Масла для «Жигулей»«На бензоколонках появились масла, которые, по словам работников АЗС, предназначены для «Жигулей», но имеют индексы и номера технических условии, отличающиеся от указанных в инструкциях на автомобили ВАЗ. — пишет нам В.' Лысенко из г. Балашова. — Что это за масла, и чем они отличаются от старых?» Аналогичные вопросы задают Б. Бухтеев из Рязани и другие автолюбители. С 1 января 1974 года введена новая классификация на моторные масла с отечественными присадками —ГОСТ 17479 — 72. Изменились и технические условия на их изготовление. Взамен ТУ 38-1-267-69 приняты ТУ 38-101-415-73. По новым ТУ моторные масла марки М12Г, М8Г, М10Г имеют следующие обозначения: М12Г,, М8Г|, М63/10Г|. Буква «М» указывает на то, что масло предназначено для автомобильных двигателей (моторное). Цифры 12, 8 и 10 соответствуют вязкости в сантистоксах при температуре плюс 100°С. Буква «Г» с индексом «1» означает, что масла по эксплуатационным свойствам относятся к группе «Г» и ..предназначены для смазки высокофорсированных карбюраторных двигателей (масла, имеющие в обозначении «Г2», также относятся к группе «Г», но предназначены для высокофорсированных дизельных двигателей). Цифра «6» указывает на класс вязкости масла, у которого величина вязкости при температуре минус 18°С нахо. дится в пределах 2600—10400 сантистоксов. Буква «3» говорит о присутствии в масле загущающих присадок. Кроме этого, поступает в продажу моторное масло М8ГИ ТУ 38-1-48-74 с импортными присадками (об этом говорит буква «И»). В соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобилей ВАЗ для заправки картера коробки передач, картера заднего моста, картера рулевого механизма рекомендовано трансмиссионное масло ТАД-17 по ТУ 38-1-274-69 и ТАД-17И (с импортными присадками) по ТУ 38-1-01-11871. Наряду с этими маслами для указанных узлов автомобилей «Жигули» применяется также трансмиссионное масло ТАД-17И, выпускаемое по ТУ 33-101-30672.службаКнига — почтойЗаканчиваем публикацию адресов магазинов, высылающих книги по почте. В двух предыдущих номерах была информация о специализированных и универсальных магазинах. Здесь даем адреса смешанных магазинов, отделений издательства «Транспорт» и магазинов «Военная книга». СМЕШАННЫЕ МАГАЗИНЫ 320030, Днепропетровск, ул. К. Маркса, 55, магазин № 1; 262015, Житомир, ул. Ленина, 55, магазин № 1; 153004, Иваново, ул. Октябрьская, 12, магазин № 2; 252072, Киев, ул. Фрунзе, 126/2, магазин № 60; 316050, Кировоград, ул. Ленина, 30/36, магазин № 9; 117168, Москва, ул. Кржижановского, 14, магазин № 93; 360000, Нальчик, просп. Ленина, 20, магазин № 1 «Знание»; 683003, Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 39; 314000, Полтава, ул. Гоголя, 19, магазин I * 16; 410600, Саратов, ул. Братиславская, 8 1 , Облкниготорг; 620013, Свердловск, ул. Малышева, 31-а, магазин № 8; 200001, Таллин, бульвар Ленина, 7; 250000, Чернигов, ул. Ленина, 2 1 , магазин № 1; 672000, Читацентр, ул. Ленина, 56, «Научно-техническая книга». «ВОЕННАЯ КНИГА» (продукция Воениздата и Издательства ДОСААФ) 480091, Алма-Ата, ул. Кирова, 124; 690000, Владивосток, ул. Ленинская, 18; 443099, Куйбышев, ул. Куйбышевская, 9 1 ; 191186, Ленинград, Невский просп., 20; 290007, Львов, просп. Ленина, 35; 220029, Минск, ул. Куйбышева, 16; 113114, Москва, Даниловская наб., 4-а; 630076, Новосибирск, Красный просп., 59; 270039, Одесса, ул. Дерибасовсиая, 13; 460000; Оренбург, ул. Пушкинская, 20; 185002, Петрозаводск, ул. Гоголя, 22; 