Навстречу30-летиюПобедыоборудование, эвакуированное с Украины, из Донбасса, вывозили зерно, другие сельскохозяйственные грузы для нужд фронта.КОЛОННА СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯОтветственное заданиеТемная августовская ночь. К поврежденному бомбой зданию государственного банка подкатывает с потушенными фарами грузовик. Вскоре раскрываются двери центрального входа. По обеим его сторонам становятся люди в военной форме, вооруженные автоматами. Тусклые огоньки карманных фонариков освещают вход. Из здания выносят и грузят в машину тяжелый сейф, металлические и деревянные ящики, пакеты, мешки. Приказ шоферу: двигаться, к месту сосредоточения и ждать дальнейших распоряжений. Когда на месте ушедшего появляется другой автомобиль, в воздухе нарастает гул бомбардировщиков, раздаются выстрелы зениток, небо освещается вспышками разрывающихся снарядов. Ухает тяжелый взрыв авиабомбы, взмывает столб пламени. — Очередная свистопляска начинается. Надо поторапливаться, — слышится решительный голос. Но подстегивать никого не надо. Люди и так работают быстро, перетаскивают в машины сейфы и другие тяжелые грузы. Это не страничка детектива. Так вывозили из Сталинграда и спасали денежные знаки, документы и другие народные ценности. Эта операция была подготовлена заранее и проведена в ночь на 24 августа 1942 года при самом активном участии десяти шоферов автоколонны спецназначения. Для города тогда началось тяжелое время. Фашистские захватчики рвались к берегам Волги. На Сталинград и его защитников обрушилась вражеская авиация, артиллерия. Массированному налету подвергся город ив ту ночь. Но грузовики с банковскими ценностями, миновав горящие улицы, переправились на левый берег Волги и благополучно добрались до Палласовки. Там водители сдали драгоценный груз под охрану. Это всего лишь один и, может быть, не самый значительный эпизод из боевой жизни подразделений автоколонны. на. Потребность в нем была еще и потому, что большое количество автомобилей направлялось в действующую армию. К тому времени в городе одним из крупных автохозяйств оставалась 84-я автобаза треста «Союзсовхозтранс». Она и стала основой автоколонны со всем своим парком машин и мастерскими. В дальнейшем автомобили поступали из разных автобаз двух областных трестов—«Союззаготтранс» W «Союзсовхозтранс». В большинстве это были ЗИС-5, ГАЗ-АА (до 200—250 машин), за рулем которых трудилось около 300 водителей. С октября 1941 по март 1944 года (до момента расформирования колонны) — это почти 900 дней и ночей тяжелой, опасной работы, требовавшей от шоферов и ремонтников большого мужества.Ежедневный подвигВесной автомобильные подразделения участвовали в посевных работах, перевозили за Волгу в села, больницы детей, стариков, больных, раненых, прибывавших в город из блокированного врагом Ленинграда ис фронта. Ни днем ни ночью не знала передышки колонна спецназначения. Документы и людская память сохранили множество примеров мужества, стойкости. В этой автоколонне водителями были мой отец и дядя. Чтобы воскресить память о тех, кто был за рулем в незабываемые дни Сталинградской битвы, я обратился в архивы, к документам, встретился с участниками событий. Бывший шофер Усть-Бузулукской автороты Александр Иванович Привалов, ныне пенсионер, за 30 месяцев работы в автоколонне не раз был под обстрелом и бомбежкой. — Не то что страшно, а жутко порой становилось, — рассказывает он. —Тут главное: не потерять самообладание, приноровиться к обстановке, нервами научиться управлять. Меня это часто выручало. Если вижу такой огонь, что непроскочить, пережду, укроюсь, выберу момент и снова вперед. Так спасал машину и грузы, доставлял их обычно в срок. Григорий Иванович Пузанов, участник всех важных перевозок в спецколонне, ныне шофер и почетный ветеран Волгоградстроя, вспоминая о Сталинградской битее, говорит, что ему особенно запомнились летние и осенние месяцы 1942 года — самые тяжелые и опасные для автотранспортников. Нередко гитлеровские воздушные разбойники на «мессершмиттах» обстреливали даже отдельные автомобили. — Поэтому, — дополняет своего фронтового товарища Влас Николаевич Шмелев, — нам приходилось совершать рейсы большей частью ночью, с потушенными фарами. Днем было очень опасно. Помню, осенью 1942 года несколько машин загрузили в Камышине боеприпасами. Выехали из города рано утром. А тут налет «мессеров». Шедший впереди меня метрах в двухстах ЗИС-5 был обстрелян, загорелся, а потом взорвался... Мне довелось беседовать со многими водителями и бывшими начальниками подразделений автоколонны. На вопрос, что им больше всего запомнилось, одни приводили примеры героизма, проявленного их товарищами, другие рассказывали, как выбирались с минного поля или из-под обстрела, третьим на память приходили разные истории. Анна Дмитриевна Демидова — одна из двух женщин-водителей, работавших в автоколонне, сказала, что до сих пор не может забыть, как шоферы стали свидетелями нашествия грызунов. — Летом сорок второго огромные косяки мышей, сусликов, крыс, хомяков двинулись на восток. Уходили от войны. Люди часто заболевали «мышиной болезнью» (туляремией). Бесились лисы иВ стужу и метелиС первых же дней на автоколонну легла основная тяжесть перевозок. Городские предприятия — промышленные, промкооперации — перешли на массовое производство продукции для нужд фронта. Водители обеспечивают бесперебойную доставку сырья, топлива для заводов, вывоз готовой продукции для отправки в действующую армию. Наступает суровая зима. К концу декабря, в январе морозы — 30—40 градусов. Стынет в радиаторах вода, трескается резина. Машины часто выходят из строя. Но водители и ремонтники творят чудеса: сами делают детали, собирают из двух автомобилей один — нередко под открытым небом, когда" руки прилипают к металлу. Сутками без сна. В декабре большую часть машин переводят в район строительства железной дороги Сталинград—Владимировка, сыгравшей впоследствии важную военно-хозяйственную роль. Здесь работало до 120 тысяч горожан и колхозников. Шоферы вплоть до марта 1942 года возили грунт, балласт, крепежные материалы, волоком растаскивали по трассе шпалы и рельсы. Часто сами нагружали и разгружали машины. Трудились самоотверженно, не считаясь с временем. Дороги часто заносило снегом, и тогда шофер брался за лопату. Иногда приходилось доставлять строительные грузы и оборудование по льду Волги. Другая часть машин перевозила железобетонные колпаки, рельсы, стальные конструкции для оборонительных рубежей, которые стали строить на подступах к городу с осени 1941 года. Много работали для формирований народного ополчения, для противовоздушной обороны, доставляли от эшелонов на заводы области и города промышленноеРождениеОна так и называлась: автоколонна спецназначения. Решение городского Комитета обороны о создании автоколонны состоялось в октябре 1941 года. Своевременность в организации сильного автохозяйства, способного маневрировать при выполнении особо важных, срочных и непредвиденных перевозок, была очевид6