32
33
w.СПОРТХорошо известный в Европе гетеборгский стадион «Уллеви» .— один из тех, где спидвей желанный гость и где он прекрасно сосуществует с футболом, легкой атлетикой. На разместившейся под трибунами выставке афиш проходивших здесь крупнейших соревнований плакаты с фигурками мотогонщиков встретишь на каждом шагу. «Уллеви» ежегодно становится ареной одной из главных встреч по спидвею — личного или командного чемпионата мира, европейского финала и других. Ежегодно бушуют тут страсти горячих поклонников гаревого спорта, сотрясаются трибуны, перекрывая бешеный рев моторов. А пока на стадионе тишина. Я стою на самой высокой точке, у судейской ложи, откуда главный рефери будет давать старты. После долгого ненастья выглянуло солнце, и в его лучах лучше смотрится это спортивное сооружение, составляющее предмет гордости гетеборжцев. Взметнувшиеся вверх опоры поддерживают ажурную крышу над красивым овалом трибуны. Сектор для сидячих мест, для стоячих, теле- и радиокомментаторские кабины. Нигде ни души. Только внизу, потихоньку урча, утюжат и утюжат гаревую дорожку катки. Через несколько часов все зашумит и задвижется: начнется генеральная репетиция — официальная тренировка. А пока есть еще время побыть одному и попытаться представить себе, что происходило здесь десять лет назад. ...Шестнадцатый послевоенный чемпионат мира по спидвею. Время, когда за золотую медаль вели сражения «великие из великих»: трехкратный чемпион новозеландец Барри Бригтс и четырехкратный — швед Ове Фундин. Тогда можно было, конечно, предположить, что в их спор вмешается, скажем, Бьёрн Кнутссон, дважды побеждавший в европейском финале, или кто-нибудь из англичан — двумя годами раньше их представитель Петр Гравен сталтаки чемпионом. Но русские! Об этом никто и думать-то не мог. Чтобы претендовать на победу, нужны годы участия в финалах, сотни стартов в других международных встречах. Так было всегда. А русские, по существу, нович-Стадион «Уллеви», куда часто съезжаются на соревнования сильнейшие гаревики мира.ки. Так, или примерно так, рассуждали западные специалисты. В самом деле, мы тогда делали лишь первые шаги в чемпионатах мира. Да и вообще спидвей находился у нас в младенческом возрасте (первый чемпионат прошел в 1958 году). И все же именно советский мотоциклист бросил перчатку звездам гаревого спорта. Говорят, за всю историю чемпионатов не случалось такого. Гонщик, которому отводили второстепенную роль, — Игорь Плеханов поразил мир спидвея. Он набрал столько же очков, сколько и сам Фундин, а в дополнительном заезде сломил его сопротивление. Только Бриггсу уступил тогда Плеханов. Вот там, внизу, в створе судейской трибуны, стоял пьедестал почета, на который под овации стадиона впервые поднялся советский гонщик в ранге вице-чемпиона мира. В том же шестьдесят четвертом мы стали серебряными призерами в командном чемпионате, выиграли пардубицкий «Золотой шлем». Много воды утекло с тех пор. Были за это время у нас успехи, и немалые. Еще однажды стоял Плеханов на второй ступени пьедестала. Трижды серебряной и трижды бронзовой становилась наша команда, но до «золота» не дотянулись, и вообще год 64-й так и остался самым ярким. За минувшие десять лет наш спидвей пережил болезненную смену поколений. Оставили трек, стали тренерами ветераны — Плеханов, Самородов и их товарищи. Молодые гаревики не обладали их опытом, их умением, но малопомалу и они начали восхождение наверх, а в последние три года просто сделали заметный шаг вперед. На чемпионате мира 1973 года Григорий Хлыновский реально претендовал на медаль, и лишь несправедливая дисквалификация в последнем заезде лишила его верного шанса. Отсюда, с вершины «Уллеви», легко вообразить себе и другую картину: 10 лет спустя, здесь же в Гетеборге, снова поднимается на пьедестал спортсмен с эмблемой «серп и молот» на груди. Мечты? Да, но совсем не лишенные оснований. Как раз накануне к нам попал сентябрьский номер английскогоШАГ ОТжурнала «Спидвей экспресс» со статьей «Игорь был лучшим» — о гаревых гонках в СССР. Автор Т. Дэвис заканчивал ее так: «Прошло 10 лет — Советскому Союзу предстоит дать чемпиона мира, предстоит завоевать командный Кубок — достичь целей, которые были как никогда близки в 1964 году. То, что в последние годы число советских гонщиков, попавших в финал чемпионата мира, растет (шесть — на «Уэмбли» в 1972 году, четыре — в Хожуве в прошлом году), позволяет надеяться, что Стране Советов это вполне по плечу». Первая проба сил — тренировка. Съезжаются к стадиону облепленные наклейками фирм-патронов автомобили участников