А°^ов£ сВероятно, ни один из видов автомобильных соревнований не оказывает такого непосредственного влияния на повышение водительского мастерства, как скоростное маневрирование. Относится это в равной мере ик шоферампрофессионалам ик автолюбителям. Все десять упражнений, которые включают соревнования, взяты из повседневной практики управления автомобилем. Вот хотя бы «круг» в начале «фигурки». Все знают, как часто приходится водителю делать развороты. Или, скажем, «въезд на стоянку». При любой остановке машины в городской черте, особенно у магазинов и учреждений, сталкиваешься с тем, что место всегда ограниченно и надо маневрировать, чтобы «втиснуться» между автомобилями, расположившимися здесь ранее. А если к тому же учесть небывало возросшую интенсивность движения на магистралях, то еще более очевидной станет польза этих наиболее массовых автомобильных соревнований. Не случайно их называют школой вождения, не случайно и то, что они являются составной частью конкурсов профессионального мастерства, которые систематически проводятся среди шоферов. Нередко после соревнований интересуешься мнением участников о скоростном маневрировании. Одни говорят, что дело это очень трудное,' иные, наоборот, считают, что, мол, ничего сложного нет. Правы, вероятно, и те и другие. Кто давно за рулем, тому, конечно, легче пройти все фигуры, тем, у кого опыта поменьше, — труднее, но полезно, безусловно, для всех. Мне не раз довелось находиться в числе лидеров соревнований, был чемпионом страны. Как я добивался успе-ха? Прежде чем рассказать об этом, хочу подчеркнуть, что не претендую на обязательность моих приемов для всех спортсменов. У каждого, наверное, есть свои «секреты», которые обеспечивают высокие результаты. Для них, может, не скажу ничего нового. Рассчитываю главным образом на молодых, кто еще только начинает выступать в соревнованиях. Известно, что скоростное маневрирование спортсмены выполняют обычно на одной машине, не так, как в других видах соревнований, где каждый выступает на своей, хорошо уже ему знакомой. Получив автомобиль для постановки его на старт, первым делом пробую зажигание, затем пуск двигателя, включение передач, проверяю плавность сцепления, трогания с места, подгоняю сиденье, чтобы удобно было вести машину. И вот она на старте. В оставшиеся секунды до начала движения настраиваюсь, еще раз мысленно прохожу упражнения в нужной последовательности. Некоторые спортсмены пренебрегают этим и порой допускают ошибки. Судья взмахнул стартовым флажком. Включаю первую передачу, потом вторую, третью и направляюсь к первой фигуре — «кругу». Его предстоит пройти по часовой стрелке. К воротам подвожу машину так, чтобы она находилась приблизительно на одинаковом расстоянии от входных ограничителей (рис. 1). Как только передний бампер. чуть не дошел до флажков внутреннего круга, круто поворачиваю влево, чтобы автомобиль выровнялся параллельно ограничителям, и с учетом радиуса поворота веду машину. Все это делаю на третьей передаче, не увеличивая резко оборотов двигателя и не уменьшая, чтобы не нарушать плавного движения автомобиля. При выходе — вновь резкий поворот, с таким расчетом, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от ограничителей ворот. Иные спортсмены нередко въезжают в круг на завышенной скорости, и автомобиль заносит на наружные ограничители; пытаясь выровнять его, водитель подходитСКОРОСТНОЕвплотную к внутреннему кругу, порой сбивает флажки. «Бокс» не так уж сложен, если сразу правильно поставить автомобиль на входной площадке. Я стараюсь остановить его против «бокса» (рис. 2), чтобы без лишних маневров подать назад. Всегда избегаю забираться в дальний угол площадки. Тот, кто делает это, вынужден сдавать машину, выравнивать ее. В результате — лишнее время, а иногда и штрафные очки за сбитые ограничители. В «бокс» ставлю машину при малых оборотах двигателя, чтобы была возможность контролировать ее положение по