И х было так много , с веркающих позолотой исеребром кубков, что они едва разместились на капотах раллийных автомобилей , в се эти призысбор ­ ная команда страны привезла в Моск-ву в тот день, .когда Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССРиСоветМинистровСССР тепло поздравили рабочих, и нженеров , техников, с лужащих , всех работниковав ­ т омобильнойпромышленностис полувековым юбилеемсоветскогоавтомобиле ­ строения. Таким образом , замечательная победа , о держаннаянашимигонщи ­ к амив авторалли «Тур Европы», стала хорошим подарком к празднику создателей автомобилей . Трасса ралли «Тур Европы — 7 4 » , п ро ­ в одившегося , кстати, в восемнадцатый раз, включала 15 тысяч километров . О р ­ г анизаторы нынешних соревнований, и з ­ м енив установившейся традиции , п роло ­ жили маршрут не только по странамЦентральной Европы, но и по ближнему Востоку — Т урции , И рану , И ордании , Л и ­ вану. Всего участников ралли принима ­ ли дорогитринадцати государств. На старт взападногерманскомгоро ­ д еЭрбахе вышел 51 экипаж . М ногие из них выступали на автомобилях известнейших марок — БМВ, «Порше», « Ф орд » , «Опель», « М ерседес » , «Альфар омео » , « А уди » , «Рено» и других . Советский Союз был представлен двумя командами — пять экипажей на автомо ­ билях « М осквич — 4 12 » производства автозавода имениЛенинскогокомсомолаи столько же — на «ладах» ( « ж игулях » ) . Н ашигонщикиуспешно выступали вмеждународных ралли на сверхдлинные дистанции — « Л ондон — С идней » , «Лонд он — М ехико » и дваждыв «Туре Евро ­ пы». П оказательно , что машины , т риум ­ фально преодолевавшиедесятки тысяч километровтруднейшихдорог , при подготовке к соревнованиям не подверга ­ лись сколько-нибудь существеннымкон ­ структивным переделкам . Н аши заводы справедливо рассматривают ралли-марафоны какпрекрасную возможность для проверки надежности обычных, стандартных вариантов выпускаемых ими машини испытания некоторых технических новинок . Вот и на этот раз , хотя «Тур Европы» является единственным ралли, в котором для автомобилейдо ­ пускаются практически любые передел ­ ки, ии «москвичи», ни «лады» не пред ­ ставляли собой какие-то уникальные, специально подготовленные образцы, Так, « М осквич » , .колея колес которого была уширена на 40 мм , и мел стандартный редукторзаднего моста, а двигатель рабочимобъемом 1478 см3 — два распределительных вала в головке цилиндров и два сдвоенных горизонтальных карбюратора . М ощностьего повысилась до 106 — 1 09 л. с. Е щеменьше изменений было у волжского автомобиля — двигатель ( 1 300 ' с м3 ) с двумя горизонтальными сдвоеннымикарбюрато ­ р ами «Вебер» и усиленная балка задне ­ го моста. Э тонебольшое отступление необходи ­ м о , без него картинаогромныхнагру ­ зок, выпавших на долю наших автомоби ­ лей входемарафонскойгонки , о ценкаконечного успеха будетнеполной . П рактически всё встретили наши эки ­ п ажи на своемдолгом пути — и трудные из-за щроливных дождей дороги ФРГ, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Ю гославии , и бездорожье пустынь Иордании , и каменистые, р азбитые трассы Турции . Приходилось двигаться днеми ночью, в холод и40 - г радуснуюжару . На некоторых участках средниескорости задавались очень высокими — 144 км/час на магистралии 93 км / ч ас на горных дорогах , п роложенных на высоте 3000 метроввюжной части Турции. С ловом , автомобили участников подвергались огромнымнагрузкам , а водит елями их штурманам пришлось проя ­ вить все свое мужествои мастерство, чтобы с честью выдержать трудный экз амен . И сключительнодружно действовали на трассе советские гонщики . На первомже этапе не вписался вкрутой поворот автомобиль В. С прукта — А. Калнайса. К ним тут жепоспешили на выручку С. Брундза со своим штур ­ м аном А. К арамышеаым . О ни вытащили машину на дорогуиблагополучнопри ­ были на пункт контролявремени . Кстати, после этой аварии автомобиль Спрук ­ та лишился ветрового изаднего стекол, но экипажпродолжал борьбу. Более тысячи километров мчался он, о бдуваемый всеми ветрами, пока «технички» не при ­ шли на помощь . О громныйобъем работы проделала наша техническаяслужба . Т яжелогру ­ ж енные сервисные автомобили не отставали от «боевых», поспевая в самые гор ячие точки трассы. Г онщикиеще успевали иногда отдохнуть часок - д ругой , м е ­ ханики же этой возможности не имели : в короткие минуты передышки они при ­ водили автомобили участников впоря ­ д оки снов£ отправлялись в путь, чтобы быть там, г дев их помощинужда ­ лись. Только через две недели прибыли участники на финишв западногерманский городТравемюнде . Его достигли 26 эки ­ п ажей , в том числе все пять « м оскви ­ ч ей — 4 12 » и три «лады» ( д ве сошли не по техническим неисправностям, а вре ­ зультате дорожных происшествий). Ни одна из пяти команд , заявленных на «Золотой кубок » , и восьми, оспаривавших «Серебряный кубок», не сумела показать такой результат, к ак советские кол ­ лективы. .