226047, Рига, ул. Большая Смилшу, 16; 344018, Ростов-на-Дону, Буденновсний просп., 76; 620062. Свердловск, ул. Ленина, 101; 700077, Ташкент, Луначарское шоссе, 6 1 ; 380007, Тбилиси, пл. Ленина, 4; 720001, Фрунзе, ул. Киевская, 114; 680028, Хабаровск, ул. Серышева, 1 1 ; 672000, Чита-центр, ул. Ленина, 111-а. ОТДЕЛЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСПОРТ» Белорусское: 220600, Минск, ул. Вокзальная, 17-а; Восточно-Сибирское: 664638, Ирнутск-центр, ул. К. Маркса, 5; Горьковское: 603110, Горький, ул. Чкалова, 9-а; Дальневосточное: 680631, Хабаровск. ул. К. Маркса, 20; Донецкое: 340066, Донецк, ул. Артема, 68; Забайкальское: 672078, Чита, ул. Анохина, 59; Заиавиазское: 380012, Тбилиси, ул. Челюскинцев, 15; Западно-Сибирское: 630043, Новосибирск, ул. Урицкого, 39; Казахское: 480091, Алма-Ата, ул. Интернациональная, 137; Куйбышевское: 443099, Куйбышев, ГСП 173, Комсомольская пл.; Львовское: 290604, Львов, ул. Гоголя, 1; Одесско-Кишиневское: 270023, Одесса, ул. Чижикова, 19; Прибалтийское: 226953, Рига, ул. Гоголя, 3; Приволжское: 410013, Саратов, просп. Ленина, 8; Приднепровское: 320006, Днепропетровск, ул. Рабочая, 23; Свердловское: 620013, Свердловск, ул. Челюскинцев, 1 1 ; Северное: 150028, Ярославль, ул. В. Терешковой, 19; Северо-Кавказское: 344019, Ростов-на-Дону, Театральная пл., 4; Средне-Азиатское: 700015, Ташкент, Привокзальная ул., 26; Юго-Восточное: 394000, Воронеж, просп. Революции, 18; Юго-Западное: 252034, Киев, ГСП, ул. Лысенко, 6; Южное: 310001, Харьков, Красноармейская ул., 7; Южно-Уральское: 454005, Челябинск, ул. Свободы, 102-а. 3. «За рулем» № 12Более подробно о регулировке коробки передач можно прочесть в книге А. Михеева и Б. Синельникова «Ремонт мотоциклов ЯВА» («Машиностроение», 1971). Теперь ясно, что, не устранив причину, выводящую вилки из строя, нет смысла облегчать работу по ликвидации ее следствия.Лучше машина, чем человек«У меня сложилось такое мнение, что «жигули» страдают при различных столкновениях больше, чем другие легковые автомобили. Примером может служить и случай с моей дочерью. В темноте она наехала на высокий бордюрный камень. Передний мост почти оторвался от кузова и ушел назад, в то время как дочь отделалась лишь ушибом. Видимо, «жигули» не обладают достаточной прочностью?», — пишет нам В. Колодин из Москвы. Повреждение машины не может не огорчить ее владельца. Но именно оно уберегло водителя от более тяжелых травм! Будь крепление переднего моста «прочнее» — вся энергия удара передалась бы нузову, а стало быть водителю (и пассажирам). Со значительно большей скоростью и силой он ударился бы о рулевую колонну, а может быть о лобовое стекло. И любые расходы на ремонт машины назались бы тогда мелочью по сравнению с травмами, полученными человеком. Вот почему конструкторы рассчитывают автомобиль так, чтобы при любых аварийных случаях (столкновении, переворачивании и т. п.) энергия удара расходовалась на деформацию или повреждение наружных панелей кузова, деталей и др., максимально защищая таким образом пассажирское отделение. С этой целью делают, в частности, большие свесы (длинные передние и задние части кузова), бамперы с энергоемкими элементами, складывающиеся рулевые колонки. Пусть страдает машина, а не человек — танов девиз автомобилестроителей. Отечественные легковые автомобили, выпускаемые в настоящее время, проходят специальные испытания на деформацию кузова при столкновении и переворачивании. Исходя из их результатов, конструкторы находят способы повысить безопасность машины. В этом отношении «жигули» не уступают лучшим зарубежным образцам того же класса.