В ОДНОМ ШАГЕ ОТ ЛИДЕРАВ программе соревнований на Кубок дружбы социалистических стран по картингу советский этап присутствует с 1966 года. Тогда гонки состоялись во Львове. Потом иа протяжении семи лет гостей принимала Москва. В прошлом году картингисты ГДР, ВНР, Н РБ , П НР , СССР и ЧССР встречались на курском картодроме, и вот сейчас все снова съехались в столицу. На соревнованиях в Москве можно было убедиться, что советские картингисты по технической оснащенности мало уступают команде ЧССР, сильнейшей из шести сборных. Только у трех чехословацких гонщиков моторы имели более или менее ощутимое превосходство в мощности. Стало ясно также , что ведущий наш картингист МихаилРябчиков может на равных вести борьбу с лучшими спортсменами ЧССР иГДР , что заметно выросло мастерство Михаила Густешова и Роберта Акопова. Однако едва ли следует сейчас бить влитавры . Много сделано в подготовке, сплочении сборной, но немало еще и предстоит сделать, и прежде всего в повышении мастерства. И еще один важный вывод. Три года назад при комплектовании сборной была сделана ставка на молодежь. Так, и з шести ее членов, выступавших в Москве, пятеро моложе 23 лет. А в соответствии с положением о Кубке вкаждой команде должно быть не менее трех картингистов в возрасте до 25 лет. Но омоложение состава сборной неизбежно требует большой работы по совершенствованию спортивного мастерства, взаимной «приработке» гонщиков. В том, что этот процесс протекает не столь просто, к аккажется на первый взгляд, мы убедились по слабым результатам 1971 — 1 972 годов. Победа спортсменов ЧССР не выглядела такой безоговорочной, к ак раньше. Н а московском этапе Рябчикови Акопов ужефинишировали впереди ПрохазкииБедржиха , правда, братья Кыселы по-прежнему остались непобед имыми . К ак выиграть уних ? Многие задавались этим вопросом. Ответ на него дадут не только мощный мотор, сверхширокие шины , тщательно подобранные передаточные числа в коробке передач или бесконтактное зажигание — надо еще, наверное, лучше ездить. Л . ШУГУРОВ Результаты соревнований III этап. Личный зачет (в скобках — места, занятые в отдельных заездах): 1. 3. Кыселы, ЧССР (2, 1, 1); 2. М. Рябчиков. СССР (1. 2. 2): 3. О. Прохазка, ЧССР (2. 1, 3); 4. П. Кыселы, ЧССР (1, 10, 1); 5. М. Густешов. СССР (3, 4, 4); 6. Р. Акопов, СССР (4, 6, 2)... 8. А. Таскин, СССР (4, 7, 5)... 10. А. Мирзоян, СССР (3. 13, 4)... 15. В. Чуваев, СССР (8, 8, 8). Командный зачет: 1. ЧССР — 54 очка; 2. СССР — 63; 3—4. ГДР и ПНР — по 151; 5. ВНР — 157; 6. НРБ — 217. Сумма очков после трех этапов. Личный зачет: 1. 3. Кыселы — 4; 2. Рябчиков — 22; 3. П. Кыселы — 30; 4. Л. Бедржих. ЧССР — 37; 5. К. Хеншель, ГДР — 45; 6. Прохазка — 52... 8. Густешов — 60... 9. Акопов — 61... 11. Мирзоян — 72... 13. Таскин — 80. Командный зачет: 1. ЧССР — 158; 2. СССР — 278; 3. ГДР — 390; 4—5. ВНР и ПНР — по 431; 6. НРБ — 687. 38МОТОКРОССИз одиннадцати 3этапов первенства мира в классе 250 см в первых восьми гонщики стартовали почти каждое воскресенье. После восьмого этапа, состоявшегося в Голландии, наступил трехнедельный перерыв, и затем, девятым этапом (в Финляндии) открылась заключительная часть этого чемпионата. Результаты соревнований VIII этап (Голландия). 