Как это делаетсяБАЛАН СИРОВКА КОЛЕСНа станциях технического обслуживания появились электронные стенды для балансировки колес. Не многие из нас. автолюбителей, знакомы с этой новинкой автосервиса. Расскажите, пожалуйста, как действует такой стенд, насколько точны его показания. Л. КУТУКОВ На вооружении станций технического обслуживания сейчас, действительно, немало сложного автоматизированного и электронного оборудования, которое применяется на постах диагностики и диагностических линиях. На большинстве станций эти производственные участки открыты для автолюбителей, проверка автомобиля идет на их глазах. Естественно, у них возникают вопросы о принципе работы этой специальной аппаратуры, о том, «как это делается». Сегодня, отвечая читателю, мы поведем речь о стендах для балансировки колес. стематически, при каждом техническом обслуживании автомобиля. На станциях колеса проверяют и уравновешивают на специальных балансировочных станках. Работа эта может выполняться со снятием колеса с автомобиля или прямо на машине. Здесь мы показываем оборудование, которым располагает технический центр Главмосавтотранса, .но подобным образом работает и аппаратура, применяемая на других станциях технического обслуживания автомобилей. Современный электронный станок для балансировки колес, снятых с автомобиля, представляет собой устройство, состоящее из электоодвигателя, системы привода вала, тормозного механизма, электрической и электронной систем. Проверяемое колесо устанавливается и тщательно центрируется на валу станка, который настраивают на ширину и диаметр обода. Затем включают двигатель, и вал с колесом раскручивается до скорости 120 км/час. Плазающая опора вала при неуравновешенности колеса начинает «бить». Эти колебания и воспринимают индикаторные датчики, передающие сигналы электронным системам. Они преобразуют сигналы в команды индикаторным приборам, показывающим величину и направление дисбалансов внутренней и наружной сторон колеса. У основания вала вместе с колесом вращается градуированный диск с цветными секторами. Их цвет и градуировка совпадают со шкалами индикаторов на приборной доске стенда, отмечающих угловое положение дисбаланса. После торможения колесо вручную поворачивают до тех лор , пока на указателе диска цвет сектора и цифра градуировки не совпадут точно с зафиксированным показанием индикатора. В этом положении компенсационный груз устанавливается в верхней точке колеса. Необходимый вес груза показывает другой прибор, часть шкалы которого окрашена в зеленый цвет. Этот цветной сектор соответствует максимально допустимому дисбалансу — 10 Г.см. Затем двигатель включается вновь, и все операции повторяются для проверки уравновешен***ности другой стороны колеса по другой паре приборов. В итоге колесо считается уравновешенным, если при контрольной проверке стрелка индикатора величины дисбаланса не выходит за пределы зеленого сектора на шкале. Значительно быстрее отбалансировать колеса прямо на автомобиле. Принцип действия таких установок несколько другой. Здесь датчики улавливают колебания деталей подвески, а вместо градуированного диска угол дисбаланса определяется при помощи стробоскопической лампы. Раскручивает колесо специальный прижимной механизм. Автомобиль посредством домкрата приподнимают, чтобы обеспечить возможность свободного вращения колеса. Затем устанавливают электрический датчик контроля вертикальных колебаний так, чтобы конец его магнитного щупа касался наружного конца нижнего рычага подвески. Потом колесо раскручивают с помощью механизма вращения и отводят его, позволяя вращаться по инерции. Неуравновешенность колеса вызывает колебания рычага подвески, которые улавливает датчик. Сила его преобразованных сигналов позволяет судить о величине дисбаланса, а нижние пики амплитуды включают стробоскопическую лампу-вспышку. Поэтому вспышка стробоскопа всегда совпадает с положением, когда самая тяжелая часть колеса находится в нижней точке. Вспышка освещает специально наклеенную метку или ниппель, отчего они кажутся остановившимися на одном месте. После остановки колесо 'поворачивают так, чтобы метка оказалась .точно в положении, определенном стробоскопом. В этом случае самая тяжелая часть неуравновешенного колеса окажется внизу, а грузик нужно будет устанавливать в диаметрально противоположной его части, в верхней точке. Шкала прибора, показывающего величину необходимого груза, также имеет зеленый сектор — зону допустимого дисбаланса (10 Г.см). Такая установка позволяет проверить и горизонтальные биения колеса. Для этого щуп электрического датчика в горизонтальном положении вводят в соприкосновение с тормозным диском, и все операции повторяются. В заключение посоветуем автолюбителям не пренебрегать проверкой балансировки колес. Это значительно повысит срок службы шин, подшипников и деталей рулевого управления и тормозной системы, снизит утомляемость водителя, сделает езду более комфортабельной и безопасной.Все более мощными становятся двигатели современных автомобилей, улучшаются их динамические качества. На хорошей автостраде «крейсерская» скорость легковой машины может значительно превышать 100 км/час. И водитель порой почти этого не чувствует: автомобиль все так же - п ослушен : закрой глаза — покажется, что он вообще недвижим. Это результат высокого совершенства конструкции, тщательной отладки и регулирования на заводе узлов ходовой части автомобиля. Особо важное значение имеет при этом балансировка колес. Именно она избавляет машину от неприятных вибраций, делает движение плавным. Чем выше скорость, тем строже требования к балансировке. Иначе даже маленький дисбаланс из-за того, что одна сторона колеса чуть тяжелее другой, приведет к возникновению больших неуравновешенных сил имо ­ ментов, ляжет тяжелой нагрузкой на детали подвески и ходовой части, вызовет ускоренный их износ. Кроме того, дисбаланс управляемых колес нарушает устойчивость движущегося автомобиля. Сделанная на заводе балансировка колес не вечна. В процессе эксплуатации она нарушается из-за неравномерного износа протектора, вмятин на ободе или заплатки после прокола и демонтажа шины. Поэтому проверка уравновешенности колес должна производиться си-Я. ВАЙСМАН, начальник технического отдела СТО технического центра Главмосавтотранса11