Устраните причину«За один сезон на мотоцикле ЯВА мне дважды пришлось сменить износившиеся вилки переключения передач. Я слышал, что некоторые владельцы этих машин переделывают картер так, что вилки можно менять, не разбирая двигатель. Стоит ли заняться этой работой?» — спрашивает В. Калитовский из Молдавии. Столь сильный износ вилок указывает на неисправность в механизме переключения коробки передач. Ведь нормальный срок их службы такой же, как основных узлов двигателя, — примерно 40—60 тысяч километров пробега. Причина интенсивного износа рабочих поверхностей вилон в том, что они после включения передачи (когда шестерни сдвинутся в соответствующее положение) не освобождаются, а продолжают прижиматься к шестерням. Чем больше усилие прижима, тем интенсивнее износ, приводящий иногда даже к поломке вилки. Чтобы определить, чем вызвано это ненормальное явление, и устранить его, требуется разобрать двигатель и, собрав коробку только в левой половине картера, проверить и отрегулировать включение передач. Сначала поворачивают кулису механизма переключения в положение первой и четвертой передач, проверяя при этом наличие зазора между поводком вилки и краем паза в кулисе, свидетельствующего о том, что кулиса в этих положениях не давит на вилку. Если вилки прижимаются кулисой, отгибают немного обойму фиксатора до освобождения вилок. Затем проверяют при включении всех передач наличие зазора между неработающими шестернями ив случае необходимости устанавливают его, применяя дистанционные шайбы. Следует иметь в виду, что если грани боковых кулачнов шестерни вследствие износа закруглены, то во время работы эта шестерня будет стремиться выйти из зацепления и сильно давить на вилну. Надо заменить такую шестерню или в крайнем случае поправить кулачки на заточном станке.Сколько было кабриолетов?«Являюсь приверженцем легковых автомобилей со складывающимся матерчатым верхом, — пишет Н. Юшков из Краснодара, — и сожалею, что сегодня наши заводы не выпускают таких модификаций основных легковых машин. Прошу сообщить, сколько «москвичей» и «побед» было в свое время изготовлено с кузовами «кабриолет» и какую долю составляли они от общего выпуска». Из общего числа (247 439 штук) «москвичей» моделей «400» и «401» всех модификации, построенных с 1947 по 1956 год, кабриолеты составили 7,2 процента, или 17742 автомобиля. Среди «побед» (их с 1946 по 1958 год было выпущено 235 997 штук) на долю кабриолетов приходилось лишь 6 процентов, или 14 220 машин. Кузова и «москвичей» и «побед», к ак известно, были несущими, и крыша в них играла роль важного силового элемента. Кузова «кабриолет», естественно. имели меньшую жесткость ив ходе эксплуатации быстрее давали трещины и ослабление сварных швов, чем седаны. В итоге кабриолеты раньше выходили из строя. Полноценный в смысле жесткости и долговечности кузова автомобиль со складным тентом может быть только в случае, если все нагрузки при езде воспринимаются jHe несущим кузовом, а рамой. Так, в частности, сделано на отечественных машинах УАЗ—469 и ЗИЛ —117В. На современных легковых автомобилях массового производства применяются только несущие кузова: рамная конструкция более металлоемка, она тяжелее и дороже в изготовлении, что особенно сильно сказывается при массовом производстве. Модели с несущими кузовами и складывающимся верхом, к ак правило, не выпускаются.13