16
17
ттт •автолюбитель"Для«запорожцев»ШШИНHIL Ij ii 1заседание HP ИАНа декабрьском заседании прошлого года в «Клубе» выступил В. Н. Смирнов и поделился опытом надежного пуска отопителя у «Запорожца». Его сообщение вызвало большой интерес среди владельцев автомобилей ЗАЗ. Из их писем видно, однако, что далеко не все разобрались в коротком изложении, смогли сами восполнить имеющиеся в нем конструктивные и, главное, технологические «пробелы». Мы попросили В. Н. СМИРНОВА еще раз, более подробно рассказать об электронном искровом розжиге отопителя «Запорожца».НАДЕЖНЫЙ РОЗЖИГ ОТОПИТЕЛЯсвечу накаливания. Итак, сначала катушка. Как разобрать ее и вынуть «начинку», не повредив? Развальцовываем бортик кожуха и слегка, до 50—60° нагреваем катушку. Этого вполне достаточно, так как корпус залит составом компаунд. Теперь, держа катушку за кожух, клеммами вниз, слегка постукиваем кронштейном ее крепления о верстак. При этом придерживаем другой рукой за изолятор, чтобы «начинка» не вылетела из кожуха и не оборвались провода, подведенные к клеммам. Достали содержимое, развернули аккуратно тонкий металлический «экран». К клемме ВК должен подходить один провод, к центральной — тоже один, а к клемме без индекса — два. Рядом с клеммой ВКБ осторожно, чтобы не повредить обмотку, сверлим отверстие диаметром 1,5 — 2,5 мы (рис. 2). Теперь повернем катушку к себе нижней частью и осторожно снимем компаунд. Хорошо видны слои обмоток с изоляцией между ними (рис. 3). Во втором слое первичной обмотки, на наружном витке, напротив клеммы ВКБ зачищаем изоляцию на участке 4 — 6 мм и облуживаем это место. Готовим небольшой кусок провода МГШВ или другого подобного и один конец его надежно припаиваем к зачищенному и облуженному участку второго слоя первичной обмотки, а потом закрашиваем лаком или нитрокраской. Второй — выводим через ранее просверленное в крышке отверстие и припаиваем к клемме ВКБ. Провод, идущий к клемме без индекса, отсоединяем от нее (просто «откусываем»), наращиваем, выводим наружу и так же припаиваем к корпусу или к клемме ВКБ вместе с тем, что подведен нами туда от первичной обмотки. Вот и вся переделка. Остается проверить катушку с электронной частью и свечой. Соединяем катушку и электронную часть проводами согласно схеме, показанной на рис. 1, устанавливаем высоковольтный провод в центральную клемму так, чтобы между его концом и «минусом» аккумулятора был зазор 5—8 мм. Теперь включим ток. Через зазор должна пойти непрерывная «серия» искровых разрядов.Достоинством предлагаемого метода являются надежность, простота и экономичность. Ведь если Старая система со свечой накаливания требует тока порядка 26 ампер, то новая, электронно-искровая — всего 4—б ампер. Сама схема (рис. 1) очень проста. Отопитель управляется своим «штатным» выключателем, который сразу устанавливается во второе положение. Наибольшие сложности, как видно из писем, представляет реконструкция катушки 1 (см. рис. 1) зажигания для искрового розжига, а также стандартной автомобильной свечи, заменяющейВладельцамМелкий дождь. Щетки стеклоочистителя непрерывно маячат перед глазами. Выключаем «дворники» — через 10—15 секунд приходится вновь пускать их в ход (конечно, это относится к тем автомобилям, у которых стеклоочистители не могут работать в пульсирующем режиме). Брызги грязи, попадающие на лобовое стекло, не успевают смачиваться водяной пылью, не удаляются полностью. А частые взмахи щеток приносят только раздражение. Как добавить к обычным режимам работы электрического стеклоочистителя еще и пульсирующий, хорошо зарекомендовавший себя на таких машинах, как «жигули»? «Клуб» получил несколько предложений с использованием вездесущей те перь электроники. Вот два из них. Вариант В. С. ПОЛЯКОВА Схема несложна. Это несимметричный мультивибратор с плавно регулируемой частотой колебаний. Он собран на германиевых транзисторах типа МП-13, МП-14, МП-15 или МП-16 с любыми буквенными обозначениями 16всех машин«ДВОРНИКИ» 4 ЭЛЕКТРОНИКА<к ВКЛСТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ*Ч26Рис. 1. Схема несимметричного мультивибратора. Рис. 2. Схема приставки: Pi — биметаллический предохранитель на ток срабатывания 60 мА, напряжение 6 В; ЭД — электродвигатель стеклоочистителя; Ili — трехпозиционный переключатель.