10
11
СМОТР ДОСТИЖЕНИИВСТУПАЯ В ЗАВЕРШАЮЩИЙ ГОД ПЯТИЛЕТКИТЕХНИКА|АМО —93 модели 26 отечественных заводов, 12 617 лошадиных сил, 614 колес — вот показатели, дающие первое представление о внушительной экспозиции автомобильной техники «Автопром—50 лет», которая в конце минувшего года была открыта на ВДНХ в Москве. Эта выставка, приуроченная к 50-летнему юбилею советской автомобильной промышленности, стала настоящим смотром достижений заводов, строящих грузовики и автобусы, легковые и специализированные машины. Ее экспонаты — а среди них было 49 автомобилей, выпускаемых сегодня, и 25 перспективных моделей — красноречиво говорили о тех больших успехах, которых добилось в годы девятой пятилетки наше автомобилестроение. Особенно отрадно было видеть на выставочной площадке, раскинувшейся между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок», машины, у которых на пояснительной табличке значилось«Серийный образец. Освоен в 1974 году». Среди них — модернизированные «Жигули» ВАЗ—21011 и междугородный автобус ЛАЗ—699Н, седельный тягач МАЗ—515Б с полуприцепом МАЗ—941, малолитражка «Запорожец—968А» и громадный восьмиколесный грузовик повышенной проходимости МАЗ—543П. А рядом с ними — другие, тоже освоенные в годы девятой пятилетки: легковые — ВАЗ—2103 (1973 г.), УАЗ—469 (1972 г.), ГАЗ—24-02 (1973 г.), 40-тонный углевоз БелАЗ—7525 (1972 г.), сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ММЗ—554 (1972 г.), автобус повышенной проходимости ПАЗ—3201 (1972 г.), «северный» самосвал БелАЗ—540С, автобус для районных сообщений КАвЗ—685 (1973 г.). В общей сложности на выставке было представлено 26 образцов легковых автомобилей разных лет выпуска, 22 грузовика с бортовыми платформами, 13 самосвалов, 11 седельных тягачей, 11 спе-Ф15.|ЛАЗ —699Н.Лг\яанцуИДвНИИlaш•BWV-i•в•1L^^^BBBPBBBBI1 1"' 3 ""ЧавчЕз2^ввПШвааввк£££3£двш!яиввавц^^в^рцвпшшвввшвпш^Ш'^^•"L"'щщшшяктнт^-• ™"™- циализированных машин, 10 автобусов. Среди всего этого многообразия моделей наибольшее число (15) пришлось на долю горьковского автозавода; 14 машин марок «АМО», «ЗИС» и «ЗИЛ» представляли завод имени Лихачева и 10 грузовиков — минский автомобильный завод. Наряду с продукцией 20 широко известных в стране заводов здесь экспонировались изделия предприятий, выпускающих специализированные машины, таких, как завод «Автоагрегат», ворошиловградский автосборочный. Бок о бок с этими автомобилями стояли хорошо всем известные ЗИЛ—130, МАЗ—500А, КрАЗ—255Л, «Урал—375», нестареющий ГАЗ—51А и многие другие машины, много лет находящиеся на производстве и снискавшие признательность водителей. Все мы хорошо знаем, какими бурными темпами развивается наша автомобильная промышленность. Вышел впрошлом году на проектную мощность2230 «жигулей» в сутки — Волжский автомобильный завод. Продолжается сооружение автомобильного гиганта на Каме, введена в строй часть цехов нового завода микроавтобусов в Елгаве, начал работать современный сборочный корпус ЗИЛа... Наверное, можно было бы без конца перечислять все эти достижения, каждое из которых заслуживает подробного, обстоятельного рассказа, каждое из которых — веха в истории развития отрасли. Помножьте цифры, характеризующие богатый ассортимент — три с половиной сотни моделей и модификаций машин, — на десятки, сотни тысяч единиц, характеризующих производительность станков, автоматизированных линий, конвейеров, — и мы получим те два миллиона, к которым наше автомобилестроение вплотную подошло в 1974 году. В «автомобильных формах» перед нами предстал напряженный творческий труд заводских коллективов, движимый социалистическим соревнованием. Сегодняшние достижения автомобилестроителей были особенно наглядны на историческом фоне, который составили модели-ветераны, начиная от прародителя всех машин с маркой «Сделано в СССР» грузовика АМО—Ф15 1924 года. Неподалеку от него можно было видеть легковые НАМИ—1 (1928 г.), ГАЗ—А (1932 г.), ГАЗ—М1 (1936 г.), ЗИС—101 (1936 г.), КИМ—10 (1941 г.), ГАЗ—67Б (1943 г.), грузовые ГАЗ—АА (1932 г.) и ЗИС—5 (1933 г.). Они и сами по себе вызывали уважение, эти машины, сделанные в то время, когда наша экономика только начинала свой трудный и славный путь к нынешним рубежам. И тем убедительнее предстал перед нами сегодняшний день советского автомобилестроения. Г. КОНСТАНТИНОВ