12
13
Служба сервисаБУДУЩЕЕ ЗА ФИРМЕННОЙ СЕТЬЮР. кислюк,начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание»Девятая пятилетка поставила перед коллективом набирающего мощность Волжского автомобильного завода весьма серьезные задачи. И не только потому, что в небывалом увеличении производства легковых автомобилей львиная доля прироста ложилась на плечи ВАЗа. Сразу нужно было решать идругую , сопутствующую проблему — кардинально улучшить техническое обслуживание парка легковых машин индивидуального пользования. Без хорошо налаженной, широко разветвленной системы автосервиса миллионы выпускаемых машин были бы обречены на форсированный износ и ускоренную гибель. Директивами по пятилетнему плану было намечено расширение сети станций технического обслуживания в 2,5 раза, предусмотрены большие средства на развитие недавно созданной отрасли автотехобслуживания, а детализировать практическое решение этой важной задачи предстояло по ходу дела. Коллектив объединения АвтоВАЗ решил пойти здесь по новому для нас пути, поставил вопрос о создании фирменной, специализированной системы технического обслуживания и ремонта и получил на это добро. Такая система принята на вооружение ведущими зарубежными автомобильными фирмами. Это широко разветвленная сеть станций технического обслуживания, диагностических, консультацион12ных и учебных пунктов, огромных складов и магазинов запасных частей и принадлежностей. По количеству рабочих автосервис теперь целая отрасль мирового хозяйства. В чем преимущества системы, котор ую внедряет ВАЗ? В постоянной прямой связи между заводом и потребителем. Мыслится, что завод, выпустив машину, сам заботится о ее предпродажной подготовке, продает ее, организует гарантийный ремонт, дальнейшее техническое обслуживание до конца жиз ­ ни автомобиля, обеспечивает его всеми запасными частями и эксплуатационными материалами. Таким образом, завод берет на себя ответственность за судьбу выпущенной машины на всех этапах ее эксплуатации и наиболее полно и своевременно удовлетворяет все нужды владельца. При этом завод имеет возможность собирать самую полную и оперативную информацию о неполадках и недостаточной надежности отдельных узлов и деталей, о вкусах и запросах покупателей. А это позволяет быстро совершенствовать конструкцию машины, последовательно повышать ее качество и надежность, улучшать технологию и эффективность производства, снижать ее себестоимость. К созданию вот такой системы технического обслуживания объединение АвтоВАЗ и приступило четыре года назад.Здание автоцентра (снимок слева).ВАЗвАлма-АтеПредприятия «АвтоВАЗтехобслуживания» о снащаютсяновейшим оборудованием (снимки справа).Всякое новое дело начинается с немалых трудностей — организационных, материальных, психологических. Не обошлось без этого иу нас. Заинтересованность завода в дальнейшей судьбе сошедших с конвейера «жигулей» поначалу холодно была воспринята многими должностными лицами и даже покупателями. М ы отказывались поставлять машины для продажи в те районы, где не было условий для нормального их технического обслуживания и обеспечения требуемыми эксплуатационными материалами. На нас жаловались, пытались оказать давление, а некоторые заждавшиеся покупатели прямо писали нам: «Какое вам дело, куда ик кому попала ваша машина? Деньги за нее вы получаете сполна, и нечего больше беспокоиться». Но мы стояли на своем и считаем, что сохранили от бессмысленной гибели значительную часть нашей продукции. Поначалу, естественно, мы открывали станции технического обслуживания в различных арендованных и спешно пе- реоборудованных для этих целей помещениях. Кое-где их возникновение было встречено местной службой автотехобслуживания с явным недружелюбием. Относились к ним как к непрошеным гостям в чужой вотчине, как к конкурентам, прибывшим мешать выполнению производственных планов. Однако мы смотрели в будущее, знали, что скоро «жигули» и здесь станут преобладать в парке личных машин, поэтому открывали новые станции, старались побыстрее оснащать их самым современным оборудованием и специнструментом. Характерна в этом отношении история нашей СТО в