В организациях...Медленно пробирается по извилистой лесной дороге колонна автомобилей. Сухой, прокаленный солнцем песок рассыпается под колесами, натужно воют двигатели. То один, то другой автомобиль вдруг начинает буксовать — того и гляди зароется, сядет намертво. Жарко. Тонкая сухая пыль, поднятая многими колесами, покрывает ровным слоем автомобили, перекрашивает их в одинаковый серый цвет, забирается в кабины. На лицах водителей капли пота оставляют светлые следы... Километр, другой, десятый... Но вот головной автомобиль останавливается. Привал? Нет. От машины к машине передают команду: «Впереди зараженный участок. Надеть противогазы. Водителям-дублерам занять места в кузове». И снова петляет дорога, печет солнце. Под резиновыми масками не видно лиц водителей. Но напряженный поворот головы, тяжело вздымающаяся грудь, руки, покрывшиеся испариной,— все говорит о том, что им сейчас нелегко. И невольно вспоминается старая солдатская заповедь: ' «тяжело в учении — легко в бою». Почему именно она? Да потому, что эти водители, сидящие за рулем мощных машин, — совсем молодые ребята. И вся солдатская служба у них еще впереди. А пока они — курсанты луховицкого автомотоклуба ДОСААФ. Позади месяцы учебы, через несколько дней они получат «права». Но прежде должны еще пройти вот это последнее испытание — испытание дорогой. ...Я сижу в просторной кабине ЗИЛа. Правда, сейчас она совсем не кажется просторной — нас трое, а автомобиль кренится «с борта на борт», подпрыгивает на кореньях, проваливается в ямы, — словом, ведет себя как утлая лодчонка на крутой волне. Справа от меня инструктор клуба Сергей Житенев, слева — курсант Алексей Лобурев. Если их поставить в строю рядом — ни дать ни взять друзья-товарищи, одногодки. Да оно почти так и есть. Сергей только года на четыре старше Алексея. Окончив этот же клуб, он ушел в армию, служил шофером, потом инструктором. После службы вернулся и теперь учит других. Начальник клуба Николай Павлович Москалев так охарактеризовал Сергея: «Инструктор нового склада. Молодой, грамотный. Любит технику и ребят. Умеет не только к каждой гайке, но ик каждому пареньку подобрать свой «ключик». Для Алеши Лобурева быть шофером — единственно достойное дело. Так он считает. «Если бы меня не направил в клуб . военкомат, я попросился бы сам. Мой отец — старый шофер, всю войну «крутил баранку», старший брат — шофер. Видно, и мне так на роду написано», — серьезно объяснил Алеша. И впрямь — водитель из него получается. Тяжелый «сто тридцатый» подчиняется ему безропотно и, если такое определение уместно, — охотно. Конечно, дается это Алексею непросто — ведь ему практически впервые приходится вести автомобиль по-настоящему: по дороге, где нет никаких условностей, где можно и забуксовать, и 14ДОСААФдил паренек исправно, освоился с автомобилем. Привык к тому, что рядом сидит инструктор. Привык к луховицким улицам (много ли их!). А если нужно будет проехать не десяток, а сотню километров? Да не по асфальту, да ночью... Как поведет себя наш выпускник? Ведь он к этому совсем не готов! — Вот мы и решили этот пробел восполнить. Слышали, что некоторые клубы организуют в конце курса обучения автопробеги. А мы разве не можем? Посоветовались с замполитом, поговорили в обкоме ДОСААФ — должно получиться. Маршрут не очень большой. Сто семьдесят километров туда, сто семьдесят обратно. Дороги будут всякие. Будет и ночная езда, и паромная переправа, и незнакомый город — все, что может встретиться шоферу в рейсе. Всех курсантов взять, конечно, не сможем, человек сорок поедет. В наших программах пробег, увы, не предусмотрен. Не выделено для этого ни бензина, ни денег, ни часов — а ведь в дороге ребят надо кормить, размещать. Коечто мы сэкономили, немного заработали в колхозе на прополке — вот на это Репортаж с места автопробега, и рассчитываем. Нас поддерживает участники которого уверенность, что делаем хорошее, нужеще не имеют ное дело. И суть тут не только в том, водительских удостоверений что в пробеге окрепнут навыки, проявится характер. Наш замполит Павел шяшйвшшшшшшшвашяшяквшшшаяяшиштв Васильевич Морозов считает, что и воспитательное воздействие подобного мар...