В итоге обакубка достались гонщикам автозавода имениЛенинско ­ го комсомола , они выиграли ивзавод ­ ском зачете. Второе место заняли спортсмены ВАЗа. С реди национальных команд два первых местатакжеу наших автомобилистов. И ещеоднупобедуодержали советские гонщикив ралли «Тур Европы — 7 4 » : первым из них в абсолютном зачете лучший результат показалдосаафовскийэкипаж С. Брундза — А. К арамышев . Второе место заняли В. С прукт — А . Калнайс (все — « М осквич — 4 12 » ) . Большого успеха добились Л . П отапчик — Л . Ш у ­ валов наавтомобиле «Лада» — четверт оеместовабсолютномзачетеи первое в классе, в сеговдесятке сильнейших пять 'советских экипажей . Н аши автомобили вновь продемонст ­ р ировали высокие ходовые качества, надежность, а гонщики — совершенное мастерство, м ужество , взаимовыручку Полнойпобедой на трассе «Тура Евро пы» д остойнозавершили спортивный сезон 1974 года советские раллисты Сборнаякоманда страны, составленная восновном из воспитанников автомотоклубов ДОСААФ , вернулась на Родину сбогатойколлекцией призов.На финише сезонаСтавка на молодежьНа протяжении шести этапов шла борьба за Кубок дружбы социалистических стран по картингу. Для наших спортсменов старты 1974 года были особенно важны. Сумеет ли команда после спада 1971—1972 годов наверстать отставание и вернуть былые позиции? Эта задача решалась на трех основных направлениях. Первое — омоложение состава сборной страны. На смену А. Сафонову, В. Бортниексу, В. Орехову, которые четыре года назад составляли костяк команды, пришли молодые М. Рябчиков, М. Густешов, Р. Акопов. Сейчас они уже приобрели порядочный опыт участия в международных встречах, наметился известный прогресс в их мастерстве. Вторым, не менее важным направлением работы было техническое обеспечение. Постройка новых картов, более совершенных, чем машины образца 1973 года, оснащение команды шинами типа «сликс» (без рисунка протектора), доработка двигателей 43 — все это вместе взятое позволило перед началом сезона рассчитывать на более высокие результаты. Наконец, надо было поставить на серьезную основу управление сборной II, опираясь на взаимодействие всех ее членов, добиваться от этапа к этапу стабильных показателей в командном зачете. Для этого нужно было, чтобы каждый спортсмен четко понимал стоящие перед ним задачи, чтобы слаженно работали механики в перерывах между заездами, чтобы все прониклись высоким чувством ответственности за общий результат. Методичная работа во всех трех направлениях на протяжении тренировочных сборов и самих соревнований принесла свои плоды. Наша команда- в пяти этапах из шести уверенно занимала второе место вслед за сборной ЧССР, а в личном зачете впервые после 1969 года советский картингист вошел в тройку' сильнейших по итогам всех этапов. Да, за год достигнуты определенные успехи. Но предстоит еще немало сделать в преддверии гонок 1975 года. Теперь пора взять прицел на первое место в командном зачете, которое с 1971 года постоянно занимает сборная ЧССР. Л. ШУГУРОВVI Результаты соревнований этап (НРБ). Л ичный зачет: 1.3. Кыселы (ЧССР): 2. Л. Санто (ВНР): 3. П. Кыселы (ЧССР): 4. М. Рябчиков (СССР): 5. Р. Акопов (СССР); 6. А. Таскнн (СССР): 7. М. Густешов (СССР)... 10. А. Мир.чоян (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР: 2. СССР: 3. ВНР: Л. ГДР; 5. НРБ. Итоговое распределение мест. Личный зачет: (пять лучших результатов из шести этапов): 1. 3. Кыселы (ЧССР): 2. П. Кысо лы (ЧССР): 3. М. Рябчиков (СССР); 4. О. Проха.чка (ЧССР); 5. Л. Бедржих (ЧССР); 6. С. Камерхер (ЧССР); 7. И. Густешов (СССР)... 9. Р. Акопов (СССР); 10. А. Таскнн (СССР); И. А. Мирзоян (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ВНР; 5. ПНР; 6. НРБ.