Магнитогорске, которая критиковалась, правда с некоторым запозданием, директором «Челябинскавтотехобслуживания» в сентябрьском номере журнала «За рулем» в прошлом году. Она, действительно, создавалась в малоприспособленном помещении, но, увы, ничего лучшего местные товарищи не предложили. Прошло немного времени, и теперь это одна из лучших станций области, обеспеченная регулировочными стендами, современным диагностическим оборудованием, инфракрасной сушильной камерой и многим другим, и жалоб на качество работы здесь не бывает. В минувшем году в штате-завода уже насчитывалось 97 стационарных и 100 передвижных станций технического обслуживания. Там же, где еще нет вазовских предприятий автосервиса, гарантийный ремонт «жигулей» выполняют по договору 65 станций других министерств. Следует истины ради отметить, что и сегодня в Киргизии, Кировской, Пермской, Ивановской, Ярославской, Саратовской областях ив Татарской АССР положение с обслуживанием «жигулей» явно неблагополучно, а отношение местных товарищей к этому вопросу более чем прохладно. Однако наши первенцы на условиях аренды были лишь первой, неотложной мерой в создании фирменной системы обслуживания. С их помощью решить поставленные задачи было невозможно, требовалась более солидная основа. Ею становятся специализированные, фирменные центры технического обслуживания, которые мы начали строить в 33 крупнейших городах страны. Автоцентр — это головное, базовое предприятие, объединяющее в своей зоне все стационарные и передвижные станции, являющиеся его филиалами. Он обеспечивает проведение единой технической политики, снабжает свои филиалы запасными частями и отремонтированными узлами и агрегатами. Строительство такого центра обходится в 2,8 миллиона рублей, и эти затраты, как показывают расчеты, окупаются в пять с половиной лет. Годовой объем работ по обслуживанию и ремонту составит здесь более 2 миллионов рублей. Кроме того, 30 миллионов достигнет розничный товарооборот от продажи запасных частей и автомобилей (их можно будет приобретать в ряде центров уже в этом году). Так что рентабельность и насущная необходимость центров не вызывает сомнений. Между тем строительство их продвигается не так гладко, как хотелось бы. В текущем году должны войти в строй действующих все 33 автоцентра, но пока введено лишь 20 технических центров, и нет уверенности, что все удастся наверстать в назначенные сроки. Объединение АвтоВАЗ лишено возможности3. <-За рулем» № 1как-либо влиять тут на ход событий; все зависит от местных руководителей и строительных организаций, от их заинтересованности и пунктуальности в выполнении принятых договорных обязательств. Особенно неблагополучно со строительством и вводом автоцентров в Ленинграде, Краснодаре и Казани. И если где-то имеются объективные трудности, то в Краснодаре чувствуется противодействие ряда должностных лиц. И это в крае, в котором уже более 50 тысяч «жигулей». Фирменная система автосервиса — это не только оснащенные всем необходимым производственные предприятия. Здесь, как ив любом деле, успех зависит от людей, умеющих и любящих работать, знающих современное оборудование и особенности «жигулей». У нас есть такие люди. Основной костяк составляют опытные кадры специалистов и руководителей, увлеченных идеей создания фирменного сервиса. Постоянно продолжается обучение персонала станций на заводе. Подготовку тут прошли уже свыше двух тысяч человек. Действуют передвижные автоклассы. Изучают особенности конструкции наших автомобилей и их технического обслуживания вместе с нашими специалистами и работники местных станций, выполняющих гарантийный ремонт «жигулей» на договорных началах. И все же пока таких кадров не хватает. Приходится преодолевать и ряд других трудностей. Серьезной проблемой становится обеспечение «жигулей» высококачественными горюче-смазочными материалами. Не везде они есть в достаточном количестве и слишком часто не соответствуют стандарту. Мы устроили проверку в 26 городах страны. Из 89 взятых проб 42 не соответствовали стандарту, даже в Москве. В результате владельцы автомобилей бывают вынуждены применять бензины и масла, не