Автопоезд БелАЗ —7420-9520 на заводских испытанияхвразрезе имени 50-летия Октября (комбинат «Кемеровоуголь») в июле 1974 года. На снимке вверху можно увидеть швыразгрузочныхлюков на дне полуприцепа. Для работы вусловиях открытых карьеровнезависимаягидропневматическая подвеска всех колес автопоезда явл яетсянаилучшимрешением . На среднем фото — углевоз, идущий по дороге. Он производит внушительноевпечатление : пол кабины водителя находится на высоте почти 4м от земли, колеса имеют диаметр около 2,5 м. Хорошо видны ступицы мотор-колес и донные люкисусилительнымиребрами . На нижнем снимке показана заг рузка нового углевоза. Р азмеры кузова полуприцепатаковы , что в нем может разм еститься 40-тонный БелАЗ —548А. Фото А. Кузприна (ТАСС)Испытываются первые 120тонные БелАЗыДобрая слава белорусских богатырей давно перешагнула пределы страны. БелАЗы трудятся на стройках, в открытых карьерах, где добываются уголь, сланцы и другие полезные ископаемые. В Жодине постоянно работают над новыми моделями автомобилей. В четвертом, определяющем году пятилетки начаты испытания опытных образцов 120-тонного углевоза БелАЗ —7420-9520, состоящего из тягача и полуприцепа. Первый новый автопоезд покинул цех мелних серий 28 декабря 1973 года. А в начале следующего он уже прошел обк аткув районе Белорусского автозавода и летом начал работать на разрезе имени 50-летия Октября комбината «Кемеровоуголь». Это были заводские испытания. В этой экспериментальной машине, которая существует лишь в двух экземплярах, много новинок. Главная ее особенность — грузоподъемность в 120 тони. Т аким количеством угля можно заполнить два железнодорожных вагона. В то же время разгрузка углевоза занимает всего 12 секунд. Для сравнения напомним, что у 40-тонного БелАЗа эта операция длится 25 секунд. Новый углевоз разгружается через дно. При геометрическом объеме платформы в 107 мз количество угля с «шапкой» мож ет достигать 130 мз. Конечно, т акойгигант поражает размерами. Рядом с ним выглядят игрушечными многие другие автомобили — легковые просто не достигают высоты его колеса. Несмотря на все это, управлять углевозом не на много труднее, чем легковой машиной . Новый белорусский углевоз имеет электрическую трансмиссию. Генератор постоянного тока , приводимый дизелем мощностью 1200 л. с , вырабатывает электроэнергию, которой питаются тяговые двигатели. Последние смонтированы в задних колесах тягача и полуприцепа. Электродвигатель расположен вне ступицы колеса, и вращение от него передается к колесу через дифференциальный редуктор с передаточным числом 21,5. Оба автопоезда, изготовленные вЖо дино, прошли рабочую проверку в кемеровском угольном разрезе. Новые мощные машины помогут поднять производительность труда и увеличить добычу угля.Техническая характеристикаДвигатель: четырехтактный дизель 8ЧН21/21 с турбонаддувом; мощность — 1200 л. с. при 1500 об/мин. Трансмиссия: электрическая, состоящая из генератора постоянного тока ичетырех мотор-колче. Тормоза: ч етыре тормоза, рабочие тормоза колодочные на всех колесах автопоезда, с автоматической регулировкой зазора. Подвеска: п ередних колес тягача — независимая, свечная, пневмогидравлическая; задних колес тягача и колес полуприцепа — н езависимая , пневмогидравлическая. Габарит и основные размеры : длина — 19 м; ш ирина — 5 м; высота — 4,6 м; база тягача — 4,3 м; б аза полуприцепа (от его оси до вертикальной оси седельного устройства) — 11,1 м; к олея — 3,48 м; д орожный просвет под платформой полуприцепа —- 0,64 м; минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса — 14 м. Весовые данные: грузоподъемность 120 т, вес снаряженного автопоезда 97 т; полный- вес автопоезда 217 т. Размер шин — 24.00 — 49. Запас топлива — 760 л. Скорость — 60 км/час.