Навстречу30-летиюПобедыПАМЯТЬО ПОДВИГЕПобеда пришла -< нам трудной и крутой дорогой, сквозь пламя гигантских сражений. Четыре года полыхала война, унесшая более 20 миллионов жиз ­ ней, надежд, судеб. И сегодня заросшие окопы и блиндажи, разрушенные дзоты — следы войны — напоминают нам о том, что здесь был фронт, о незабываемых героических днях. Об этом же говорят нам созданные повсюду — на предприятиях, в школах, учреждениях — музеи и уголки боевой славы, улицы, поселки, города, носящие имена героев войны. Об этом говорят памятники и монументы — известные на весь мир и скромные, местного масштаба, — сооруженные в честь воинов всех родов оружия, проявивших беззаветное мужество в боях с врагом. Недалеко от Брянска, около автомагистрали, ведущей на Орел, воздвигнут один такой памятник — воинам-водителям, которые пали смертью храбрых на дорогах Великой Отечественной.' Кто из нас, участников боев — летчиков, пехотинцев, танкистов, артиллеристов, саперов — не поминал добрым словом этих великих тружеников фронта. Кто не вспоминал боевые эпизоды, героями которых были водители: вовремя подоспели, выручили, спасли... Сколько их, не знавших ни сна ни отдыха, под бомбежками и артобстрелом помогали ковать победу... «Мы спать забывали, мы есть забывали» — это слова из песни о легендарных водителях «Дороги жизни», защищавших город Ленина — колыбель Великой Октябрьской революции. Мне, летчику, в дни войны постоянно приходилось встречаться с шоферами, нашими наземными помощниками. Порой казалось невероятным: как они везде и всюду поспевали. Идет на посадку подбитый самолет, еще не закончил пробежку, а санитарная машина уже здесь. Начинается перебазирование — впереди водители. Готовят новый аэродром, обеспечение полетов, бензозаправку, подвозят боеприпасы... И все это в кратчайшие сроки, невзирая на мины, на другие опасности, подстерегающие на каждом шагу. За последние десять—пятнадцать лет, особенно после того, как по всей стране начались массовые походы молодежи по местам боевой и трудовой славы советского народа, были открыты многие не известные ранее героические страницы войны. Собраны памятные реликвии, документы, стали известны сотни и сотни новых имен героев — живых и павших. В этом огромном патриотическом движении плечом к плечу шли и те, кто знал о войне только по рассказам и книгам, и те, кто сам прошел дорогами войны, — ветераны армии и флота. Среди них и подполковник запаса Николай Петрович Кириллов, до недавнего времени преподаватель Рязанского высшего военного автомобильного командного училища. Много лет он занят благородным делом — розыском документов, свидетельств о водителях — Героях Советского Союза и вообще о водителях — героях войны, которые так же, как и он сам, в трудный для Родины час проявили высокое понимание своего гражданского, солдатского долга. Редакция «За рулем» ознакомила меня с материалами, которые собрал Н. Кириллов и которые пополнились и расширились в ходе экспедиции журнала по адресам водителей — героев войны. Цель экспедиции была вполне конкретной — подготовить публикации к 30-летию Победы. Воздушными и наземными путями, на самолетах, автомобилях, мотоциклах добирались журналисты до тех мест, где жили или живут герои, где они воевали, где пали в бою. Сотрудники редакции беседовали с ветеранами, с их боевыми соратниками и родными, чтобы рассказать читателям о встречах с подвигом. Думаю, сделано хорошее, полезное дело, особенно если учесть, как много людей трудятся у нас за рулем автомобиля, как много призывников изучают автодело в школах ДОСААФ , как влечет автомобиль молодежь. Им, представителям самой массовой рабочей профессии, нужно все это знать, чтобы решить для себя вопрос «делать жизнь с кого», задуматься о своем месте в жизни, о своей для нее ценности. В жизни, утверждаем мы, всегда есть место подвигу, всегда есть возможность проявить отвагу и смелость, находчивость и решительность — все лучшее, что есть в человеке. Так, например, как это сделал водитель «катюши» Герой Советского Союза Д. Перов, предотвративший взрыв батареи реактивных установок, или водитель Герой Советского Союза И. Самодеев, который вел бронеавтомобиль по тылам противника, уничтожая врага. А в нашей мирной жизни!.. Бывший фронтовой шофер П. Тепляков становится Героем Социалистического Труда. Молодые водители на гигантских стройках КамАЗа, БАМа, солдаты за рулем на полях учений... Се-Герои Советского Союза А. П. МАРЕСЬЕВ, ответственный секретарь Советского комитета ветеранов войны Одним из самых значительных событий наступившего 1975 года станет Праздник Победы советского народа над фашистской Германией. Девятого мая, как и всегда, в небе нашей Родины прогремит салют — на этот раз он отметит приход юбилейной, тридцатой, весны нашей Победы. Салют этот как бы вместит в себя эхо всех боев и сражений на фронтах Великой Отечественной войны, напомнит о ликующих майских днях незабываемого сорок пятого. Все дальше на пройденном нами пути остается этот рубеж истории. Много, очень много перемен произошло на планете за минувшие три десятилетия. Но время не властно над подвигом нашего народа и его армии. