ПЕРЕКРЕСТОКНа север и юг, на восток и запад расходятся от него дороги. Перекресток... Не только дороги встречаются на нем. Порядочность и трусость, заботливость и безответственность, честность и расхлябанность сталкиваются здесь... Спустя час после происшествия, когда мы с госавтоинспектором МВД Дагестанской АССР Магомедом Кушаевым и другими участниками рейдовой бригады прибыли в хасавюртовскую городскую больницу, двое из пятерых пострадавших еще не пришли в сознание. Во второй палате лежала девушка, ей, казалось, не было и шестнадцати. У нее тяжелое сотрясение мозга. Нас провели в соседнюю палату к водителю «Жигулей» тридцатилетнему Нурутдину Нурову. Он лежал с открытыми глазами, о чем-то думал. О чем? Все эти шестьдесят с лишним минут после столкновения с самосвалом были для него, наверное, кошмарным сном. На улицах Хасавюрта еще светло, они полны жизни. Шагают прохожие, мчатся машины. Все куда-то торопятся, у всех тысячи забот. Ровно два часа назад вот так же, вероятно, спешили и те, кто находится теперь в больничных палатах. Спешил и шофер самосвала... В тот день на трассу Баку—Ростов рейдовая бригада ГАИ выехала после обеда. — В эти часы на трассе бывает особенно напряженно, — объяснил старший лейтенант милиции Магомед Кушаев. — Рабочий день идет к концу, водители спешат, нагоняя упущенное время. Отсюда суетливость, потеря внимания, излишняя скорость. Выбираем для контроля участок между Кизилюртом и Хасавюртом. Задача рейда — проверка технического состояния машин, водительских документов, грузов. В блокноте появляются первые записи: «Такси 82-12 ДАЖ махачкалинского таксомоторного парка. Водитель И. Ильягуев с большой скоростью шел на обгон. Кушаев: С какой скоростью вы должны здесь ехать? Водитель: Семьдесят километров в час. Кушаев: Почему едете под сто? Водитель: Ну кто из таксистов не любит быстрой езды!..» «Такси 23-60 ДАЖ. Чирюртовский таксопарк. Опасный обгон. Кушаев: У вас пассажиры. Как вы смеете идти на обгон при встречном транспорте? Водитель А. Хазбулаев: Но я же успел проскочить!..» «Успел проскочить!» Много раз слышались эти самонадеянные слова от водителей-лихачей. Сегодня успел проскочить, а завтра может не успеть. В тот день рискнул проскочить и шофер самосвала Абузер Тарикулиев... 16.00. Проверяем водительские документы у кизилюртовского поста ГАИ. Со стороны Хасавюрта мчится «Волга», со скрежетом тормозит. — У выезда из Хасавюрта — авария! — кричит нам шофер. — Десять минут назад, у моста через Акташ... Спешим на «Москвиче» к месту аварии. Вот оно, пересечение с дорогой на Карланюрт. На обочине — разбитые вишневые «Жигули». Здесь уже действуют работники дорнадзора, следователь хасавюртовского отдела внутренних дел капитан Камиль Хайбулаев. Пострадавших несколько минут назад увезли в городскую больницу. Что же случилось на этом перекрестке полчаса назад?шщш',— В общем, все ясно, — говорит следователь. — Водитель самосвала 82-34 ДАД Абузер Тарикулиев выехал на главную дорогу, не пропустив идущий по ней транспорт. Вот эти «Жигули» со всего хода врезались в самосвал... Тарикулиев - совсем еще молодой человек, ему двадцать четыре года. Холост. Шофер третьего класса. Водительский стаж три года. — Видели, что трасса не свободна? — Видел. — Почему же не пропустили машину? — Кто его знает... Решил, что успею проскочить... По происшествию возбуждено уголовное дело. Вот, вроде бы, и вся история. И не вся. Необходимо рассказать о том, как отнеслись к ЧП в коллективе, где работал Тарикулиев, — в АТК-2 «Главдагестанводстроя». Вместе с госавтоинспектором лейтенантом милиции Манапом Тажибовым я побывал в автотранспортной конторе на шестой день после аварии. В гараже было людно. Решили вначале побеседовать с водителями. Виктор Салтанов: Я ничего об этом не знаю. Даже на перекурах никаких разговоров не было об аварии. Хизри Османов: У нас никаких ЧП в последние дни не было. Я лично ничего не слыхал... Разыскали мы инженера по безопасности движения Жукова. Жуков: Только что услышал от водителей в гараже... Начальника конторы мы не застали. Но встретились с главным инженером А. Аслановым. И он не сумел объяснить толком, почему до сих пор шоферы не знают об этой трагедии, главным виновником которой оказался их товарищ. Почти ежедневно газеты печатают сводки Госавтоинспекции о дорожнотранспортных происшествиях. Как показывает статистика, в большей части аварий виноваты водители. Причины разные. Но среди них особенно вызывающая — профессиональное невежество и недисциплинированность водителей, откровенное лихачество («Но я же успел!..» «Ну кто из водителей не любит быстрой езды!..»). Не пора ли нам задуматься: кому, собственно, мы доверяем руль? Что за человек — грамотный или неуч, добрый или бессердечный повез на море ребят из детского сада, ведет по городу такси или автобус? В Дагестанская АССР, - ГУСАРОВ, г. Махачкала журналист