АВТОГОНКИЗакончился розыгрыш Кубка дружбы социалистических стран, который включал пять этапов. Последние два этапа проходили на трассах городов Моста (ЧССР) и Торуни (ПНР). На серийных легковых автомобилях класса 1600 см 3 . подготовленных в рамках технических требований ФИА к группе А2, во всех этапах доминировало трио из ЧССР Я. Бобек, О. Брунцлик, М. Жид. Они располагали очень низкими и легкими (780 кг) автомобилями «Шкода» с моторами рабочим объемом 1295 см 3и мощностью 130 л. с. Р. Муха и А. Ярошевич на машинах «Польский ФИАТ-125П МонтеКарло» (1600 см 3 , 135 л. с . 950 кг) были их постоянными соперниками, но технические неполадки не позволили гонщикам из ПНР стать призерами на отдельных этапах. Из советских спортсменов в группе А2 наиболее сильно выступал Я. Лукьянов на ВАЗ—2103 с двигателем, форсированным до 110 л. с. Его лучший результат — второе место на этапе в ПНР. Среди спортсменов, стартующих на гоночных автомобилях группы Ц9 (рабочий объем 1300 см 3 ), борьба за лидерство шла между представителями гДр и ЧССР. Молодой гонщик из ГДР В. Кютер. обладающий прекрасно подготовленной машиной собственной конструкции («За рулем», 1974, № 9), из-за аварий не финишировал на гонках в Минске и Шляйце и не смог в итоге добиться высокого результата. Наш Э. Гриффель, выступающий, как и подавляющее большинство гонщиков в группе Ц9, на автомобиле с двигателем «Жигули», в этом сезоне добился весьма стабильных показателей и вышел в итоге на четвертое место в личном зачете. В командном зачете в обоих классах машин наши спортсмены заняли третье место. Приводим результаты соревнований. IV этап (ЧССР). Личный зачет. А2: 1. Бобек; 2. Брунцлик; 3. Жид; 4. К. Франк (ПНР), «Польский ФИАТ-125П Монте-Карло»; 5. Л. Томас (ГДР), «Шкода-120С»; 6. В. Циммерман (ГДР), «Вартбург-353». Ц9: 1. Патлейх; 2. Мелькус: 3. К. Илек; 4. X. Тасслер (ГДР). «Кютер-спецнал»; 5. Гриффель; 6. А. Очковский (ПНР), «Промот». Командный зачет. А2: 1 — ЧССР; 2 — ГДР; 3 — ПНР; 4 — СССР. Ц9: 1 — ЧССР; 2 — ГДР; 3 — СССР; 4 — ПНР. V этап (ПНР). Личный зачет. А2: 1. Бобек; 2. Я: Лукьянов (СССР), ВАЗ—2103; 3. Я. Коварж (ЧССР), «Шкода-120С»; 4. Циммерман; 5. П. Мюкке (ГДР), «Вартбург-353»; 6. В.Анкуда (СССР); ВАЗ—2101. Ц9: 1. Мелькус; 2. Илек; 3. Шмид; 4. И. Росицкий (ЧССР), «Металэкс-102»; 5. В. Греков (СССР), «Эстония—18»; 6. Гриффель. Командный зачет. А2: 1 — СССР; 2 — ЧССР; 3 — ГДР; 4 — ПНР. Ц9: 1 — ГДР; 2 — ЧССР; 3 — СССР; 4 — ПНР. Итоги розыгрыша Кубка (в зачет для каждого гонщика шли четыре лучших результата из пяти этапов) таковы. Личный зачет. А2: 1. Вобек; 2. Жид; 3. Брунцлик; 4. Циммерман, 5. Коварж... 7. Анкуда. Ц9: 1. Илек; 2. Мелькус; 3. Шмид; 4. Гриффель; 5. Греков; 6. Росицкий. Командный зачет. А2: 1 — ЧССР' 2 — ГДР; 3 — СССР; 4 — ПНР; 5 — НРБ. Ц9: 1 — ЧССР; 2 — ГДР; 3 — СССР; 4—ПНР.