А всего несколько часов назад, утша на молодого шофера будет заметром, мы сидели с начальником клуба ным... в его кабинете и, наблюдая, как курсанты во дворе в сотый, наверное, раз Воспитательное воздействие... Это не осматривают и протирают автомобили, какое-то абстрактное понятие. Я видел беседовали о предстоящем походе. Гово время марша немало примеров товорил в основном Николай Павлович. го, как советом, вовремя сделанным замечанием, подходящим к случаю рас— Если смотреть на объективные посказом, а то и личным примером инказатели, то без ложной скромности структоры и руководители клуба сеяли можно признать, что подготовка водив сердцах своих учеников добрые семетелей в нашем клубе сейчас поставлена на — уважение к тем, кто рядом с тонеплохо. Правда, у нас нет тренажеров, бой на дороге, чувство товарищества, туго с помещениями, нет теплого гарашоферской этики. жа. Да ив оборудовании классов не можем еще тягаться даже с ближайОстановок во время марша было нешим соседом — шатурским автомотомного. И каждую из них непременно клубом. Но у нас есть молодые способстарался использовать Павел Васильеные инструкторы, пришедшие недаввич Морозов. Он тут же собирал ребят но из армии, понимающие толк в диси спешил рассказать им что-то интециплине и знающие технику. Такие, ресное о селе и людях, которыми оно как Михаил Федорович Марейкин, Серзнаменито. Или о лесном пожаре 1936 гей Сергеевич Золотов, Вячеслав Мигода. Или об истории названия деревхайлович Петрушин, Сергей Сергеевич ни. И ребята жадно слушали. А Павел Житенев. Есть и опытные преподаватеВасильевич, рассказывая, оживлялся, ли, у которых можно поучиться. Взять увлекался и как будто на глазах молохотя бы Василия Степановича Аношидел. на. Пятнадцать лет работает человек, ...Из Шатуры, конечного пункта проне одну сотню водителей выучил. Да бега, мы возвращались ночью. Высикак выучил! Есть, наконец, у нас и лась по обе стороны дороги темная стехорошие учебные автомобили. на леса. Наползали из низин и болот Николай Павлович подошел к окну. белые косматые пряди тумана. В ярких — Вон стоят два ЗИЛ—130. Там под лучах фар удивительным зеленым блеснавесом — два ГАЗ—66 и ММЗ—555. ком светились, как катафоты, глаза Вон курсанты приколачивают на борт сов. плакат — это ГАЗ—52, их у нас пять Колонна шла так же уверенно и четштук. Есть еще ГАЗ—69, «Жигули» и ко, сохраняя строй, строго выдерживая два «старичка» — ГАЗ—51. Так что заданную скорость. Только движение жаловаться как будто грех. И все же, ее приобрело уверенность, налилось положа руку на сердце, мы не можем спокойствием. считать, что наши водители полностью Да так оно, видимо, и было — ведь подготовлены к предстоящей службе. за рулем сидели завтрашние военные Вот одна частность. Мы, например, шоферы, начавшие понимать дорогу. убеждены, что учебный процесс не поБ. ДЕМЧЕНКО, лучает своего четкого, логического заспецкор «За рулем» вершения. Посудите сами. Скажем, езЛуховицы — Шатураврезаться в дерево, и даже... заблудиться — стоит лишь на несколько мгновений потерять из вида борт впереди идущего «газика». Снова минутная остановка. Снова от машины к машине катится команда «Водителям поменяться». Место слева от меня занимает новый курсант — Александр Моховиков. И опять колонна многочленистой гусеницей изгибается по лесу. Снова мелькают перед глазами золотые стволы сосен. Низко нависшие ветки скребут по крыше кабины, стучат по стеклу, царапают борта. И запахи перегретой земли, смолы, вянущих на корню трав и ягод проникают даже в закрытую кабину. Марш продолжается.ТРУДНЫЕ КИЛОМЕТРЫ