Жизнь американца с раннего детства связана с автомобилем. С младенческого возраста он рядом с отцом, ведущим машину, восседает в специальном креслице и крутит маленький руль. Начав самостоятельно двигаться, он садится в игрушечный автомобиль в парке развлечений и ездит там сначала по рельсовой трассе, а затем и по рингу, где устраиваются гонки на картах. Повзрослев, он в этом же парке испытывает своё умение, навыки, реакцию на аттракционе, который так и называется «водительский тест», и бывает страшно горд, получив оценку «отличный водитель» или «эксперт». Придя в школу, он проходит специальные занятия по автоделу, а в 16 лет — в большинстве штатов — получает постоянные водительские права. Однако при сдаче экзамена, на права от водителей . не требуется никакого знания материальной части. Поэтому большинство американцев слабо разбирается в ней. Опросы, проведенные газетой «Двйли Ньюс», показали, что не только почти все женщины-водители, но и многие мужчины не умеют даже сменить колесо. Неумение владельца машины произвести дорожный ремонт восполняется хорошо налаженной службой технического обслуживания. Основные шоссейные дороги регулярно патрулируются полицией, которая, заметив остановившийся автомобиль, выясняет причину остановки и тут же вызывает по радио «скорую техпомощь». В ряде мест на дорогах установлены специальные телефоны для вызова полиции и техпомощи. Это объясняется заботой не столько о водителях, попавших в беду, сколько о ликвидации опасных ситуаций на дорогах, вызываемых аварийными машинами, а также о розыске преступников и украденных машин (в США ежегодно воруют около одного миллиона автомобилей). Для подавляющего числа американцев автомобиль — не средство развл» чения, удовольствия. Это — необходимость, зачастую горькая. Большинство населения живет не в центрах больших городов (там имеется, хотя и плохо действующий, городской транспорт), а на их периферии, где никаких видов общественного транспорта вообще нет. Школьников развозят на автобусах (кстати, совместная перевозка «черных» и «белых» детей вызвала недав-*АМЕРИКАНЦЫно взрыв расовой вражды и послужила поводом для длительных дебатов в конгрессе США), а остальные должны управляться своими силами. Чтобы купить коробок спичек или пакет молока — надо садиться в машину. Так автомобиль, созданный для. служения человеку, поработил своего повелителя, стал диктовать ему условия и образ жизни. Положение стариков-пенсионеров просто трагично. Им по возрасту уже тяжело ездить. Иногда видишь за рулем старушку, которой и швейную-то машину лучше не доверять. А она гонит по шоссе, подвергая опасности себя и других, или, обессилев, еле плетется, сдерживая все движение. Большое количество несчастных случаев на Дорогах США (около 44 процентов) следствие того, что за рулем оказываются пьяные люди и находящиеся под действием наркотиков. Только в 1969 году их жертвами стало 28 тысяч человек. Власти пытаются вести борьбу против пьянства за рулем. Однако до сих пор в стране не принято единого закона, направленного против этого явления, хотя он долгое время находится на рассмотрении законодательных органов. Лишь отдельные штаты предусмотрели строгие наказания за вождение машины в нетрезвом состоянии — большие штрафы и тюремное заключение с последующим лишением водительских прав. В ряде штатов приняты законы, обязывающие водителей подчиняться требованиям полиции о проверке на состояние опьянения (дыхание, анализ крови, мочи). Отказ от выполнения этого требования может привести к временному или постоянному лишению водительских прав, даже если суд не признает водителя виновным в какихлибо других проступках. Пытаются вести и воспитательную работу с пьяницами. Американская автомобильная ассоциация совместно с полицией организовала специальную программу «Контратака» под лозунгом «Если вы пьете — это ваше дело. Но если вы пьете за рулем — это дело всех и каждого», предусматривающую проведение обязательных лекций и бесед с демонстрацией трагических последствий «пьяной езды» для лиц, задержанных на дорогах в нетрезвом состоянии. Такая же программа, но с рекламной целью, ведется по телевидению страховыми компаниями. Американцы — вежливые водители. На перекрестках никто не начнет поворота, пока не пройдут все пешеходы. Если, торопясь и желая обогнать длинный хвост машин, почти не двигающийся из-за пробки, вы выехали на обочину и затем снова хотите стать в ряд, то вас охотно впустят, понимая, что только спешка вынудила вас на такие действия. При слиянии двух' дорог машины всегда проходят поочередно — одна с правой, другая с левой. Даже при столкновении водители сохраняют выдержку и корректность. Понимая бесполезность крика и взаимных обвинений, они спокойно обмениваются визитными карточками, записывают адреса, номера прав и страховых полисов и при необходимости ждут прибытия полиции. Определенную роль в данном случае играет то, что самому водителю не придется платить за повреждение чужой машины — это сделает страховая компания. Страхование в большинстве штатов - — обязательно, в Нью-Йорке, например, не выдадут номера, пока не представлено свидетельство о страховании. При этом в первую . очередь . страхуется вторая сторона — то есть автомобили или лица, которым может быть нанесен ущерб. Свою машину можно и не страховать. Плата за страховку довольно высокая — до 700—800 долларов в год, но если учесть, что иногда потерпевшие предъявляют иски на 50—100 тысяч долларов, а то и больше, то можно понять американцев, вынужденных выплачивать страховку. Высокая сумма исков вызывается, в частности, колоссальной стоимостью лечения в случае увечья. Лечение-то в США платное! Пешеходы здесь, как правило, не испытывают неприязни к водителям, ибо почти каждый из них — Сам водитель. Но это не мешает им быть довольно недисциплинированными. Осо-мя^ЕЙ^. *о^^^^м^££^* xl^BB^^^ОС^Ь !g^^B^*—J—1-Л-. *^£2а^ь f£^^R£^ f^^Vgvа^ЗЗь. f^^^B^vae^eSW ~-^LLJL ^ •^З^Ьь f^^w^ ^^^B fjJ^^B^rИ^ЛшЬм ^g^^BJ*g ^ ^ В^ c^iifib* ю * Q ^ 'o™*o*м^в ^^*но более 2,6 миллиона различных автомобилей. Это значит, что один автомобиль приходится на каждого четвертого жителя республики. БРАЗИЛИЯ. В четыре раза за последние 10 лет здесь возросло число дорожных происшествий. Лишь в прошлом году в них погибло почти 10 тысяч человек, а свыше 100 тысяч получили тяжелые увечья. ПОЛЬША. Наиболее известные курорты и живописные места Балтийского побережья свяжет новая сеть автомобильных дорог, к строительству которой приступили в этом году. Протяженность новых магистралей — 330 километров. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Более чем втрое возросла за последние 16 лет интенсивность движения на дорогах страны. Лишь в Чешской Социалистической Республике к началу 1974 года было варегистрироваСША. Наибольшее количество автомобилей концентрируется, естественно, возле крупных деловых и торговых центров. К числу таких районов Нью-Йорка, например, относится знаменитый Манхеттен — место скопления банков, крупных конторских н деловых учреждений. Медики решили выяснить, как влияет на человека его суточное пребывание в этом деловом центре города. Оказалось, что происходит такое отравление организма, которое можно сравнить с действием 40 выкуренных сигарет.26