СПОРТВ контрольных заездах лучшее время показал В. Кютер на машине собственной конструкции. Рядом с ниммеханик П. Гулена, позади — на автомобиле-«двойнике»—X. Тасслер. Справа — на машине под № 66 — М. Лайв (СССР).Из пяти этапов Кубка дружбы социалистических стран кольцевые гонки в Минске на этот раз были, вопреки традиции, первыми. Они стали премьерой для многих технических новинок, явились своеобразной пристрелкой перед дальнейшими стартами. Участники, выступавшие в группе Ц9 (гоночные автомобили с 1300-кубовыми двигателями от серийных легковых м?шин с минимальной форсировкой), в большинстве отдали предпочтение моторам ВАЗ. Двигатели «Шкоды» и «Вартбурга», в прошлом имевшие успех,- теперь потеснились. «Жигулевский» мотор, скрупулезно подготовленный путем отбора важнейших деталей (коромысел, кулачковых валов, поршней и т. д.) из десятков, казалось бы, «близнецов», позволяет получить весьма высокие показатели. Примером могут служить результаты, достигнутые одним из лучших моторных «селекционеров» молодым гонщиком из ГДР Вольфгангом Кютером. Он снял с «жигулей» мощность 85 л. с. (7000 об/мин) при серийных карбюраторе, распределительном вале, степени сжатия, «играя» лишь селекцией деталей и подбором впускного и выпускного коллекторов. А наши спортсмены? Они пока в искусстве наладки двигателей уступают своим коллегам из ГДР и ЧССР. Этим отчасти объясняется то, что в группе Ц9 им не удалось подняться выше пятого места (в прошлом году на минском этапе М. Лайв был вторым). И все жев командном зачете в группе Ц9 наши спортсмены заняли второе место. Всеобщее внимание привлекли «двойняшки» В. Кютера — автомобили, которые он подготовил для себя и своего коллеги X. Тасслера. Это первые гоночные машины с лобовым обтекателем, участвовавшие в соревнованиях на 'Кубок дружбы. Их максимальная скорость — 200 км/час. На таком автомобиле Кютер лидировал две трети дистанции, но столкновение с гонщиком А. Патлейхом из ЧССР вывело его из борьбы. Кютер, Тасслер, Патлейх, другие гонщики из ЧССР использовали новые шины типа «Сликс» — с плоским протектором без рисунка, изготовленные из довольно мягкой резины. Такие покрышки разработала группа энтузиастов завода «Рудый Ржиен» в ЧССР. Очевидно, эти «сликсы» целесообразно приобрести и для нашей сборной. На машинах группы А2 (рабочий объем не более 1600 смз) с полным преимуществом победило трио заводских спортсменов «Шкоды», которые выступали на автомобилях с двигателями мощностью 120 — 130 л. с. Польские ФИАТы имели примерно такое же число лошадиных сил, но у них был больший (на 170 кг) вес. Наши спортсмены, вооруженные «жигулями» и «москвичами», которые имели самую скромную подготовку, не могли вести на равных борьбу даже с «вартбургами» (1120 смз, 100 л. с , 175 км/час). Лишь Я. Лукьянов, который долгое время шел на шестом месте, был исключением. На хорошо подготовленном автомобиле ВАЗ-2101 спортсмену не удалось закончить гонку, главным образом из-за недостатка опыта и мастерства. Жаль, что АЗЛК не выставил на такие ответственные соревнования ни одного спортсмена. Этот завод, способный для «кольца» форсировать двигатель «Москвича» до 120 — 125 л. с , мог бы сыграть большую роль в поднятии престижа советского автоспорта не только в международных ралли, но ив кольцевых гон- ках. Минская пристрелка во многом была поучительной и интересной. И думается, что Федерация автоспорта СССР и наши автозаводы сделают по ее итогам необходимые выводы. Л. ШУГУРОВРезультаты соревнований Группа Ц9. Личный зачет: 1. К. Ийлек, ЧССР («Металэкс-102»); 2. У. Мелькус, ГДР («Мелькус»); 3. И. Шмид, ЧССР («Металэкс-102»); 4. X. Тасслер, ГДР («Кютер»); 5. М. Лайв, СССР («Эстония-18»); 6. Э. Гриффель, СССР («Эстония-18»). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ПНР. 2. М. Жид: 3. О. Брунцлик, все — ЧССР («Шкода-120С»); 4. Р. Муха; 5. А. Ярошевич, оба—ПНР («Польский ФИАТ-125П»); 6. П. Мюкке, ГДР («Вартбург-353»)... 11. 3. Пистунович, СССР (ВАЗ-2101). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ПНР; 3. ГДР; 4. СССР; 5. НРБ.Группа А2. Личный зачет: 1. Я. Бобек;Трио гонщиков ГДР на «вартбургах»: впереди под № 83 — Б. Циммерман, за •ним № 80 — П. Краузе.Фото В. Ширшова32