1-й заезд: 1. С. Гебейерс, Бельгия («Сузуки»); 2. Р. Бовен, Бельгия («Монтеса»); 3. Г. Эвертс. Бельгия («Пух»); 4. Г. Райе, Бельгия («Сузуки»); 5. Т. Хансен, Швеция («Кавасаки»); 6. Г. Моисеев, СССР (КТМ). 2-й заезд: 1. Я. Фальта, ЧССР (43); 2. Гебейерс; 3. Т. Сузуки. Япония («Ямаха»); 4. Эвертс; 5. Моисеев: 6. X. Андерссон, Швеция («Ямаха»). IX этап (Финляндия). 1-й заезд: 1. Эвертс; 2. Фальта; 3. Андерссон; 4. Сузуки; 5. К. Вехконен, Финляндия («Хускварна»); 6. Г. Шмитц. ФРГ («Пух»). 2-й заезд: 1. Моисеев; 2. Андерссон; 3. Д. Померой. США («Бультако»); 4. Эвертс; 5. И. Хуравый, ЧССР (43); 6. Сузуки. X этап (Швеция). 1-й заезд: 1. Хансен; 2. Андерссон; 3. Ж. Робер, Бельгия («Сузуки»); 4. Эвертс; 5. Моисеев; 6. Сузуки. 2-й заезд: 1. Моисеев; 2. Андерссон; 3. Хансен; 4. Фальта; 5. Сузуки; 6. Померой... 7. П. Рулев. СССР (КТМ). Как известно, места в чемпионате распределяются в зависимости от суммы очков, набранной в двенадцати наиболее результативных заездах. В частности, в дуэли Моисеев—Фальта решающее значение приобретает число призовых мест. Перед последним, одиннадцатым этапом у Моисеева 145 очков (пять побед, три вторых и два третьих места), у Фальты — 129 (пять побед, два вторых и одно третье место). На последующих местах в шестерке сильнейших: Эвертс — 116 очков, Хансен — 91, Райе — 87, Андерссон — 79. Закончился чемпионат мира по мотокроссу в классе 500 см 3 . За место в десятке сильнейших боролись представители фирм «Ямаха» и «Сузуки» (Япония), «Хускварна» (Швеция) и «Майко» (ФРГ). Наибольшее число побед (10) в заездах одержано на шведских машинах. Одной победой меньше у гонщиков «Сузуки». Результаты соревнований VIII этап (США). 1-й заезд: 1. Р. де Костер, Бельгия («Сузуки»); 2. Г. Вольсинк, Голландия («Сузуки»); 3. Я. ван Вельтховен, Бельгия («Ямаха»); 4. X. Миккола, Финляндия («Хускварна»); 5. Б. Лэккей. США («Хускварна»); 6. П. Карсмакерс. США («Ямаха»). 2-й заезд: 1. Вольсинк; 2. Миккола; 3. де Костер; 4. Карсмакерс; 5. Д. Померой, США («Бультако»); 6. ван Вельтховен. IX этап (Голландия). 1-й заезд: 1. Миккола; 2. Вольсинк: 3. де Костер; 4. ван Вельтховен: 5. А. Вайль. ФРГ («Майко»); 6. А. Юнссон, Швеция («Ямаха»), 2-й заезд: 1. де Костер; 2. Вольсинк; 3. А. Кринг, Швеция («Хускварна»); 4. Юнссон; 5. Лэккей; 6. П. Пиппола, Финляндия («Хускварна»)... 10. В. Худяков, СССР (43). X этап (Бельгия). 1-й заезд: 1. Миккола; 2. де Костер; 3. Юнссон; 4. Кринг; 5. Ж. Лякае, Бельгия («Ямаха»); 6. В. Лоддаль, Голландия («Хускварна»). 2-й заезд: 1. де Костер; 2. Миккола; 3. Вайль; 4. ван Вельтховен: 5. Кринг; 6. Юнссон. XI этап (Люксембург). 1-й заезд: 1. Миккола; 2. ван Вельтховен; 3. Вайль; 4. К. Хаммаргрен, Швеция («Кавасаки»); 5. Д. Бенкс. Англия (ККМ); >6. Юнссон... 9. В. Худяков. СССР (43). 2-й заезд; 1. Б. Эберг, Швеция («Бультако»); 2. де Костер: 3. ван Вельтховен; 4. Вайль; 5. Юнссон: 6. Миккола... 10. Худяков. Итоговая сумма очков: 1. Миккола — 174; 2. де Костер — 165; 3. Вайль — 133: 4. Вольсинк — 124; 5. ван Вельтховен — 108; 6. В. Бауэр, ФРГ («Майко») — 87... 12. В. Попенко. СССР (43) — 15... 16. А. Бочков, СССР (43) — 11.