ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ СССРАВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЯМСреди лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники немало автомобилестроителей — работники белорусского, минского заводов, ярославского «Автодизеля» и московского ЗИЛа. И вот в 1974 году эта награда вручена группе инженеров автомобильного завода имени Ленинского комсомола и уфимского моторостроительного завода — за разработку и внедрение высокомеханизированного и автоматизированного производства семейства автомобилей «Москвич». Сегодня мы публикуем интервью, которое дал корреспонденту АПН генеральный директор производственного объединения «АвтоМосквич» кандидат экономических наук лауреат Государственной премии СССР Валентин Петрович КОЛОМНИКОВ. — Как вы и ваши коллеги по работе восприняли известие о высокой награде! — Для нас это тройной праздник. Вопервых, премию присудили накануне годовщины Октябрьской революции. Вовторых, награждение совпало с 50-летним юбилеем советской автомобильной промышленности. Хочу подчеркнуть, что без первой годовщины не было бы и этого юбилея, ведь наше автомобилестроение — детище Советской власти. Первые наши автомобили были собраны в канун седьмой годовщины Октября. И в-третьих, это касается прямого вопроса. Не скрою , приятно быть лауреатом Государственной премии. Значит, страна особо отметила наш многолетний труд. Наградой отмечена конкретная работа. Но к ее оценке, видимо, надо подходить с разных точек зрения. Известно, например, что за последнее время программой автомобилизации предусмотрено резкое увеличение выпуска легковых автомобилей для населения. Только за девятую пятилетку (1971—1975 годы) их производство возрастет в 3,8 раза. Такого темпа и такого короткого срока не знала ни одна автомобильная держава мира. Нашему заводу в этой программе отводится значительное место. Если вспомнить историю, то именно АЗЛК, прежде носивший имя КИМ, еще в довоенные годы получил задание разработать конструкцию отечественного малолитражного автомобиля. За послевоенные годы «из-под карандаша» к он ­ структоров завода, который стал сегодня головным предприятием объединения «АвтоМосквич», вышло четыре поколения советских малолитражек (83 модификации), — Словом, работа шла, как говорят, и вглубь и вширь. А почему премия присуждена только сегодня! — Очевидно, потому, что только сейчас завершился начатый в 1967 году8цикл работ по перестройке производства. — В чем их смысл! — Сейчас с конвейера завода через каждые полторы минуты сходит автомобиль. Для обеспечения такого ритма нужно было решить две основные задачи: значительно расширить производственные площади и организовать производство на совершенно новых принципах. Нам пришлось в сжатые сроки, на болоте построить новый производственный комплекс площадью 220 000 квадратных метров. Это было непросто. Вторая сложность заключалась в том, что технологию мы базировали на новейших достижениях науки и техники. — Вы говорите о коренной перестройке производства, но ведь это требует его остановки. На худой конец — резкого снижения выпуска продукции. — В том-то и дело, что все преобразования, перевод целых цехов и производств на новое место проходил в условиях наращивания выпуска продукции. Разработка, наладка, пуск и освоение большого количества сложнейшего оборудования, средств автоматизации и механизации — все это делалось в сжатые сроки, параллельно с выполнением плана по выпуску автомобилей. — Хотелось бы представить себе новые цехи в цифрах. — В последнее время на заводе введены в строй семь цехов и 28 участков, имеющих комплексную механизацию. К новшествам последних лет надо отнести 46 автоматических и 135 поточных линий, 1500 единиц автоматизированного оборудования, 50 километров различных конвейеров, в том числе 10 километров конвейеров толкающего типа с программным управлением. Никак нельзя обойти и автоматизированную комплексную систему управления производством. — Как с позиции сегодняшнего дня можно оценить все эти новшества! — По уровню механизации и автоматизации производства наши новые цехи не уступают передовым европейским заводам. В ряде крупных цехов, например окраски автомобилей, декоративных гальванических покрытий, более 95 процентов всех трудоемких и тяжелых работ выполняется без участия человека. — А как выглядит экономическая сторона реконструкции завода! — Занимаясь экономикой, нельзя забывать о том, что новая техника облегчила условия труда. Взять хотя бы кузовное и сборочное производства, которые в значительной мере определяют технический уровень автомобилестроения. Еще три года назад в кузовном цехе можно было увидеть сотни рабочих. Орудуя тяжелыми сварочными клещами, они вручную собирали кузов.Сегодня сварка основных узлов кузова ведется на девяти автоматических линиях многоэлектродными сварочными машинами. Только линия сварки оснований выдает 60 изделий в час. Она одновременно соединяет 78 деталей в 840 точках. Об эффективности говорят и такие цифры. За три с половиной года производительность труда возросла на 47 процентов. Трудоемкость изготовления автомобиля достигла теперь проектного уровня. Затраты, вызванные перестройкой производства, окупились менее чем за два года. Общая эффективность от внедрения новой техники достигает 100 миллионов рублей ежегодно. — Как сказались все эти работы на качестве автомобиля! — По динамике, надежности, долговечности, ряду других качеств «Москвич—412» полностью отвечает современным требованиям активной и пассивной безопасности. Это официально удостоверено после необходимых испытаний экономической комиссией при ООН . «Москвичу» присвоены соответствующие знаки международного утверждения. Конструкция машины и технология производства обеспечили «Москвичу» высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Сегодня более 60 процентов продукции завод дает на экспорт. «Москвичи» продаются сегодня в 70 странах, в том числе в Англии, Италии, имеющих хорошо развитую автомобильную промышленность. И еще одна деталь. Получилось так, что первый «Москвич—412» сошел с конвейера накануне ралли «ЛондонСидней», положившего начало межкон ­ тинентальным автомобильным марафонам. Тогда эту машину специалисты встретили .настороженно, даже с недоверием. Но наша марка в командном зачете оказалась единственной, не потерявшей на трассе ни одной машины. В сверхмарафоне «Лондон—Мехико» «Москвич» также был лучшим по количеству машин, прошедших всю трассу. А вот последние странички из спортивной биографии «Москвича». В континентальном ралли «Тур Европы» 1974 го ­ да на «москвичах» было завоевано первое место в абсолютном личном зачете и первые места врозыгрыше командных золотого и серебряного кубков. — И в заключение представьте, пожалуйста, ваших коллег по совместной лауреатской работе. — Первым в списке — Александр Фе ­ дорович Андронов, бывший главный кон ­ структор завода. Сейчас он на пенсии. Затем идут его заместители: Игорь Кон ­ стантинович Чарноцкий (нынешний главный конструктор) и Борис Дмитриевич Кирсанов, руководитель конструкторской группы Игорь Иванович Окунев. Виктор Тимофеевич Позднеев — главный инженер, его заместитель — Георгий Ефимович Черномордик. Михаил Львович Хина — главный металлург завода, Константин Артемьевич Чепурной — главный технолог. Есть в списке лауреатов два представителя уфимского моторостроительного завода, который освоил выпуск двигателей для «Москвича—412». Это директор Михаил Алексеевич Ферини его заместитель Игорь Николаевич Бойчев. Д. САСОРОВ