячниках безопасности, выступают с лекциями и беседами на предприятиях, в школах, институтах. Решили мы и некоторые другие вопросы. Так, на всех станциях технического обслуживания установлена первоочередность для членов общества, готовится решение о преимущественных правах членов общества при организации гаражных кооперативов и т. д. — Ну, а задачи повышения водительского мастерства любителей? Как решаются они? Пока что создана элементарная учебная база. Сейчас она пополняется пособиями. техникой. Приступил к занятиям первый набор учебных курсов — для лиц. имеющих водительские удостоверения. — Теперь — о первичных организациях. По какому принципу они создаются, как организуют свою работу? — Первичные организации являются структурной основой общества. Мы считаем, что именно они должны стать центрами воспитательной, учебной и организаторской работы. Сейчас эти низовые коллективы проводят большую работу по разъяснению целей общества, по вовлечению в него новых членов. Поднять авторитет первичных организаций, помочь им обрести силу — в этом мы видим одну из первейших задач. Уже сейчас дела в ряде коллективов обстоят неплохо — проводится пропагандистская, профилактическая работа, заведен порядок рассмотрения нарушений правил дорожного движения автолюбителями на общих собраниях. О каждом таком случае органы ГАИ уведомляют районные советы или непосредственно первичные организации. И право же, трудно сейчас сказать, что «предпочитает» нарушитель — просечку в талоне или нелицеприятный разговор на собрании. По какому принципу объединяются в них люди? Это зависит от конкретных условий. В сельских местностях мы создали первичные организации и при отдельных колхозах (совхозах) и при сельсоветах. В городах первичные организации, как правило, созданы при крупных гаражностроительных кооперативах, а также на промышленных предприятиях, в министерствах, других учреждениях, где не менее пятнадцати авто- и мотолюбителей. Осенью мы получим хорошее помещение и там устроим своего рода клуб авто- и мото любите лей, где первичные организации смогут проводить разнообразные мероприятия. — Неснолько слов о взаимодействии с другими общественными организациями. — Нашим главным «партнером» (и это, мне думается, совершенно правомерно) является Государственная автомобильная инспекция. Некоторых вопросов взаимодействия я уже касался. О других скажу. Прежде всего, вся секционная работа у нас проводится совместно с сотрудниками ГАИ. Специалисты Госавтоинспекции помогли разработать необходимые инструкции, учебные планы, методику обучения для разных категорий водителей. Полезный контакт установлен ис ДОСААФ. Нам предстоит немало сделать по развитию автомобильного и мотоциклетного спорта. Будет у нас и своя спортивнотренировочная база. Установлены связи ис республиканским Советом по туризму и экскурсиям. Правда, в этом году общество еще не сможет оказать серьезную помощь моторизованным путешественникам. Деле это не простое и требует большой подготовки. В будущем же мы намерены предпринять ряд мер по обеспечению авто- и мототуристов инвентарем, снаряжением, будем помогать в выборе маршрутов, обеспечении путевками. Сейчас в этих целях мы вступаем в контакты с центральными советами обществ автомотолюбителей других республик. Думается, что такое взаимодействие принесет большую пользу. г. Кишинев Беседу вел Б. БЕЛЕНЬКИЙ*