АВТОГОНКИДесятый этап чемпионата мира в формуле 1 не внес ясности в вопрос о реальном претенденте на титул лучшего гонщика планеты. До четвертого этапа лидировал К. Регаццони. потом таблицу первенства возглавлял Э. Фиттипальди, но после девятого этапа вперед вышел Н. Лауда. Гонки десятого этапа, проходившего на трассе «Брэнде Хэтч», вновь сделали лидером Фиттипальди, но послед них к трем названным претендентам на титул чемпиона добавился еще И. Шехтер. X этап (Англия): 1. И. Шехтер. ЮАР («Тайрелл-Форд-007»); 2. Э. Фиттипальди, Бразилия («Тексако-Марлборо-Мак-ЛаренМ23»); 3. Ж. Икс, Бельгия («Джон-Плейерс-Спешел»); 4. К. Регаццони, Швейцария («Феррари-312-ВЗ»); 5. Рейтеманн, Аргентина («Брэбхэм-БТ44»); 6. Д. Хьюм, Новая Зеландия («Тексако-Марлборо-МакЛарен-М23»). По сумме очков впереди — Фиттипальди (37). за ним идут Лауда (36), Регаццони и Шехтер (по 35). Р. Петерссон (19), Хьюм (13).** *Второй этап гонок на Кубок дружбы социалистических стран — соревнование на трассе «Заксенринг». Оно проходило под проливным дождем. Несмотря на это, за ходом борьбы наблюдали 70 тысяч зрителей. На легковых машинах группы А2 (класс до 1600 смЗ) первые три места традиционно заняли чехословацкие спортсмены — Я. Бобек, О. Брунцлик и М. Жид, выступавшие на автомобилях «Шкода120С». Заезд на гоночных машинах группы Ц9 (класс до 1300 смЗ) из-за сильного ливня не состоялся. Советские спортсмены на этом этапе не выступали.МНОГОДНЕВКАФинишировал чемпионат Европы по мотоциклетному многоборью, который состоял из пяти этапов. Спортсмены ГДР, на протяжении нескольких лет регулярно выступающие в легких классах мотоциклов на отечественных машинах «Симеон», добились наконец успеха. Они потеснили в классе 75 смЗ гонщиков фирмы «Цюндапп» (ФРГ) и заняли по сумме пяти этапов первые два места. Весьма серьезно подошли к этим соревнованиям итальянские спортсмены. Они взяли на вооружение мощные и теперь уже надежные австрийские мотоциклы КТМ в классах 250, 350 и 500 смЗ. Во всяком случае, четыре их победы на этапах и выигрыш чемпионского титула в классе свыше 350 смЗ говорят сами за себя. Команда ЧССР пополнила свои ряды известным мотокроссменом Йржи Стодулкой, который выиграл три этапа и впервые стал чемпионом Европы. Известный многоборец Кветослав Машита (ЧССР) в седьмой раз выиграл почетный титул — он бессменный чемпион Европы с самого начала (1968 год) проведения первенства. Оба чеха выступали 3 соответственно в классах 250 и 350 см . Наши спортсмены после перерыва вновь начали регулярные выступления в этом чемпионате. Они стартуют на мотоциклах ЯВА. Лучшим результатом пока является пятое место Э. Рамонаса (класс 350 см 3 ), завоеванное на третьем этапе. В итоге чемпионами Европы по многоборью в различных классах мотоциклов стали: 50 см 3 — П. Нойманн, ФРГ («Цюндапп»); 75 смЗ — Э. Шнайдевинд, ГДР («Симеон»); 100 см 3 — И. Вольфгрубер, 3 ФРГ («Цюндапп»); 125 см 3 — К. Христель, ФРГ («Цюндапп»); 175 см3 — Э. Шмидер. ФРГ («Цюндапп»); 250 см — И. Стодулка, ЧССР (ЯВА); 350 см 3 3К. Машита, ЧССР (ЯВА); свыше 350 см — И. Тестори, Италия (КТМ). IСПИДВЕЙВ Манчестере (Англия) закончилось первенство мира но парным мотогонкам на гаревой дорожке. 4емпионами стали шведы С. Шестен и А. Миханек с 28 очками. Наши гонщики Владимир Гордеев и Григорий Хлыновский на шестом месте.