Навстречу30-летиюПобедыКогда Коля Кретов читал о подвигах первых Героев Советского Союза, они все казались ему людьми необыкновенными. Он не мог и представить себе, что пройдет всего несколько лет, и ему, простому парню, выпадет честь носить на груди Золотую Звезду Героя и орден Ленина. Поступив учиться в Московский автотракторный институт, Николай с первых же студенческих дней с увлечением начал изучать военное дело. Быть готовым к защите Родины! — этот призыв партии и комсомола юноши и девушки носили в своих сердцах. Студент Кретов настойчиво овладевает стрелковым искусством в осоавиахимовском кружке и становится «Ворошиловским стрелком» первой, а затем второй ступени. Вскоре Николая избрали председателем совета институтской первичной организации Осоавиахима, и он принялся за создание различных военных кружков. А когда в институте ввели подготовку командиров-танкистов, Кретов весь ушел в изучение танкового дела. Практические занятия по вождению боевых машин, тактическая подготовка — все это студенты проходили в лагерях. Здесь же они упражнялись ив стрельбе из танковых пушек.НА ФИНИШЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ГОДАЕще не подведены итоги четвертого, определяющего года пятилетки. Еще не известны точные статистические данные выполнения планов и обязательств в различных отраслях народного хозяйства. Но и без этого можно смело сказать: развернувшееся по призыву партии социалистическое соревнование принесло замечательные плоды на всех фронтах коммунистического строительства. Свой весомый вклад в ударный труд советского народа внесли автомобилестроители и автотранспортники, работники организаций нашего оборонного Общества. Здесь и на стр. 9 публикуется краткая подборка фактов, отражающая успехи автозаводов, предприятий автомобильного транспорта, учебных организаций ДОСААФ.родную МосквуПОДВИГИтанкиста КретоваУ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЕЙДиплом инженера, а вместе с ним звание младшего лейтенанта запаса танковых войск Николай Кретов получил незадолго до трагических событий сорок первого. И в числе многих молодых инженеров, техников и других специалистов, которыми укреплялась наша армия, стал кадровым военным. ...63-я танковая бригада отбивала ожесточенные атаки врага. Брезжил скупой зимний рассвет, когда взвод танков Т — 3 4 лейтенанта Николая Кретова замаскировался на окраине небольшой подмосковной деревушки. Здорово морозило, и от брони веяло леденящим холодом. Кретов открыл люк, приготовился выскочить из башни, чтобы поразмяться и еще раз переговорить о предстоящих действиях с другими экипажами. Внезапно сильный огонь из орудий и минометов, открытый гитлеровцами, заставил лейтенанта остаться в танке. Грохотали разрывы, вздрагивала земля. Кретов видел, как над передним краем обороны наших войск то поднимались, то пропадали огненно-черные фонтаны земли. Николай внимательно наблюдал за полем боя. Выползли вражеские танки, они двигались к деревеньке, где находился в засаде взвод лейтенанта Кретова. Потом появились бронетранспортеры с мотопехотой. Головной фашистский танк совсем близко. Теперь можно действовать — решил Николай. Грянул выстрел, другой... Вспышка пламени. — Один крематорий есть! — радостно крикнул механик-водитель Трубников. На перекрестке дороги — вторая цель. Прямой наводкой в борт — и новый очаг пламени. Экипаж фашистской машины пытался спастись бегством, но был настигнут метким пулеметным огнем башенного стрелка Кандаурова. Оставшиеся на дороге танки сделали попытку отойти назад. Но поздно: заговорили пушки других советских танков, скрытых в засаде. И вот еще семь пылающих ностров. 'Командир фашистской колонны что-то просигналил, и танки, не успев открыть огонь, бросили свою пехоту, стали отходить на полной скорости. После боя танкисты подсчитали, что только экипаж Кретова уничтожил до 150 фашистских солдат и офицеров. Немало их истребили н другие наши экипажи. К вечеру следующего дня гитлеровцы возобновили наступление. На ту же деревеньку. И опять их главный удар принял на себя взвод Николая Кретова. Его танки стояли замаскированные на окраине деревни. Опять сюда поползла колонна вражеских машин. Кретов все считал, сколько же их... Двадцать пять... двадцать шесть... двадцать семь... Когда поиазалась последняя, двадцать восьмая, по ней-то ударили наши танкисты. После второго выстрела она остановилась, загородив колонне путь отхода. По приказу Кретова огонь был перенесен на голову фашистской колонны и быстро выведен из строя головной танк. Гитлеровцы открыли ответный огонь. Небо все время чертили красные, зеленые, золотистые пунктиры трассирующих пуль. Удар огромной силы потряс кретовскую «тридцатьчетверку». Вражеский снаряд угодил в лобовую броню, но она выдержала, и экипаж продолжал вести огонь. Кретов сорвал с гсловы шлем, который показался ему вдруг