Из записок народного заседателяСОУЧАСТНИКИКогда автофургон со свежеиспеченным хлебом встал у магазина, часовая стрелка приближалась к шести, к концу смены. Поэтому разгружали быстро. Рабочий жилв пригороде и торопился на электричку, а водитель Самойленко был приглашен на вечеринку по. случаю проводов в армию. Призывался приятель детства — Костя Дымов. Самойленко уже отслужил и скоро год как работает водителем, а Костя имел отсрочку до окончания института, Сдав хлеб, Самойленко встретил у магазина другого своего однокашника — Сергея Сизова. — Миша, привет! Вот удача, что тебя встретил, — обрадовался Сергей. — Ты идешь сегодня к Дымову? — Звали... — Вот ия тоже. Но Нинка ничего не знает. Давай махнем к ней. На машине мы враз обернемся, а то на своих двоих не успеваю. — Возьми такси. Мне тоже нужно собираться. — С ума сошел. Зачем деньги тратить? Лучше лишнюю бутылку прихватим. По дороге Михаил недовольно бурчал: — Пока доберемся до Нинки в другой конец города, а .потом обратно в гараж — еще полсмены пройдет. Я так до одиннадцати не управлюсь. — А зачем тебе гнать машину > гав раж? Возьмем Нинку, переоденемся ик Косте. Пешком идти не нужно. А машину во дворе оставим. Сколько раз она у тебя под окном ночевала и ничего. Вечеринка удалась на славу. Поднимали рюмки за легкую службу, за быстрейшее возвращение. Беспрерывно играл магнитофон. М ного танцевали... Наконец бессонная ночь и усталость взяла свое. Постепенно разговоры затихли. Многие вспомнили о доме. — Если бы машина была, — вздохнула высокая черноволосая девушка. — Степа, у тебя же «Жигули» есть. Почему ты здесь без машины? Вот бы сейчас развез нас. — Братва, у нас же есть выход, — осенило Сергея. '— Давайте Михаила попросим. Он нас на своей будке быстро разбросает по домам. Самойленко крепко спал, откинувшись на спинку дивана. Разбудить его не удавалось. — Не трогайте его. Он перебрал, пускай спит. Ему за руль сейчас нельзя, — остановил Сергея Дымов. Снова приятели обратились к владельцу «Жигулей» инженеру Войтовичу: «Степа, ты же права имеешь». — Любительские. — Тогда все в порядке, права есть права, — с этими словами Сергей «подошел к вешалке и, пошарив з куртке Самойленко, достал ключ от автофургона. — Не хотелось бы мне встречаться с автоинспекцией, — колебался Степан. — Кто остановит хлебный фургон в такое время? Сейчас только они и ездят по городу. Переложив хлебные ящики поближе к кабине, компания расположилась в кузове. Каждый ухаб сопровождался женскими вскриками и веселыми шутками мужчин. М'ашина резво бежала по шустынному городу. В последнюю очередь завезли подругу Сергея — Нину. — А сейчас куда? — спросил Степан. — Поехали обратно. Поставим на место машину и, если Костя не спит, выпьем еще по стопочке. Все равно Мишке ключ отдать нужно. Навстречу проехал сборщик мусора. Повернув отяжелевший руль, Степан уступил дорогу. Только сейчас он ощутил, как от непривычки и усталости у него дрожат руки. Управлять грузовиком было намного труднее, чем «Жигулями». От перекрестка дорога уходила круто влево. Быстро перехватывая руль, он почувствовал, что не справляетПогибшего, конечно, не оживишь. Но выводы из смерти нужно сделать, тем более что за последние годы в республике это уже третий такой случай по одной и той же причине. Давно уже в печати поставлен вопрос об укрупнении карликовых автохозяйств. В них нет условий для нормального ухода за машинами, порою водители, как видим, даже рискуют жизнью. А в Якутии широко распространены именно такие автохозяйства с одним — тремя автомобилями. В Орджоникидзевском райцентре — поселке Покровске отдельные гаражи имеют многие небольшие организации. Водители в них предоставлены самим себе и зачастую не соблюдают элементарных норм