с номерными знаками Англии, Швеции, Дании, Норвегии. Тянут за собой на микроприцепах зачехленные мотоциклы. Ими займутся механики. А финалисты идут экипироваться. Картинно, словно матадор, появляется один из главных фаворитов — датчанин Ольсен. Краски комбинезона из мягкой кожи, шлема, даже мотобот — все рассчитано на эффект, на публику. Сам он шумный, громогласный. Другой лидер — четырехкратный чемпион мира новозеландец Иван Маугер, хоть и одет столь же ярко, напротив, сосредоточен и молчалив. Репортеры, а их здесь аккредитовано около 200 человек, беспрестанно щелкают затворами аппаратов. В центре внимания пятерка шведов во главе с Андерсом Миханеком (как и всегда, организаторам предоставлено право выставить в финал пять гонщиков). Держатся они уверенно. Какникак, «свои стены». Англичане — их здесь четверо — и в особенности победитель европейского финала двадцатилетний П. Коллинз озабочены: трек «Уллеви» им явно не по вкусу. Наши ребята — Владимир Гордеев, Григорий Хлыновский, Михаил Краснов, как всегда, внешне спокойны, готовят свои мотоциклы. Все сходятся на том, что в заезде успех обеспечен тому, кто выиграет старт. Слишком мало возможностей для обгона оставляет тяжелая после долгих дождей дорожка с длинными прямыми и короткими дугами поворотов. По четыре гонщика приглашают на тренировку. Хлыновский хочет прове-32 рить прочность стартовой тесьмы и наезжает на нее. Это допускается. Но вот свои прикидочные старты проигрывает начисто. Гордеев (он выехал в одном квартете с Ольсеном) дважды оставляет позади и Ольсена и остальных. Экс-чемпион мира нервничает, досрочно покидает дорожку. Дебютант чемпионата Краснов держится в тени. Попробовал пройти несколько кругов — больше не хочет. Шведы же ездят и ездят — можно подумать, они здесь впервые. Но тренировка при всей ее важности не в состоянии дать ответ на вопрос, который волнует всех причастных к этому большому спортивному событию: кто победит? В спорте вообще каждый стремится стать первым. А здесь, в спидвее, где из многих десятков лучшихЭтого момента ждут все. Дается первый старт. Жребий не очень благосклонен к нам. Гордееву и Краснову в компании с Маугером и шведом Лёфквистом предстоит начинать гонку года. Старт выигрывает швед. Словно взорвался стадион — завыли трубы, загремели трещотки, кричат, бьют в ладоши. Обычно сдержанных, спокойных шведов не узнать. Маугер на второй позиции, на «хвосте» у него Краснов. Наш чемпион Гордеев замыкает четверку без всяких надежд взять хоть очко. Во втором заезде Хлыновский проигрывает старт и финиширует лишь третьим. Первую серию отлично провели шведы — они победили во всех четырех заездах. А наши сразу же уступали инициативу. У англичан положениеборге Гордеев, получил на тренировке в Польше травму Хлыновский и не смог стартовать, здесь же в ходе гонки заклинило двигатели на трех мотоциклах (случай почти невероятный). Бесспорно, все это сказалось на результатах. И все же объяснять поражения фатальным невезением было бы ошибкой. Есть более веские причины наших неудач, в которых надо обстоятельно разобраться и Федерации мотоспорта, и Центральному автомотоклубу, и тренерам, и самим гонщикам. Но уже сегодня, как говорят, по горячим следам, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, наши соперники оказались не только сильнее, чем мы предполагали, но и вообще сильнее нас, особенно в технической подготовке — в умении брать старт, в чувстве позигонщиков мира в финал попадает лишь шестнадцать, где заезды скоротечны и не то что секунда, доля ее может решить все, — каждый готовит себя к бескомпромиссной борьбе. Незадолго до начала гонок я беседую с коллегой из западногерманского журнала. Речь заходит о спортивном самолюбии, спортивной славе. И тут мой собеседник начинает горячиться: «Спортивная слава, говорите. Надолго ли ее хватает? Год, два, три. А что потом? Забвение. Вы знаете, чем занимается непревзойденный в свое время новозеландец Рон Мур? Дважды чемпион мира продает мопеды. Нет-нет, не подумайте, что у него свое дело, — он всего лишь продавец и получает гроши. А вы говорите спортивная слава. Деньги, вот что главное! Здесь каждый ставит на карту все. Разве что, кроме ваших. Я знаю, их не мучает вопрос о завтрашнем дне». Да, наши главные соперники не просто гонщики, а гонщики-профессионалы. Для них победа или поражение имеет не столько спортивный, сколько материальный смысл. И потому «каждый ставит на карту все». Все билеты на финал (стоимость их прямо-таки астрономическая) давно проданы. Остался лишь резерв для зрителей из Англии, ФРГ, Норвегии, Дании, которые