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются и будут передаваться рассказы и легенды о геройстве защитников Москвы и Ленинграда, Бреста и Севастополя, Киева и Одессы, Керчи и Новороссийска, о геройстве тех, кто громил гитлеровцев под Сталинградом и на Курской дуге, кто взял штурмом фашистский рейхстаг. Время — верный и строгий судья истории. И чем больше отдаляет оно незабываемую дату — 9 мая 1945 года, тем ярче раскрывается человечеству исполинский подвиг советского народа, его доблестных воинов. Все величественнее встает перед нами сила, водя и мудрый разум коллективного нашего вождя — Коммунистической партии, которой привела страну к Победе.' Слева направо: верхний ряд — Герой Советского Союза Гривцов Александр Иванович. рядовой, водитель автомобиля — артиллерийского тягача; Герой Советского Союза Ефимов Василий Мефодьевич, гвардии рядовой, водитель реактивной установки; Герой Советского Союза Земляных Филимон Иосифович, рядовой, водитель автомобиля артиллерийского дивизиона; второй ряд — Герой Советского Союза Крюков Иван Игнатьевич, младший сержант, водитель автомобиля отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона; Герой Советского Союза Назаренко Павел Иванович, гвардии старший сержант, водитель реактивной установки; Герой Советского Союза Перов Дмитрий Михайлович, гвардии старший сержант, водитель реактивной установки; третий ряд — Герой Советского Союза Полежайкин Сергей Иванович, гвардии старший лейтенант, о фицер разведки отдельного гвардейского мотоциклетного полка; Герой Советского Союза Рзянин Денис Филиппович, гвардии младший сержант, водитель реактивной установки; Герой Советского Союза Русин Иван Федорович, гвардии младший сержант, водитель реактивной установки; нижний ряд — Герой Советского Союза Самодеев Иван Андреевич, гвардии сержант, водитель бронеавтомобиля; Герой Советского Союза Терлецкий Владимир Николаевич, гвардии старший сержант, водитель реактивной установки.годняшний день полон трудовых подвигов. Ныне многих героев войны нет уже в живых,' но по-прежнему живы их дела. Ну разве могут стать прошлым заслуги героев Великой Отечественной войны, победивших фашизм, который грозил утопить мир в крови и слезах. Минуло тридцать лет. Позади бои, Победа. И наш сегодняшний день, замечательные трудовые достижения советского народа, успешно завершающего девятую пятилетку, — это детище нашей Победы. Очень правильно выведена своего рода формула подвига в условиях советского общества: «Каждый подвиг — не личная собственность героя, это его бескорыстный дар обществу, народу, это то наследство, которым он обогащает миллионы строителей нового мира». Да, подвиг — это своего рода эталон возможностей человека, и потому он неистощим. Каждое новое поколение людей, вдумываясь в его смысл, изучая его, заряжается отвагой, трудовой доблестью, бесконечной верой в наше коммунистическое дело. В материалах, собранных экспедицией «За рулем», я нашел не только военные эпизоды из жизни героев-водителей, но и рассказ об их трудовых делах. Как и все наши ветераны-фронтовики, они ив мирной жизни остались верны себе и той закалке, которую получили в годы войны, в армии. И свое краткое вступление к серии журнальных материалов «По адресам героев-водителей» мне хотелось бы заключить словами, которые прозвучали на XXIV съезде партии в речи Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева: «Говоря о славной Советской Армии, нельзя не сказать доброго слова о наших фронтовиках, о тех солдатах и командирах, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свободу нашей Родины. После колоссального напряжения военных лет им и отдохнуть не пришлось: фронтовики снова оказались на фронте — на фронте труда. Многих из фронтовых товарищей уже нет с нами. Но миллионы еще в строю. Одни продолжают службу в армии, другие отдают Родине свои знания и труд на заводах и стройках, в колхозах и совхозах, в научных институтах и школах. Пожелаем всем им хорошего здоровья, счастья, новых успехов в труде во имя коммунизма». 1*Первый путевой очерк о Герое Советского Союза Д. М. Перове, водителе боевой машины гвардейского минометного полка, публикуется в этом номере. 3