отношению к ограничителям. Для шоферов-профессионалов, да и для автолюбителей, имеющих определенный опыт вождения, не представляет большого труда упражнение «змейка». Но и здесь есть одна особенность, о которой, пожалуй, стоит сказать. Заключается она в том, что машину выгоднее вести поближе к ограничителям — тогда трасса как бы спрямляется (рис. 3) и можно всю ее преодолеть с минимальным маневрированием. Так же поступаю и при прохождении «змейки» задним ходом. Одну из фигур — «въезд на стоянку» спортсмены прозвали «тещей», вероятно, по ассоциации с неприятностями, которые их ожидают порой при выполнении этого упражнения. Справедливости ради заметим, что при нынешнем начертании этой фигуры (в сравнении с прошлым) она уже не является такой сложной, особенно для легковых автомобилей, и все же на «секрете» ее выполнения следует остановиться. И здесь, как ив «боксе», многое зависит от правильной постановки машины перед движением задним ходом. Я, например, стараюсь затормозить ее приблизительно в метре от переднего входного ограничителя (рис. 4), а затем подаю назад, направляя заднее крыло между третьим и четвертым флажками. При подходе к ограничителям резко выворачиваю руль влево и ставлю машину параллельно стенке, вписываясь в фигуру.Инженеры А. Пархачев и Б. Либин — школьные товарищи, оба москвичи, но так сложилось, что не виделись они многие годы. Неожиданно встретиться им довелось минувшей осенью у гостиницы «Украина», где состоялся финиш одного из этапов ралли «Тур Европы». Дружеские объятия, разговор о житье-бытье. Перед тем как расстаться, Либин, провожая взглядом машины гонщиков, направлявшиеся в закрытый парк, в шутку заметил: — Вот бы и нам так махнуть вокруг Европы на автомобилях. — Вокруг Европы вряд ли. а вокруг Калуги — дело вполне реальное, — шуткой ответил ему Пархачев. Но шутка шуткой, а через полгода оба приятеля вышли на старт ралли «Москвич-74». Они составили один экипаж. Опытный автомобилист А. Пархачев, получивший права юного водителя еще в 1959 году в городском клубе юных автомобилистов и не раз стартовавший в соревнованиях, взял на себя обязанности 34СПОРТАвторалли „Москвич-74"штурмана, а новичок в спорте Б. Либин сел за руль. Среди 34 экипажей, выступавших на собственных машинах, было немало таких, как Пархачев и Либин. В соревнованиях участвовали те, кто уже имел спортивные разряды (в своем роде ветераны), и те, кто вышел на старт, чтобы, как выразился один из участников, «окунуться в спортивную атмосферу, подышать раллийным воздухом». Интерес автолюбителей к этим соревнованиям вновь и вновь подтверждает большую популярность ралли. Несмотря на то, что рекламы соревнований «Москвич-74» почти не было, энтузиасты автоспорта, узнав о предстоящем старте от друзей и знакомых, поспешили стать участниками. Любовь к автомобилю, стремление проверить себя в трудных условиях, почерпнуть водительской мудрости у бывалых гонщиков — все это привлекло автолюбителей на стадион московского автозавода имени Ленинского комсо-ЭНТУЗИАСТОВмола — организатора ралли. И надо было видеть, с какой тщательностью и, можно сказать, вдохновением начинающие раллисты изучали маршрут, знакомились с легендой, условиями дополнительных испытаний, как внимательно слушали советы опытных спортсменов. Отрадно, что таких энтузиастов с каждым годом становится все больше. И хотя автолюбители стартовали последними и их было, конечно, намного меньше, чем выступавших в трех- и двухдневных соревнованиях, мы не случайно начали рассказ именно с них. Ралли автолюбителей — дело важное и. безусловно, перспективное. Нельзя, пожалуй, сегодня говорить о подлинной массовости автомобильного спорта без широкого привлечения к нему владельцев личных автомобилей. В этом смысле автозавод имени Ленинского комсомола подает Добрый пример, проводя соревнования «в трех лицах», тем самым предоставляя возможность участвовать в них опытным раллистам .(«трехдневщикам»), молодым