службаВ редакцию поступают письма с просьбой указать, где можно приобрести литературу по автомотоделу. Публикуем адреса специализированных магазинов, высылающих научнотехническую литературу, выпускаемую центральными издательствами. 232000, Вильнюс, просп. Ленина, 29, магазин «Техника»; 600000, Владимир, ул. Ill Интернационала, 44, магазин № 1; 348016, Ворошиловград, пл. Героев Великой Отечественной войны, 5, магазин № 70; 246000, Гомель, ул. Советская, 4, магазин № 5 «Научно-техническая книга»; 340055, Донецк, ул. Артема, 84, магазин № 50; 330063, Запорожье, просп. Ленина, 48, магазин № 2 1 ; 153004, Иваново, ул. Октябрьская, 12, магазин № 2; 424700, ЙошкарОла, ул. Коммунистическая, 34, магазин № 4 «Знание»; 420084, Казань, ул. Куйбышева, 3, магазин № 13; 248635, Калуга, Гостиные ряды, корп. 13, «Дом книги»; 233000, Каунас, Лайсвес аллея, 30, магазин № 4; 650099, Кемерово, ул. Весенняя, 24, магазин № 1 5 «Техническая книга»; 252001, Киев, ул. Ленина, 39, магазин № 1; ,252105, Киев, ул. Строителей, 4, магазин № 59; 277012, Кишинев, ул. Пушкина, 15, магазин «Штаинца»; 475601, Кокчетав, ул. К. Маркса, 80; 458000, Кустанай, ул,. Баймагамбетова, 69; 349300, Красный Луч, ул. К. Маркса, 6, магазин № 86; 191025, Ленинград, Литейный просп., 64, магазин Ms 5 «Техническая книга»; 198216, Ленинград, пр. Героев, 26, магазин № 63 «Родина»; 198035, Ленинград, ул. Двинская, 8, магазин № 89 «Бригантина»; 398005, Липецк, просп. Мира, 6, магазин № 7; 290006, Львов, пл. Рынок, 10, магазин № 19; 220005, Минск, Ленинский просп., 48, магазин № 13 «Научно-техническая книга»; 103050, Москва, ул. Петровка, 15, магазин № 8 «Техническая книга»; 117334, Москва, Ленинский просп., 40, магазин № 115 «Дом научно-технической книги»; 105203, Москва, 15-я Парковая ул., 16, магазин № 118; 360000, Нальчик, просп. Ленина, 20, магазин № 1 «Знание»; 327000, Николаев, ул. Плехановская, 52, магазин N» 3; 630091, Новосибирск, Красный просп , 60, магазин № 7; 270001, Одесса, ул. Ленина, 17, магазин № 18; 683003, Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 39; 226047, Рига, ул. Ленина, 17, «Гайсма»; 390023, Рязань, ул. Циолковского, 1, магазин № 11; 410600, Саратов, ул.. Братиславская, 8 1 , «Облкниготорг»; 620013, Свердловск, ул. Малышева, 31 -а, магазин № 8; 244011, Сумы, просп. К. Маркса, 2, магазин № 3; 167004, Сыктывкар, ул. Ленина, 82; 200001, Таллин, бульвар Ленина, 7; 492000, Усть-Каменогорск, ул. Кирова, 64, «Техническая книга»; 294000, Ужгород, ул. Театральная, 4, магазин № 8; 720040, Фрунзе, ул. Дзержинского, 43,. «Магазин технической книги»; 310012, Харьков, ул. Свердлова, 17, магазин № 1; 280000, Хмельницкий, ул. Фрунзе, 50, магазин № 12; 473009, Целиноград, ул. Училищная, 65; 274000, Черновцы, ул. Кобылянской, 47, магазин № 13; 672000, Чита-центр, ул. Ленина, 56, «Научно-техническая книга». В Главном управлении «Союзкнига» нам сообщили правила, которыми руководствуются магазины и отделы «Книга — почтой». Они принимают заказы на книги центральных издательств от покупателей, проживающих в пределах своей области (края, республики), на литературу областного (краевого, республиканского) издательства — от покупателей любых областей (краев, республик) страны. Заказывать необходимую литературу следует, руководствуясь информационными материалами магазинов «Книга—почтой», издательскими планами выпуска. Оформляя заказ на книгу, следует указать ее выходные данные: фамилию автора (или составителя), название, издательство, год и место издания. О себе заказчик сообщает точный почтовый адрес (с индексом), фамилию, имя, отчество. По адресу «до востребования» заказы не выполняются.Посылки или бандероли с книгами высылаются наложенным платежом. Получения аванса от покупателя не требуется. Он оплачивает стоимость книг, расходы по упаковке и пересылке на почте при получении. Для выполнения заказов магазинам и отделам «Книга—почтой» установлен срок 15 дней. В случае отсутствия необходимой литературы магазины и отделы «Книга — почтой» организуют сбор книг на предприятиях Книготорга и высылают их покупателю. Срок исполнения таких заказов 30 дней. В последующих номерах мы сообщим адреса универсальных, смешанных и магазинов «Военная книга», а также отделений издательства «Транспорт».Со скидкой 30 процентовЮ. Баткевнчуеа из г. Калининграда, В. Михайлова из г. Волгограда, других читателей интересует порядок продажи восстановленных автомобильных кузовов. Как сообщили нам в объединении «Росавтотехобслуживание», кузова легковых автомобилей, бывшие в употреблении, поступают для продажи населению только на станции технического обслуживания. Списанные на автотранспортных предприятиях, восстановленные и полностью укомплектованные станциями обслуживания кузова продаются по розничным ценам со скидкой 30%.В отличие от большей части других зарядных устройств потребляемый аппаратами АПА-12 и ПАА-12/6 ток зависит от степени разряженности батарей и уменьшается по мере зарядки. Именно поэтому аккумуляторы можно оставлять подключенными к подзарядникам на неограниченное время. .