СтраничкаКаждому мотоциклисту, наверно, приходилось слышать стук, который неожиданно возникает в исправном двигателе то на очень большой или, наоборот, на малой скорости, то при подъеме в гору или после выключения зажигания и т. д. Появляются такие стуки из-за ненормального сгорания или несвоевременного воспламенения смеси. В чем сущность этих явлений, которые специалисты называют детонацией и самовоспламенением, почему они возникают и как их предупредить? Об этом просят рассказать многие читатели. Ответы на эти вопросы дает публикуемая статья, которую с небольшими изменениями мы заимствовали из журнала «Чехословацкое мотор-ревю». Детонация и самовоспламенение смеси наблюдаются как в двухтактных, так ив четырехтактных двигателях. Устранение этих явлений сопряжено нередко со значительными трудностями, особенно в двухтактных моторах. Даже опытные специалисты-практики и научные работники не могут утверждать, что в рабочем процессе двухтакт-ного двигателя все уже полностью объяснено. Поэтому исследования не прекращаются. Нас же, рядовых мотоциклистов, интересует лишь общее, понятное изложение причин детонации и самовоспламенения, а еще больше — практические методы их устранения. Чтобы уяснить эти причины, нужно себе представить процесс сгорания смеси в цилиндре двигателя. Свеча поджигает лишь часть смеси, находящуюся вблизи ее электродов. Отсюда горение распространяется во всех направлениях, причем давление в цилиндре постепенно, но весьма быстро растет. При определенных условиях (о них скажем ниже) скорость горения, а стало быть, и давление растут так быстро, что происходит буквально взрыв смеси. Действуя на поршень, стенки цилиндра и головку, он вызывает характерный металлический звук — детонацию. В некоторых двигателях стуки могут возникать не из-за детонации, а вследствие износа или повреждения некоторых деталей. Поэтому их нужно уметь различать. Механические стуки имеют более низкий тон и хорошо слышны при резком подъеме и опускании дросселя. Стоящий на подставке мотоцикл при этом заметно вибрирует. Обычными источниками таких звуков бывают изношенные подшипники коленчатого вала и шатуна, поршневые пальцы, дроссельный золотник карбюратора; может вызвать их и ослабление крепления двигателя. Детонационные стуки более звонки, чем механические, и появляются они в других условиях: при резком ускорении (подъеме дросселя), при включении более высокой передачи, при медленном движении на подъем на несоответствующей передаче (малы обороты коленчатого вала), то есть при чрезмерной и резко увеличивающейся нагрузке на двигатель. Предельно неблагоприятные условия вызывают детонацию даже при работе двигателя на оборотах холостого хода.мотоциклистабензин. Конечным результатом такой «бережливости» всегда бывают дополнительные расходы на ремонт. Особое место занимает детонация, связанная с так называемым преждевременным самовоспламенением смеси в камере сгорания. Само название явления объясняет его сущность. Смесь воспламеняется до разряда между электродами свечи, начинает гореть одновременно в разных местах камеры, и давление образующихся газов повышается так резко, что процесс приобретает ударный характер. Принципиальное различие между двумя рассматриваемыми явлениями, то есть детонацией и самовоспламенением, заключается в том, что детонация зарождается после поджигания смеси свечой, в то время как самовоспламенение начинается до возникновения искры на свече. Самовоспламенение обнаруживает себя тем, что двигатель после выключения зажигания продолжает еще некоторое время работать, обычно с перебоями. Различают два варианта самовоспламенения: короткое, ограничивающееся двумя-тремя оборотами коленчатого вала, и длительное, продолжающееся несколько секунд. Первое из них не считается опасным — оно происходит из-за неудовлетворительного состояния свечи или несоответствующего калильного числа ее. При самовоспламенениях второго вида двигатель работает 5 секунд и больше, а иногда вообще продолжает работать, не обнаруживая ни малейшего желания остановиться. Чтобы его остановить, мотоциклисты прибегают к двум разным приемам: включают первую передачу или поднимают резко до отказа дроссель. Эти приемы, понятно, не могут устранить неисправности, и поэтому все равно нужно выявить ее причину. Кроме названных выше условий, самовоспламенение могут вызвать: отсутствие прокладки под свечой, перегрев двигателя, чрезмерное или, наоборот, недостаточное опережение зажигания, несоответствующие размеры прокладки под головку цилиндра (кромки прокладки входят в камеру сгорания, раскаляются и преждевременно воспламеняют смесь). Способствует этому неприятному явлению и неправильная регулировка холостого хода. На детали двигателя самовоспламенение действует примерно так же, как детонация или слишком большое опережение зажигания. Двигатели, страдающие самовоспламенением, работают с перебоями и жестко, расходуют много топлива (так как смесь в цилиндрах сгорает не полностью), перегреваются и теряют мощность. Хотя самовоспламенение и детонация два разных явления, у них нередко бывают общие причины и одинаковые последствия. В таких случаях их можно предупредить или устранить одинаковыми средствами: установкой свечи с калильным числом, отвечающим данному двигателю, применением бензина с достаточно высоким октановым числом, правильной регулировкой зажигания и карбюратора, в особенности холостого хода, и своевременным удалением нагара из камеры сгорания и системы выпуска.ПОЧЕМУ СТУЧИТ ДВИГАТЕЛЬПоскольку ударные нагрузки, характерные для детонации, могут повредить кривошипно-шатунный механизм, водитель мотоцикла должен принять все от него зависящие меры, чтобы устранить их причину. Если стучит двигатель, находящийся в хорошем состоянии, возможно, виноват водитель, точнее стиль его езды. Типичной ошибкой является движение с низкими оборотами при значительной нагрузке двигателя; в этом случае малая скорость поршня не соответствует быстрому повышению давления горючей смеси. В инструкциях ясно говорится, что, как только двигатель начнет терять обороты, нужно переходить на более низкую передачу и не перегружать его медленным движением на высокой передаче, особенно в гору или с большой нагрузкой (пассажир и багаж). Если, несмотря на то, что водитель точно соблюдает все правила переключения передач, в двигателе все же происходит детонация, нужно обратить внимание на следующее. Слишком большая степень сжатия, превышающая расчетную, может стать причиной детонации в двигателях мотоциклов, долго находящихся в эксплуатации. Там детонацию вызывает толстый слой нагара в камере сгорания. Удалив его, сразу избавляются от характерного металлического стука. Чрезмерно высокая температура головки цилиндра, днища поршня или какойнибудь точки в камере сжатия — вот другая причина. К ней примыкает третья — раскаленный нагар в камере сгорания. (С возможностью кратковременного перегрева головки цилиндра приходится мириться в жаркие летние дни при большой нагрузке мотоцикла и на длинных или слишком крутых подъемах. Детонация в таких случаях почти неизбежна.) И, наконец, еще две причины. Неисправная свеча или свеча с несоответствующим калильным числом. Слишком бедная смесь. Изменение ее состава достигается перестановкой иглы золотника вверх. Иногда обеднение смеси вызывает забитый грязью жиклер. Детонация не всегда связана с состоянием двигателя. Она может быть вызвана также неудовлетворительным качеством бензина или применением неподходящего топлива. Об антидетонационных свойствах топлива говорит его октановое число. Чем оно выше, тем больше давление и температура, при которых топливо сгорает без детонации. Виновниками детонации в двигателях современных мотоциклов оказываются порой слишком экономные владельцы их, покупающие низкокачественный21