Навстречу 30-летию ПобедыАеямягрллчПо адресам героев-водителей Экспедиция журнала «За рулем»КуИшпе»Тоирюя /Мирслм : Краснодар " ^рооотмя •с*д*оиое-—- - ' - •МАРШРУТЫ: Авя»((мо»»ыВМОТОЩИКЛСТЯЫ!Сначала был воздушный рейс Москва—Чита. Потом армейским «газиком» — до поселка Дарасун. Я и сейчас вижу, как навстречу с востока на запад идут груженые товарные поезда. На восток, на самый отдаленный Любавинский рудник едут забайкальские шоферы. В дождь, пургу, триста, четыреста километров по тяжелым дорогам. Не привыкать. А он и не забайкалец, Ваня Крюков, приехавший пареньком из Белоруссии в годы коллективизации в Красноярский край. Здесь стал шофером. И судьбу свою встретил тут же. Отсюда пошел на военную службу. О Забайкалье разговор особый. Все решило письмо от однополчан. «Приезжай, Ванек, в наши края», — звали друзья. И приехал он с семьей в не известный ему ранее Дарасун, и стал забайкальцем. Навсегда. Те, кто в сорок первом, сорок втором уезжал из Дарасуна, не узнали бы сейчас старого шахтерского поселка. Новые улицы, многоэтажные дома. Бежит детвора в среднюю школу. Ей и невдомек, что до войны здесь была единственнаяначальная. Новая смена рабочих трудится на реконструированном заводе горного оборудования. А после работы — отдых в благоустроенных квартирах. Дарасунцы знают, что преобразования в поселке — большая заслуга Ивана Игнатьевича Крюкова, который долгие годы бессменно возглавлял поселковый Совет депутатов трудящихся. Не так давно Иван Игнатьевич ушел на заслуженный отдых. Но это лишь официальное его положение. А как на самом деле? Идут и идут люди к бывшему председателю. У него я застала директора совхоза «Дарасунский» П. Ф . Белова. Часто захаживает к своему старому товарищу — то прошлое вспомнить, то посоветоваться. Более полутора десятков лет Иван Игнатьевич занимался в поссовете и сельскохозяйственными вопросами. Сам водитель, он хорошо понимал роль техники на посевной, на уборке. Потому его анализ работы всегда оказывался верным на практике. Нередкий гость у Крюковых и заведующий промышленно-транспортным отделом райкома партии Анатолий Иванович Павлов. Четыре года проработал он заместителем Ивана Игнатьевича и, по его словам, многому научился у опытного, деловитого и принципиального председателя. Теплые слова в адрес Ивана Игнатьевича услышишь в поселке. Уже давно повелось так, что в Забай-чился. Любознательная, дотошная детвора окольными путями разузнала о подвиге Крюкова. Заводилой поиска фактов и документов о воинах-земляках был Юзеф. И может быть, он не знал тогда, как та, первая встреча с Крюковым повлияет на его, Юзефа, жизненную судьбу. Мы сидим в кабинете теперешнего председателя Дарасунского поссовета Ю. П. Каберского. Вот уж действительно коллеги вдвойне. Юзеф Петрович остался верен своему слову: окончив школу, пошел на курсы ДОСААФ , стал шофером, отслужил в армии и вернулся в родное автохозяйство. А недавно сменил он Крюкова на посту председателя поселкового совета. Вот вам прямое продолжение традиций, преемственность! Сидим, неторопливо беседуем. Прошлое оживает на наших глазах. — В конце зимы, сорок второго, — рассказывает Крюков, — попал я со своим автомобилем в батальон, где чуть не половина солдат были из Забайкалья. Крепкие, дружные ребята. Бросили нас в верховья Дона на Воронежский фронт. Обстановка крутая. Гитлеровцы жмут нещадно. Но и мы уже научились, воевать основательно. Как раз в те дни крупное наступление готовилось. Мы, шоферы, сутками не спали — возили боеприпасы, оружие, другие грузы. Вьюги, метели начались, дороги замело начисто. Танки волокушами разгребали снег, а колесная техника — за ними. Часто застревали. Тогда в ход шли лопаты... Взаимовыручка, сноровка, да и физическая закалка здорово помогали. Вытаскивали друг друга из снега. — Ну а катеристом-то как стали? — спрашиваю Крюкова. — Это немного позже произошло, когда перевели на ЗИС—5, в 15-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон — возил на автомобиле понтонное оборудование для переправ, а если требовала обстановка, катером управлял. Как-то незаметно, само собой разговор переключается на события осени сорок третьего, оживают рассказы о днепровских переправах, букринском плацдарме, где понтонерам-мостовикам досталось, пожалуй, больше, чем кому бы то ни было из солдат, форсировавших полноводную и бурную реку. Оставив руль ЗИС—5, шофер Крюков на БМК—70 буксирует паром с боевой техникой, снарядами, с людьми. Пенится, бурлит река, то и дело взлетают вверх столбы воды от разрывов снарядов и мин, которыми бьет враг с правого берега. Во время одного из рейсов осколками разорвавшегося снаряда пробило понтон, паром начал крениться. Передав управление катера помощнику, Крюков быстро заделал пробоины и вывел катер с паромом из зоны обстрела. «Сколько же опасной работы выпало на солдатскую долю Ивана Крюкова и таких, как он, в битве за Днепр», — пытаюсь я представить себе еще и еще раз, хотя уже и прочитаны мною об этой битее сотни журнальных и книжных страниц. Читала яио подвиге Ивана Игнатьевича Крюкова на Днепре. Да как-то иными казались мне и сам подвиг и человек, который его совершил. А тут вот рядом сидит скромный, немного усталый седой человек и говорит больше не о себе, а об однополчанах, о друзьяхзабайкальцах. Орлов, Бортников, Кирил-И. И. Крюков. Фото 1974 года. калье уважение к автомобилю особое. Рудники, прииски разбросаны, добраться от одного к другому — дело нелегкое, даже на лошади. А вот автомобиль мигом домчит. И помнит Юзеф Каберский, что шофер в Дарасуне был чуть ли не в таком же почете, как ныне космонавт. Каберский учился в четвертом классе, когда к ним в школу пришел Иван Игнатьевич Крюков. Конечно, мальчишки и девчонки слышали от взрослых, что в их поселке живет Герой Советского Союза, что он работает автомехаником. Но внешность этого человека не могла убедить, что перед ними именно тот Крю ­ ков, который пол-Европы исколесил на автомобиле по огненным дорогам войны, который под градом снарядов и пуль за семь дней осени 1943 года переправил моторным катером на правый берег Днепра 2465 бойцов, 47 орудий, самоходную пушку и 3570 килограммов боеприпасов. Конечно, Иван Игнатьевич сам этих цифр не упоминал, когда рассказывал ребятишкам о боях за Днепр, за освобождение Киева, где он особенно отли