К50-летиюсоветскогоавтомобилестроениятельно модернизировалмашину , а в 1967 году , введя широкопрофильныешинысрегулируемымвнутренним давлением и применив более мощныйди ­ зель ( м одель КрАЗ-255Б), с ущественно повысил егопроходимость . С мыслтрехоснойсхемы не тольковпроходимости . О на обеспечивает мень ­ шее давление колес на грунт, на доро ­ гу. П оэтомудлятяжелых магистральных грузовиков трехосная схема выступает вином качестве — к аксредствоповыше ­ ния грузоподъемностипринагрузках на оси, не выходящих за пределыдопусти ­ мых норм . И менно эта причина приве ­ ла ксозданию «трехосок» с колеснойформулой6X4идаже6X2 , то есть с двумя или однойведущимиосями . Представителем этой группыавтомоби ­ лей является семейство тяжелых трехосных машинповышеннойгрузоподъем ­ ности (колесная формула6X4 ) с дизель ­ н ымдвигателем . О но ведет происхож ­ дение с 1951 года, к огда на ярославс ком автозаводе былразвернут выпуск машин ЯАЗ-210 в разных модифика ­ циях. П озже , в 1958—1959 гг . их производст ­ во передано на автозавод вКременчу ­ ге, г де на базе ярославских моделей были созданы более современные конструкции грузовиков (КрАЗ-256, КрАЗ-257, КрАЗ-258), к оторые выпускаются и по сей день. Эти машиныхо ­ р ошо известны многим читателям. К огдавсередине 50-х годоввозникла потребность в 40-тонных карьерных самосвалах, м инский автомобильный завод также начал поиск на основетрехоснойсхемы . Такой самосвал, М АЗ - 5 30 , выпускавшийся с 1957 года, имел форсиро ­ ванный двигатель, с ложнуюгидромеха ­ ническую трансмиссию с раздельным приводомведущих осей. О днакодляра ­ боты в карьерах, г де нет таких жестких требований косевойнагрузке , к акпридвижении по дорогамобщегопользо ­ вания, трехосная схема не давала пре ­ имуществ. Напротив, она привела кто ­ м у , что самосвал получился довольнодлиннымималоманевренным . Зато последние моделиминского завода ипер ­ спективные автомобили строящегосякамского являются нагляднымпримером оправданного применения трехосной схемы . И нтересно отметить, что, н апри ­ м ер , на МАЗ - 5 16ведущейосьюслужит лишь одна, с редняя . Третья же ось при движении порожняком, когда нагрузка на дорожное полотно не превышает предельно допустимой величины, м ожет быть поднята. П одобнаяконструкция (с так называемойвывешиваемойосью ) позволяет придвижениибезгруза снизить потери на качение и, к акрезуль ­ тат, сократить расходгорючего . Разработанное в последние годы семейство грузовых трехосных автомоби ­ лей КамАЗ позволяет получить широкий набор тяжелых грузовиков, способных перевозитьв составе автопоездовдо 20 тонн подорогам , д опускающимнагрузку на ось не более 6 тонн. Таким образом , трехосная схема сдвумя вед ущимиосями явилась реальнымпутем решения важной народнохозяйственной задачи — дать стране массовый высоко ­ производительный грузовик с малым осевым весом . Е. ПРОЧКО, инженерК РАТКАЯБИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фантыНоябрь 1958 года. Совет Министров СССР принял постановление об организации на старейшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье производства микролитражных легковых автомобилей. Реконструкцию предприятия реше но осуществлять, не прекращая выпуска сельскохозяйственных машин. 18 июня 1959 года. Из экспериментального цеха вышел первый советский микролитражный автомобиль. 1960 год. С конвейера сошел первый серийный автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965. Октябрь 1962 года. Начат выпуск модернизированной модели «Запорожец» ЗАЗ-965А. 1963 год. К столетнему юбилею за успехи в области создания новых машин и оснащения народного хозяйства транспортной и сельскохозяйственной уборочной техникой завод «Коммунар» награжден орденом Трудового Красного Знамени.1966 год. Начато производство автомобиля ЗАЗ-966В с двигателем мощностью 30 л. с , а затем — ЗАЗ-966 с 40-сильным. Выпускаются три модификации ЗАЗ-966 для инвалидов: 966ВБ, 966ВБ2, 966ВР. Разработана конструкция грузо-пассажирского автомобиля ЗАЗ-969 высокой проходимости — для сельской местности. Производство этой машины позднее передано на луцкий машиностроительный завод. 1970 год. Вступил в строй информационно-вычислительный центр завода. Сдан большой производственный корпус, в котором разместился механосборочный цех. Общая протяженность конвейеров достигла 17 километров. 1973 год. Прекращено производство модели 966В и ее модификаций. На смену им пришел автомобиль ЗАЗ-968, который становится основной моделью. Изготовляется и его экспортная модификация ЗАЗ-968Э. Треть всех выпускаемых автомобилей приходится на модификации с ручным управлением.1951 год. В г. Луцке на Волыни организован завод для капитального ремонта автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63. На нем же изготавливаются запасные части к этим машинам и сельскохозяйственные агрегаты. 1959 год. Предприятие реорганизовано в луцкий машиностроительный завод, основной продукцией которого становятся специальные автомобильные кузова. 1960 год. Выпущена первая продук ция завода — прицепы-лавки и рефрижераторы АР-1 и АР-2. 1962 год. Завод освоил производство кузовов-рефрижераторов ЛуМЗ-890 (для автомобилей) и ЛуАЗ-853 (для прицепов). 1964 год. Начался серийный выпуск ремонтной мастерской и рефрижератора на базе фургона «Москвич-432». 1965 год. По технической документации запорожского автомобильного завода изготовлены опытные образцы грузо-пассажирского микролитражного автомобиля ЗАЗ-969. 1966 год. Освоен серийный выпуск грузо-пассажирских автомобилей ЗАЗ-969В с колесной формулой 4X2. 1967 год. Предприятие переименовано в автомобильный завод. 1970 год. В серийный выпуск пошли автомобили ЗАЗ-969 с колесной формулой 4X4. 1971 год. Изготовлены два образца автомобиля ЛуАЗ-969М с колесной формулой 4x4 , которые демонстрировались на международных выставках «Сельхозтехника-72» и «Автосервис-73». 1973 год. Завод специализируется на производстве грузо-пассажирских автомобилей ЗАЗ-969. Рефрижераторы и автомастерские переданы на другое предприятие.23