Как никогда напряженно проходила в 1974 году борьба за титул чемпиона в первенстве мира по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 1. На протяжении четырнадцати этапов шесть раз менялся лидер. До четвертого впереди был швейцарец К. Регаццони, потом его вытеснил бразилец Э. Фиттипальди, который после девятого этапа уступил лидирующее положение австрийцу Н. Лауде. Но после тринадцатого этапа турнирную таблицу снова возглавил Фиттипальди. Приводим результаты соревнований. XIII этап (Италия): 1. Р. Петерссон (Швеция). «Джон Плейере Спешел»; 2. Э. Фиттипальди (Бразилия). «МарлбороТексако-Мак-Ларен-М23»; 3. И. Шехтер (ЮАР), «Тайрелл-007»; 4. А. Мерцарио (Италия), «Марлборо-ИСО-ФВ02»; 5. К. Паче (Аргентина), «ФИНА-Сертисс-ТС16»; 6. Д. Хьюм (Новая Зеландия), «МарлбороТексако-Мак-Ларен-М23». XIV этап (Канада): 1. Фиттипальди; 2. К. Регаццони (Швейцария). «Феррари312-БЗ»; 3. Петерссон; 4. Д. Хант (Англия), «Хескет-308»; 5. П. Дэпелле (Франция), «Тайрелл-007»; 6. Хьюм. Перед последним, пятнадцатым этапом таблица чемпионата выглядела так: 1. Фиттипальди — 52 очка (3 победы на этапах); 2. Регаццони — 49 (1); 3. Шехтер — 45 (2); 4. Лауда — 36 (2); 5. Петерссон — 35 (3); 6. К. Рейтеманн (Аргентина) — 24 очка (2).КАРТИНГДва очередных этапа Кубка дружбы социалистических стран не внесли существенных изменений в распределение мест. Правда, на венгерском в г. Дунайвароше нашу команду преследовали неудачи — на картах Акопова и Таскина. Итог — третье место на этапе. Однако в г. Кадани (ЧССР) сборная СССР с лихвой компенсировала срыв и прочно укрепилась на втором месте. Неполадки в системе зажигания не позволили показать высокий результат сильнейшему нашему гонщику М. Рябчикову, зато остальные выступали хорошо. Перед последним, шестым, этапом у Рябчикова сохранялись неплохие шансы на третье, призовое место в суммарном зачете. IV этап (ВНР). Личный зачет. 1. П. Кыселы; 2. 3. Кыселы; 3. О. Прохазка; 4. С. Камерхер (все — ЧССР); 5. К. Генц (ГДР); 6. М. Рябчиков (СССР)... 10. А. Мирзоян (СССР)... 12. В. Чуваев (СССР)... 13. М. Густешов (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ГДР; 3. СССР; 4. ВНР; 5. ПНР; 6. НРБ. V этап (ЧССР). Личный зачет: 1. П. Кыселы; 2. Л. Бедржих (оба — ЧССР); 3. М. Густешов (СССР); 4. Г. Бюттнер (ГДР); 5. Я. Пнсториус (ЧССР); 6. Р. Акопов (СССР); 7. А. Таскин (СССР)... 16. М. Рябчиков (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ВНР; 5. ПНР; 6. НРБ. Сумма очков после пяти этапов (по четырем лучшим результатам) в личном зачете такова: 3. Кыселы — 6 очков, П. Кыселы — 10. Рябчиков — 36. Бедржих — 39. Прохазка — 49, К. Хеншель (ГДР) — 61. На седьмом и восьмом местах идут наши Густешов (66 очков) и Акопов (75 очков). В командном зачете после пяти этапов наилучшая сумма у сборной ЧССР — 256. Второе место (487) уверенно удерживают наши картингисты, имеющие преимущество в 109 очков перед своими основными соперниками гонщиками ГДР, набравшими 596 очков. На последующих местах команды ВНР (730), ПНР (774) и НРБ (1129).абсолютном зачете) польскому экипажу М. Ставовяк — Я. Чижик («Польский ФИАТ-125П-Монте-Карло»). которые обеспечили ему первое место по итогам всех соревнований, Советские спортсмены выступали только в НРБ, ПНР и ВНР. Результаты соревнований (абсолютный зачет). IV этап (СРР). 1. В. Рэрль и И. Бергер (ФРГ), «Опель-Аскона 19СР» (1897 смЗ, 187 л. с , 200 км/час): 2. Д. Мотоц и К. Мотоц (СРР). «Рено-12Гордини» (1565 смЗ, 125 л. с . 185 км/час); 3. И. Топлодолский и В. Илиев (НРБ), «Рено-12-Гордини» (1565 смЗ, 165 л. с , 200 км/час). В командном зачете до финиша дошла лишь одна сборная СРР, которая и заняла первое место. V этап (ВНР). 