тяжелым, скомандовал сменить огневую позицию. Маневр удался. Стали маневрировать и другие машины взвода, не прерывая пушечного и пулеметного огня. Не выдержав отпора, фашисты стали откатываться. Откуда-то из-за брони донеслось «ура». Наша пехота, освещаемая красноватыми бликами горящих фашистских танков, поднялась в атаку. Вот строки из боевого донесения командира 63-й танковой бригады: «На днях под деревней Н. взвод танков Т — 3 4 под командованием лейтенанта Кретова Н. Ф. поддерживал оборону нашей пехоты. Противник атаковал наши позиции 28 танками и двумя батальонами пехоты. Лейтенант Кретов принял бой, хотя располагал всего четырьмя танками». Был у Николая Кретова еще один памятный эпизод под Москвой, о котором он рассказывает так. — Гитлеровцы, задумав атаковать нашу пехоту, накапливались на окраине села. Танки моего взвода находились в засаде на опушке леса. Я решил выждать, когда закончится сосредоточение противника. И как только это произошло, на больших скоростях двинул машины на врага. Увидев их, гитлеровцы растерялись, отступили. На другой день фашисты бросили сюда же танки и автоматчиков! Но опять противник получил отпор со стороны наших танкистов. — Однажды немцам удалось окружить нашу машину, — продолжает вспоминать Николаи Федорович. — Положение было почти безвыходное: от удара снаряда заглох мотор. Пошел густой дым, появилось пламя. Мы, однако, не покинули танк. Я приказал беречь боеприпасы, стрелять из пулеметов прицельно, а из пушни — только по танкам и группам пехотинцев. Все мы понимали: если сумеем выиграть время, то товарищи успеют прийти на помощь. Сознание этого помогло продержаться. Через несколько минут, показавшихся вечностью, на помощь пришла «тридцатьчетверка» младшего лейтенанта Гашуленкова. Когда наш танк вернулся на исходную позицию, его трудно было узнать. Он был весь опален. Крылья, бачки, инструментальные ящики — все это смело снарядами. Да и люди вылезли из танка черные, закоптелые. <И все же выдержали испытание, не дрогнули. Родина высоко оценила боевые подвиги своего верного сына: 12 апреля 1942 года лейтенант Николай Федорович Кретов был удостоен звания Героя Советского Союза. После боев под стенами советской столицы танкист Николай Кретов побывал во многих сражениях. Каждое из них пополняло его военный опыт. Но таннист всегда помнил, что битва за Москву заложила основу последующих успехов. Г. ШАТУНОВ 1»0 Заволжский моторный завод имени 50-летия СССР. Идет реконструкция без остановки производства. В моторном корпусе завершена установка оборудования по новой планировке, позволяющей более рационально разместить поточные линии и высвободить производственные площади. Одновременно монтируют новые внутрицеховые транспортные системы. В будущем году в корпусе появятся три высокопроизводительные автоматические линии для обработки деталей двигателя ЗМЗ—66. Все это позволит значительно увеличить выпуск моторов. 0 Уральский автомобильный завод. Здесь пусковой объект пятилетки — новый агрегатный цех. Одновременно со строительными работами идет монтаж оборудования. Уже смонтированы и опробованы шнековые конвейеры, начата и отладка станков. На заводе ведется технологическая подготовка к серийному производству снегоболотоходов. Коллективы экспериментального цеха и конструкторско-экспериментального отдела работают в содружестве с учеными НАМИ. В новой машине используются серийные детали и узлы, которые будут поставлять кременчугский. брянский и другие заводы автомобильной промышленности. 0 Минский автомобильный завод. Комсомольцы предприятия, подхватив инициативу по досрочному выполнению заказов для Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, решили изготовить сверх плана 100 комсомольских МАЗов отличного качества. 0 Горьковский автомобильный завод. Здесь создается новый сборочный комплекс. На важнейшем его объекте — в механо-сборочном корпусе № 9 идут пуско-наладочиые работы. Большая работа ведется по повышению надежности, долговечности и других показателей качества выпускаемых моделей. На автомобиле ГАЗ—52-04 внедряются сталеалюмннневые коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, двухкамерный карбюратор и закрытая система вентиляции картера. Для повышения надежности тормозов вводится безопасная система с двумя гидровакуумными усилителями и главным цилиндром. 0 Кутаисский автомобильный завод имени Орджоникидзе. Продолжается техническое переоснащение цехов. На поточных линиях введены в эксплуатацию 774 новых высокопроизводительных станка и установки. На заводе впервые в СССР применен оригинальный метод изготовления зубчатых колес, позволивший значительно повысить качество коробки передач. Пробег автомобилей с маркой «КАЗ» до капитального ремонта повышен со 100 до 150 тысяч километров. Начата подготовка к представлению на государственный Знак качества нового седельного тягача КАЗ—608В.3