техники безопасности и охраны труда. Какой же выход из положения? Весьма простой. Объединить весь автотранспорт райцентра в одно автохозяйство. построив для него современный отапливаемый гараж, с условиями для техобслуживания и штатом слесарей и меха-ся с тяжелой машиной, его заносит на тротуар. Вдруг показалась фигура запоздавшего пешехода. Раздался глухой удар, пешеход нелепо взмахнул руками и исчез за капотом машины. Резко взвизгнули тормоза. Сердце у Войтовича бешено заколотилось. — Что ты наделал! — крикнул Сергей и выскочил из кабины. — Бежим отсюда. М ы ничего не видели и ничего не знаем. Скажем, что машину у нас угнали! Степан растерянно выдернул ключ из замка зажигания и, закрыв дверь кабины, нерешительно подошел к пострадавшему. Он лежал на тротуаре неподвижно, неестественно вывернув ногу, на камнях растеклась лужица крови. — Что стоишь! Окорее1 — торопил Сергей. Увидев, что пострадавший шевельнулся, Войтович в страхе попятился и, повернувшись, кинулся прочь, вслед за Сергеем. ...Идет заседание народного суда. На скамье подсудимых Войтович. Он не смотрит в зал, избегает ищущих взглядов жены и матери. С каждым вопросом судьи и заседателей все «ниже опускает голову, — Вы понимали, что делаете нарушение, садясь за руль государственной машины? — Да, понимал. Но я надеялся... ночью движение небольшое, улицы свободные. — Вы знали, что при дорожном происшествии водитель обязан остановиться и оказать помощь пострадавшим? — Знал. — Вы понимали, что, покидая раненого, совершаете преступление? — Я об этом не подумал... Да, совершено преступление, и непосредственный виновник понес за него наказание. Но хотелось бы спросить тех, кто сознательно или несознательно содействовал этому преступлению, кто, нарушая производственную дисциплину и товарищескую этику, стал косвенным соучастником осужденного: задумались ли они над своей виной? Этот вопрос — водителю Самойленко, нарушившему дисциплину, и руководителю автотранспортного предприятия, не обеспечившему дисциплины на производстве. А как можно расценить поведение Сизова, который уговорил Самойленко не ставить на место автофургон, а затем стал организатором поездки Войтовича на государственной машине? В. ДЕМИН. народный заседатель г. Львов инков, ответственных за порядок и технику безопасности. Если на этом пути возникнут непреодолимые межведомственные барьеры, можно такой же общий гараж, с таким же штатом создать на паевых началах, тогда каждая организация останется полновластным хозяином своей машины. Так или иначе решать этот вопрос нужно, не откладывая его в долгий ящик, не дожидаясь новых несчастных случаев. И решать нужно, по-видимому. не только в одном районе и не только в Якутии. Это с одной стороны. А с другой — хотелось бы этим письмом еще раз напомнить водителям об опасности отравления отработавшими газами, особенно зимой, и необходимости принимать меры предосторожности. В. ФЕДОРОВ, старший научный сотрудник ЯНИИСХ Янутсная АССР, пос. ПокровскПочта «Зеленой волны»Это случилось минувшей зимой в Якутии. Утром в тесном гараже орджоникидзевской районной типографии обнаружили труп молодого шофера Дмитрия Данилова. Погибший сидел за рулем УАЗа. Зажигание было включено, аккумуляторы разрядились, мотор заглох, бензобак — полупустой. Медики предположили отравление отработавшими газами. Товарищам по работе было ясно, что Дмитрия убил... гараж. Зимы в Якутии весьма суровые. Поэтому водители перед выездом в рейс нередко подолгу прогревают двигатели на холостом ходу в гараже. Так было принято ив типографском гараже. А он представляет собой низенькое помещение размером 6X6 м на два автомобичя. И тут. в эту роковую зиму, погибший и его коллега получали отравления выхлопными газами. 28