Кроме того, для подзарядки батареи нет необходимости снимать ее с автомобиля, если только в гараже есть сеть переменного тока напряжением 220 или 36 вольт. Разница между АПА-12 и ПАА-12/6 в том, что первый из них предназначен только для 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов. Второй — пригоден для напряжения 6и 12 вольт, и им могут пользоваться мотоциклисты. Следует помнить, что если батареи сильно разряжены — 12-вольтовые аккумуляторы имеют напряжение меньше 10,8 ви 6-вольтовые — меньше 5,0 в, — то их нужно сначала зарядить при помощи более мощных зарядных устройств. К прибору ПАА-12/6 прилагается более подробная инструкция по эксплуатации со схемой прибора и ее описанием. Это необходимо как руководство при ремонте, который по силам только специалистам и владельцам машин с определенной подготовкой и навыками. Выпускает приборы паневежский экспериментальный электротехнический завод. Периодически они поступают в торговую сеть. Базы Посылторга эти подзарядники не высылают.Влагонепроницаемая тканьИ. Николаев из Иркутской области, другие читатели спрашивают, чем пропитать ткань, которой накрывают автомобиль или мотоцикл, чтобы она не пропускала воду. Любую ткань — парусину, бязь — можно сделать влагонепроницаемой. Для этого следует приготовить два раствора: мыльный (на 1л теплой воды 100 г мыла) и из алюминиевых квасцов (на 1л воды 48 г уксуснокислого кальция и 34 г сернокислого алюминия — квасцов). Сначала ткань погружают на 8 — 1 0 минут в первый раствор, а затем, слегка отжав, на 3 — 4 часа во второй, предварительно перемешанный и отфильтрованный. После этого ее, не отжимая, сушат и проглаживают. Обработанная таким способом ткань не будет пропускать воду.Вкладыши вместо роликовКиевлянина Ю. Сучкова интересует, почему на тяжелых мотоциклах, как, в частности, на «Днепре» МТ-9. коленчатый вал стали устанавливать не на роликовых, а на подшипниках качения. На протяжении всей истории развития мотоциклов коренные и шатунные подшипники двигателей в подавляющем большинстве случаев были роликовыми, игольчатыми или шариковыми, словом подшипниками качения. Подшипники скольжения, аналогичные тем, что широко применяются в автомобильных двигателях, для мотоциклетных моторов были редкостью. Уникальными в этом смысле стали двухцилиндровые мотоциклы «Триумф» моделей «Спид теин» (500 смЗ). Они появились в 1938 году и были оснащены шатунными подшипниками скольжения. Сейчас все большее число заводов, преимущественно выпускающих тяжелые мотоциклы с четырехтактными двигателями, отказывается от подшипников качения, в частности роликов, в пользу вкладышей автомобильного типа. Вопервых, подшипники скольжения более долговечны, а их замена значительно проще. Во-вторых, они позволяют, не увеличивая габаритов и веса двигателя, сделать более прочным и жестким коленчатый вал, что при возросших мощностях и быстроходности двигателей приобретает немаловажное значение. Правда, подшипники скольжения требовательнее к фильтрации масла и нуждаются в подаче его под более высоким давлением, чем роликовые. Все эти «за» и «против» были тщательно взвешены специалистами ведущих мотозаводов, и теперь более десятна моделей уже оснащаются подшипниками снольжения, цельными коленчатыми валами и разъемными шатунами. В их числе советские машины «Днепр» всех моделей, японские «Ямаха-ТХ750» и «Хонда-КБ500», немецкие БМВ, итальянские «Бенеллисей» и «Мото-гуцци-В7», английские «Триумф».Самые быстроходные«Меня очень интересует, каковы максимальные скорости, достигнутые на мотоциклах разных классов, — обращается к нам А. Семенкин из Ленинграда. — При этом хотелось бы сравнить максимальные скорости дорожных машин с международными рекордами». Международные рекорды скорости, как правило, установлены на специальных машинах, снабженных обтекателями и форсированными двигателями. Поэтому они значительно превосходят показатели дорожных мотоциклов. Здесь мы приводим данные по результатам (км/час) прохождения дистанции 1 километр со стартом с хода. В скобках указана марка мотоцикла. Максимальная скорость, км/час рекордная дорожного мотоциклаКласс мотоцикла, с м3 50 100 125 175 250 350 500 750 1000 1300Подзарядники для аккумуляторовВ. Гречева из г. Тирасполя просит рассказать о продающихся в специализированных магазинах автоматических подзарядниках для аккумуляторов. В настоящее время в торговую сеть поступает автоматический подзарядник АПА-12 и его модификация — модель ПАА-12/6. Оба эти прибора предназначены для подзарядки аккумуляторных батарей (максимально допустимый ток 1а).210 («Крайд- 93 («Майколер») МД50») 110(«Хонда222 (НСУ) КБ100») 130 («Хонда242 (НСУ) КБ125») 193 («Мина- 115 (43-477)Y\£i ГТ ГГТЛ ^ . \281 («Ямаха») 303 (НСУ)160 («ЯмахаРД250») 175 ( « К авасаки С2») 180 ( « К авасаки 338 (НСУ) Икс1Б») 210 (МБ-Агу361 («Триста-750С») умф») 298 («Вин202 («Лаверда- . сент») 1000») 301 («Цикло265 (Мюнх») трон»)20