1. Ф. Виттман н Г. Хопф (Австрия), ВМВ-2002ТИ (1990 смЗ. 160 л. с , 190 км/час); 2. Г. Фишер и О. Шурек (Австрия). БМВ-2002ТИ; 3. В. Губачек и С. Мннарик (ЧССР). «Рено-альпин-1600С» (1565 смЗ, 165 л. с , 210 км /час). Наш экипаж Н. Елизаров и В. Воронцов (ГАЗ—24) занял 4-е место в классе свыше 2000 смз. Командный зачет: 1 — ЧССР; 2 — ПНР; 3 — НРБ. VI этап (ЧССР). 1. Губачек и Мннарик; 2. И. Чубриков и В. Церовский (НРБ). «Рено-альпин-1600С» (1565 смЗ, 165 л. с , 210 км/час); 3. В. Блахна и Л. Главка (ЧССР). «Шкода-120С» (1295 смз, 120 л. с , 180 км/час). Командный зачет: 1 — НРБ; 2 — ГДР; 3 — ЧССР. Суммарный итог розыгрыша Кубка. Личный зачет: 1. Ставовяк и Чижик (ПНР); 2. Топлодолский и Илиев (НРБ); 3. И. Чубриков и К. Киров (НРБ). Командный зачет: 1 — НРБ; 2 — ПНР; 3 — ГДР.МОТОКРОССБольшой сезон завершается командными чемпионатами мира — «Трофеем наций» (250 см3) и «Кроссом наций» (500 см3) с участием представителей многих стран. Первый из них проходил во Франции, второй — в Швеции. Результаты соревнований. 250 см 3 : 1. Бельгия; 2. ФРГ; 3. Швеция; 4. СССР. 500 см 3 : 1. Швеция; 2. США; 3. СССР. Наибольший вклад в завоевание нашей командой призового места в Швеции внес чемпион мира в классе 250 смз Геннадий Моисеев — он занял второе место. Вместе с ним выступали П. Рулев, В. Попенко и А. Бочков.СПИДВЕЙФинал первенства мира по мотогонкам на 1000-метровой гаревой дорожке в нынешнем году проходил в г. Шеессель (ФРГ). Спортсмены выступали на мотоциклах класса 500 смз, конструктивно очень схожих с теми, что применяются для соревнований на 400-метровой гаревой дорожке. Главные отличия заключаются в упругой подвеске заднего колеса и трехступенчатой коробке передач. В спидвее на 400-метровых дорожках средняя скорость обычно равна 90—95 км/час, в соревнованиях на 1000-метровой дорожке благодаря более длинным прямым — 125—127 км/час. Этот чемпионат проводится с 1971 года. Обладателями почетных титулов были новозеландец И. Маугер (1971 и 1972 гг.) и датчанин О. Ольсен (1973 г.). В нынешнем году лавры сильнейшего завоевал гонщик нз ФРГ Э. Мюллер на мотоцикле ЖАП. Последующие призовые места заняли И. Маугер на машине ЯВА н А. Висбек (ФРГ) на ЖАП. Ни один гонщик из числа выступавших на новой машине «Вернекке» (ФРГ) не смог показать высоких результатов.РАЛЛИФинишировал розыгрыш Кубка дружбы социалистических , стран по ралли. Он состоял из шести этапов — ралли «Пневмант» (ГДР), «Золотые пески» (НРБ), «Рейд Польский» (ПНР). «Дунайские ралли» (СРР). «Таурус» (ВНР) и «Татры» (ЧССР). По условиям розыгрыша Кубка зачетные очки начисляются экипажам, представляющим социалистические страны. Остальные спортсмены участвуют в борьбе за призы, учрежденные на данных соревнованиях, Четвертый н пятый этапы принесли ценные очки (два четвертых места в* * *Традиционные соревнования на приз «Золотой шлем», которые в 26-й раз проводились в ЧССР, принесли победу гонщику из ЧССР И. Штанцлю. Он выиграл финальный заезд, опередив неоднократного чемпиона мира новозеландца И. Маугера. Третье место занял ленинградец Г. Иванов. В шестерку финалистов вошли еще два советских гаревика — М, Краснов и В. Калмыков, которые заняли соответственно пятое и шестое места. Эти соревнования. проходившие в г. Пардубнце, с каждым годом приобретают все большую популярность. В 1974 году «Золотой шлем» привлек 25 тысяч зрителей.38