рекомендованные заводом, что вредно сказывается на состоянии двигателя. Минувшим летом острая обстановка с обеспечением бензином АИ-93 создалась на курортных трассах ив ряде областей страны. Нефтесбытам необходимо учесть эти просчеты и предотвратить их повторение, что может привести к массовому выходу из строя автомобильных двигателей. Не так просто оказалось обеспечить предприятия фирменного автосервиса нужным оборудованием и специнструментом. Выпускаемое в стране гаражное оборудование недостаточно по количеству и номенклатуре и отстает от современных требований. Практически не выпускается отечественное диагностическое оборудование. Быстро возрастают потребности в специнструменте и оснастке для предприятий обслуживания, и ВАЗ уже не успевает их удовлетворять. Торгующие организации, заинтересованные лишь в быстрейшей реализации автомобилей, практически игнорируют проведение предпродажной их подготовки, а отсюда — обоснованные претензии покупателей, рассматривать которые приходится заводу. Сейчас мы ввели в строй 20 автоцентров с отличными торговыми залами, специальным оборудованием для подготовки автомобилей к продаже, классами для инструктажа потребителей, а вот Минторг РСФСР считает, что мы еще не готовыпродавать автомобили. И об этом уведомили нас официально письмом, считая, по-видимому, что практикующаяся сейчас предприятиями торговли продажа машин с железнодорожной платформы или из-под снега целесообразней. Наконец, сильно мешает работе отсутствие централизованных территориальных складов запасных частей. Решение о строительстве 25 таких складов не выполнено. Поэтому отгружать запчасти приходится мелкими партиями в 500 адресов, что, конечно, весьма осложняет дело. Но, невзирая на всякого рода трудности, сделано уже много, фирменная, специализированная система обслуживания убедительно доказала свою целесообразность. За последние три года объем услуг увеличился с 4,8 миллиона рублей почти в шесть раз и продолжает быстро расти. Численность заводского персонала, занятого в обслуживании, теперь составляет 7 тысяч человек. Завод методически сосредоточивает в своих руках предпродажную подготовку выпускаемых автомобилей. Сейчас силами СТО объединения ока производится во многих городах и охватывает значительную часть поступающих в продажу машин. « А вто В АЗтех об сл уж иван нем» разработаны и внедрены системы «срочных сообщений» о неисправностях автомобилей, выявляемых в процессе их эксплуатации, с доставкой вышедших из строя узлов и деталей для исследования. Введены система статистического анализа рекламаций и дефектов, системы инспекции и технической информации, регулярные технические совещания и семинары с работниками СТО и центров. Налажена четкая взаимосвязь с Управлением главного конструктора и техническими службами производства. Это помогло в течение 1972—1973 гг. полностью устранить 14 дефектов в конструкции машины. Значительно сократилось количество жалоб на другие дефекты, в том числе на повышенный износ кулачков газораспределительного механизма (с 2,5 до 0,25 процента), люфт верхней шаровой опоры, люфт в сочленениях рулевых тяг, заедание трехклавишного переключателя. На ближайшее будущее мы ставим перед собой задачу организовать систему анализа дефектов и наблюдение за автомобилями ив послегарантийный период. Улучшение технического обслуживания, исследование условий эксплуатации «жигулей» осуществляется на научной основе с привлечением на договорных началах ряда НИИ и лабораторий. Нам, например, активно помогают ВНИИНМаш Госстандарта СССР, кафедра автомобилей Ленинградского инженерно-строительного института, Сибирский автомобильно-дорожный институт, Тольяттинский политехнический институт, ЭНТИ Автопром и, конечно, филиал НАМИ. На заводских СТО будут обязательными посты диагностики и контроля качества выполненных работ. Для повышения технического уровня и культуры производства созданы технологические карты на все виды обслуживания, ремонта, диагностических операций и предпродажной подготовки. Разработаны и утверждены нормы расхода эксплуатационных материалов, номенклатура запасных частей. Окончание — на стр. 39 13