•(ПП-1 и ПП-2 на схеме рис. 1). Транзистор ПП-8 — усилитель постоянного тока, в цепь коллектора которого включено реле, обозначенное на схеме как «Р». Для ПП-3 подойдут транзисторы П-201, П-202, ПП-203 или ГТ-403. Ре-ле — любое, на ток срабатывания 40—60 мА. Можно использовать реле сигналов «Победы» или «Волги» ГАЗ-21. Остальные данные — на схеме. Время выдержки между взмахами щеток зависит от емкости конденсато- Для «запорожцев»• ВО~S~=>~~"=> СЭ•вvЖА\}^т-Ш> ДиаВго~15 51Вв.аi—i/ ^С=>Гi—iВ5Рис. 1. Схема искрового розжига отолителя: 1 — переделанная катушка; 2 — резистор Ri — ПЭВР-15 (350 ом); 3 — сопротивление R2 — ПЭВ (10 ом); 4 — транзистор JJi (П217А П46, П210); 5 — свеча.Рис. 2. Крышка, переделанной катушки: 1 — клемма без индекса; 2 — центральная клемма; 3 — отверстие 1,5—2,5 мм. Рис. 3. Катушка без компаунда (вид снизу): 1 — сердечник; 2 — высоковольтная (вторичная) обмотка; 3 — слои низковольтной (первичной) обмотки; 4 — первый слой; 5 — изоляция; 6 — второй слой; 7 — место припайки провода при переделке. Рис. 4. Так снимается металл со свечи: АА — линия распила. Рис. 5. Часть свечи, используемая при изготовлении новой системы. Рис. 6. Новый кожух. Рис. 7. Переделка кожуха старой свечи накаливания: а — удаление кожуха; ВВ — линия распила; б — переделка кожуха; 1 — «усики». по периметру до фарфора (рис. 4), и с него легко снимаются обе металлические половинки. Остается центральный электрод в изоляторе (рис. 5). На такую свечу надеваем кожух (рис. €), который вытачиваем на станке. Можно использовать для кожуха нижнюю часть старой свечи накаливания, отрезав ее, как показано на рис. 7. В этом случае, чтобы свеча не проваливалась в отопитель, сделайте на кожухе запилы и отогните на нем «усики» (рис. 7,6). Подгоняем кожух новой свечи «по месту» в корпусе отопителя и закрепляем ее старой гайкой. При монтаже электронной части не забудьте, что для транзистора нужен радиатор, размер которого зависит от типа примененного полупроводника. Всю установку удобно разместить над отопителем, закрепив винтами воздухозаборника. Катушку можно вынести в любое удобное место, соединив со схемой проводами. Провод, идущий от катушки к свече, нужно взять высоковольтный.Не получилось? — Проверьте правильность сборки. Возможно, вы перепутали местами провода, подходящие к клеммам ВК и без индекса. Если искра есть, но слабая — уменьшите сопротивление Ri. Бели все у вас работает исправно, остается аккуратно собрать катушку, завальцевать бортик и заклеить ЭПОКСИДНОЙ смолой. И последнее — как реконструировать свечу? Обычную автомобильную или мотоциклетную свечу распиливаемВладельцам всех машинра Сг и от переменного сопротивления Ri. Схему монтируем в сравнительно небольшой коробочке и размещаем в удобном месте под приборным щитком. Если все детали исправны и верно соединены, прибор начинает работать без дополнительных регулировок. Адрес для справок: 394016, г. Воронеж, Плехановская, 146, кв. 34, В. С. Поляков. Вариант Г. И. ДУЛЬКЕ Предлагаю сравнительно несложное добавление к обычному стеклоочистителю с электроприводом. Сделать таТ,П4Б кую приставку под силу любому, кто обладает минимальными знаниями в области радиотехники. Главное — аккуратность и,, конечно, уверенность в полной пригодности всех деталей, Схема приспособления показана на рис. 2. Устройство подключается к имеющемуся трехпозиционному выключателю Пь При переводе его из среднего (выключенного) положения в положение 1 включается наша «электроника» и стеклоочиститель работает циклично. Длительность промежутков между взмахами щеток регулируется переменным сопротивлением Ri, ручка управления которым выведена на панель приборов. Интервал может достигать 30 секунд. В положении 2 стеклоочиститель работает в нормальном реЖиме. Схема собрана на пластинке из диэлектрика (годится любая) размером 45X110 мм (рис. 2 и 3) и закрыта металлическим кожухом. Под панелью приборов нетрудно найти для этой коробочки удобное место, выведя наружу, на панель ручку управления. Адрес для справок: Литовская ССР, г. Клайпеда, ул. Дангес, 23—47, Г. И. Дульке.Т. МШИРис. 3. Общий вид устройства и монтаж с одной ис другой стороны.