все прибывают и прибывают. Они движутся к стадиону колоннами с трубами и трещотками, под национальными флагами, чтобы поддерживать своих кумиров. За два часа до открытия соревнований футбольное поле «Уллеви» напоминает огромный калейдоскоп. В ярких костюмах маршируют оркестранты, под звуки музыки девушки в гусарских нарядах совершают бесконечный «парадалле». Выруливает на дорожку газовая турбина — лучший шведский дрегстер. Изрыгая клубы огня и дыма, катится он вдоль трибун на своих умопомрачительно широких шинах. Постепенно заполняются все 40 тысяч мест. Умолкает медь фанфар — начинается традиционный церемониал представления участников. И стадион погружается во власть гаревых страстей.ПЬЕДЕСТАЛАЗаметки с финала личного чемпионата мира по спидвеюции на дорожке, когда надо удерживать лидерство, маневрировать и т. п. В соперничестве с профессиональными гонщиками экстракласса не ощущалась у наших ребят присущая им обычно страстность, неуемное желание быть первыми. Казалось, они стушевались перед авторитетами. Итоги чемпионата говорят о том, что назрела необходимость ввести новшества в подготовку сборной и ее резерва, более кропотливо, с большими нагрузками совершенствовать мастерство гонщиков. И здесь не грех, наверно, заимствовать нагрузки из других видов спорта, где советские спортсмены достигли подлинных высот. Один только пример. Владислав Третьяк, уже став вратарем ЦСКА и сборной по хоккею, на тренировках часами, тысячи раз заставлял себя повторять прием, который у него не получался, — ловить шайбу под правую руку. Таким образцам надо следовать. Видимо, нуждается в совершенствовании и организационная структура нашего спидвея .— методы отбора молодых спортсменов, селекции, умелого сочетания опыта и молодости. Стоило выбыть из-за травм нескольким ведущим гонщикам, и выяснилось, что достойной замены им нет. При довольно широкой географии гаревых гонок у нас мало кто может сегодня претендовать на место в сборной. Очевидно, что начальная стадия обучения гаревиков не лишена изъянов. Наконец, надо вернуться к оправдавшей себя ранее предсезонной подготовке мотоциклов на заводе ЯВА в Дивишове с участием ведущих гонщиков. Не будем строить иллюзий на счет того, что можно легко добиться успеха на мировых чемпионатах. Победить асов спидвея Старого и Нового Света можно, только став сильнее их. А для этого гонщикам, их наставникам предстоит многое сделать. Мы верим — эта задача им по плечу. Мы верим, что не за горами время, когда на высшую ступень пьедестала почета шагнет советский гонщик. М. ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем»Гетеборг — Москванемногим лучше — на четверых участников четыре очка. Недовольны эксчемпионы Ольсен и Маугер — они оказались вторыми. Следующая серия начинается драматически. Пытаясь обойти Маугера, падает Ольсен и на носилках покидает стадион. В седьмом заезде такая же участь постигает нашего Гордеева. А заездом раньше Краснов и Хлыновский проигрывают соперникам и привозят одно очко. Что и говорить, необнадеживающее начало. Правда, Хлыновский пытается поправить дело. В одном заезде он второй, в другом — даже первый, но последний старт — и опять нулевая оценка. Хозяева дорожки никому не оставили шансов на победу. Миханек выиграл все свои старты, все заезды «за явным преимуществом». Только Маугер смог еще тягаться со шведами ив дополнительном заезде со Съестеном, набравшим, как и он, 11 очков, завоевать серебряную медаль. Еще один швед — Янссон, англичане Коллинз и Луис с равным результатом (9 очков) замкнули шестерку. Хлыновский был 10-м (6), Краснов — 14-м (3). Никто, и прежде всего мы сами, не мог представить себе такого исхода. Итоги прошлого года как будто вселяли надежду. Упоминавшееся уже выступление Хлыновского в Хожуве, удачное для дебюта четвертое место на чемпионате пар, «бронза» в командном первенстве — все это настраивало на мажорный лад. Не вызывал тревог и нынешний сезон. Победа в континентальном финале, подавляющее превосходство в командном полуфинале, наконец, три путевки в Гетеборг, завоеванные на традиционно трудном для нас «Уэмбли». Эпилог сезона испортил общее впечатление от выступления наших гаревиков. И речь здесь не только о финале на «Уллеви». Наши телезрители, видевшие неделю спустя трансляцию с командного чемпионата мира в Хожуве, только руками разводили. В отсутствие двух лидеров — Гордеева и Хлыновского — их товарищи не проявили ни характера, ни воли. Затем последовали поражения в матчах со шведами. Конечно, можно было бы все свести к проклятому невезению. Упал в Гете-33