24
25
Времена годаСтраницы 24—32ОСЕНЬмои взгляд, это прежде всего умение предвидеть неприятности. А умение это складывается из знания своих возможностей и постоянного анализа окружающей обстановки. Нельзя за рулем быть бездумным, беспечным. В противном случае и самая малая скорость не спасет от аварии. Водитель. В добавление к сказанному хочу порекомендовать водителям: не расслабляйтесь, будьте все время начеку, не жмите беззаботно на педаль акселератора, больше надейтесь на разум, чем на тормоза. Автоинспектор. К последним словам мне хотелось бы привлечь внимание особенно водителей «жигулей». Дело в том, что на протяжении последних двух лет у нас слишком много дорожнотранспортных происшествий с «жигулями». В Москве, например, в личном пользовании их примерно 30 тысяч, что составляет четвертую часть всего парка индивидуальных автомобилей. В то же время около половины всех происшествий, в которых участвовали автолюбители, приходится на долю водителей «жигулей». При тщательном изучении сложившегося положения выяснилось, что основная причина заключается в неподготовленности многих владельцев этих машин к управлению ими. Спрашивается: почему же эти первоклассные автомобили не всем «по плечу»? Дело в том, что «Жигули» — современная быстроходная, динамичная машина. Но ее комфортабельность приглушает ощущение скорости движения. Водитель «Москвича» или «Волги», например, определит примерную скорость и без спидометра, по тому, как усиливается или уменьшается свист ветра за окном, шум двигателя и т. д. В «жигулях» же на скорости 100—120 км/час впечатление такое, будто держишь не больше 60. Не зная этой особенности, водители, не имеющие достаточных навыков и опыта, обманываются в скорости и, когда на пути появляется какоелибо препятствие, оказываются перед ним. бессильными, хотя у «жигулей» и эффективные тормоза. Водитель. Кстати, дисковыми тормозами надо пользоваться умеючи. Чуть сильнее нажал на педаль — и, смотришь, вылетел за кювет или на полосу встречного движения. Тем более осенью, когда дождь, грязь, опавшая листва делают дорогу коварно скользкой. И еще раз о скорости. Осенью заканчивается пора массовых отпусков. Так вот, возвратясь из дальних странствии, не забудьте сменить стиль езды. Поясню это примером. Один мой знакомый ехал из отпуска домой. Как он рассказывал, у первого же светофора ему пришлось резко «осадить» свою машину, а на проспекте Мира его остановил инспектор. Как вы думаете, за что? За превышение скорости! Казалось бы, парадокс, опытный шофер, и вдруг потерял ощущение скорости. На самом деле это объясняется просто. Человек проехал полторы тысячи километров по загородным трассам, где ни тебе особых помех, ни светофоров. За это время он так привык к высокой скорости, что, въехав в Москву, продолжал двигаться по инерции, психологически не перестроился, не подготовился к езде в условиях города. Хорошо еще, что все окончилось объяснением с инспектором, а не хуже. Автоинспектор. Совершенно верно. К тому же скорость зависит от видимости, а этого качества и не хватает осенней дороге. Хмурое небо, затянутое плотными тучами, ранние сумерки заметно укорачивают день, чаще приходится ездить в темноте. И это обстоятельство способствует «всплеску» дорожно-транспортных происшествий в осенний период. Водитель. Темнота, конечно, влияет на безопасность движения, но, мне кажется, дороги наши и сами транспортные средства просто освещены недостаточно. Один такой пример. У наших машин, работающих на междугородных перевозках, а их много, обычно установлены четыре фары плюс габаритные огни, а света все равно мало. Во многих же зарубежных странах большегрузный автомобиль можно заметить за несколько километров, потому что его самого и дорогу перед ним освещают до десятка мощных световых приборов. Автоинспектор. Мне трудно что-либо возразить, к тому же качество осветительных приборов — компетенция работников электротехнической промышленности и автомобилестроителей. Я хочу сказать водителям о другом. В осеннее ненастье электрические приборы на автомобилях светят слабо и потому, что водители ленятся лишний раз очистить их от пыли, от грязи. И вот формально все приборы работают, а по сути дела автомобиль неисправен: габаритные огни совершенно не видны. Водитель. Да, к сожалению, с такими встречаешься. Каждый раз я говорюСотрудник Управления ГАИ МВД СССР А. Дугинов и заслуженный мастер спорта автогонщик Ю. Лесовский завершают беседы о приемах безопасного вождения автомобиля в разное время года. Автоинспектор. Итак, в наших беседах об условиях безопасной езды остались позади зима, весна, лето. Подошла осень. Время года, о котором поэт сказал так, вроде бы, противоречиво и так верно —«Унылая пора! очей очарованье!» Осень, действительно, посвоему хороша. Багряный лес, поздние грибы, стаи улетающих птиц, листопад. Все это «пышное природы увяданье» по-прежнему влечет на дороги авто- и мототуристов. С дарами полей и садов движутся по бесчисленным дорогам колонны грузовиков. В общем, жизнь на дороге не затихает. А вот с точки зрения бесстрастной статистики дорожных происшествий осень, в самом деле, унылая пора. Именно в это время кривая аварий и несчастных случаев начинает ползти вверх. Водитель. Здесь, конечно, много причин, но я уверен, главная опасность в том, что не каждый водитель учитывает быструю смену погодных и дорожных условий осенью, не принимает всерьез «отдаленные седой зимы угрозы». Осенью, выехав утром в дождь, можно днем попасть в снегопад, а возвращаться вечером в гололед. Осенью на сухом шоссе как летом, а съехал на грунтовую дорогу — и заюзил, потому что она уже не просыхает. Что и говорить, ловушек для водителей предостаточно. Автоинспектор. Вот-вот. И по статистике осенью подавляющее число происшествий — следствие превышения скорости в опасных условиях. А опасные условия, как вы уже сказали, возникают самым неожиданным образом. Водитель. Я чувствую, что вы сейчас призовете водителей быть в это время года особенно осторожными. Автоинспектор. Вы считаете это излишним? Водитель. Нет, конечно. Просто я вот о чем подумал. И в предыдущих беседах мы призывали шоферов быть осторожными. «А что это значит? — могут спросить читатели. — Что такое осторожность? Может, это как врожденное качество — у одних она есть, у других ее нет?» Автоинспектор. Осторожность, на Времена годасебе: «О чем думает этот шофер? Ладно, о себе не заботится, так о других не забывай. Ведь они-то ориентируются в темноте в основном по габаритным огням или свету фар». Автоинспектор. Что касается освещения дорог, я согласен с вами: не везде они оборудованы так, как требуется. Я имею в виду не только уличные фонари. Добрыми помощниками водителя являются и сигнальные столбики с вмонтированными в них светоотражающими пластинками, которые устанавливаются на обочине недалеко один от другого и, словно маяки, указывают водителю направление дороги, светоотражающие линии разметки и знаки. Сейчас они находят все более широкое применение, и водители к этому дорожному хозяйству должны относиться бережливо. Водитель. По своему опыту знаю, что особенно опасны в темное время суток пешеходные переходы, места выхода людей с бульваров, из парков, садов, трамвайные, троллейбусные, автобусные остановки. Автоинспектор. Вы правы, статистика подтверждает, что эти места являются ночью «горячими точками» на дороге. Водитель. Я думаю, что в этой связи всем водителям надо напомнить: пешеходам в темноте правильно определить расстояние до машины и ее скорость почти невозможно, и это надо предвидеть. Коротко правило проезда мимо таких мест я бы сформулировал так: «Водитель, на пешехода не надейся, решай задачу сам!» Автоинспектор. Ночью у остановок общественного транспорта все происшествия — в основном наезды на пешеходов. Случаются они часто по причине того, что габаритные огни и свет, падающий из салона, полностью экранируют зону за автобусом, делают ее невидимой для водителя, а там в это время и появляется пешеход. И еще на одну особенность ночной езцы мне хотелось бы обратить внимание. Наше зрение устроено таким образом, что при попадании из освещенной зоны в неосвещенную человеку требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к новой обстановке. Этот период адаптации длится у каждого поразному, в среднем 4—6 секунд. За это время при скорости 60 км/час автомобиль проходит 45—65 метров, и практически водитель едет вслепую. К чему может привести езда, особенно быстрая, в таких условиях — догадаться нетрудно. Вот почему снижать скорость надо не только при ослеплении, но и попадая из освещенной зоны в неосвещенную. А может, и останавливаться, если того требует обстановка. Водитель. Осень невозможно представить себе без туманов, поэтому, как мне кажется, умение ездить в таких условиях имеет большое значение для безопасности движения. Автоинспектор. Конечно. Не случайно и Правила дорожного движения касаются этих ситуаций в ряде своих пунктов. Но правила правилами, в них не вложишь все, что накоплено личным опытом и практикой. У вас его предостаточно, поэтому, как говорится, вам и карты в руки. Водитель. Не боясь упреков в перестраховке, скажу, что, когда на дворе сильный туман, не стоит без особой нужды выезжать из гаража. Ну, а если речь о профессиональном водителе, работающем в любую погоду, дам три совета. Совет первый. Попав в густую белую пелену, включите габаритные огни, подфарники, ближний свет фар. Не пользуйтесь дальним светом, потому что, отражаясь в частицах тумана, он создает перед глазами белое пятно, ухудшающее видимость дороги и препятствий на ней. В этом случае могут выручить противотуманные фары. Но даже самые лучшие из них не дадут должного эффекта, если будут установлены или отрегулированы неправильно. Вернее всего установить фары под таким углом к проезжей части, чтобы лучи света падали на дорогу примерно в 10—15 метрах от автомобиля. Совет второй. Держите такую скорость, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль на том расстоянии, на которое просматривается дорога. Откажитесь от опасных маневров. Совет третий. Чтобы не наехать на препятствие, внимательно следите за сигнальными огнями едущей впереди машины, увеличьте дистанцию и не держитесь слишком близко к осевой линии. В городских условиях особую осторожность нужно проявлять при подъезде к перекрестку, движение на котором регулируется светофором. Дело в том, что в тумане цвета меняют оттенки: желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым. Автоинспектор. Заканчивая наши беседы, я желаю водителям счастливого пути, а значит безопасной езды. Водитель. Я в таких случаях говорю: ровной вам дороги, без неприятных объяснений с работниками автоинспекции. 25