«Тайрелл-007»; 4. Н. Лауда (Австрия) «Феррарн-312-БЗ»; 5. Р. Петерссон (Швеция), «Джон Плейере Спешел» («Лотос 72Д»); 6. К. Р еитеманн (Аргентина). «МРД Брэбхэм-БТ44». Проведенное в седьмой раз первенство Европы по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 2 выиграл француз П. Дэпелле на машине «Марч-742» с двигателем БМВ.НА КОНГРЕССЕ ФИАПредставители 50 стран участвовали в работе осеннего конгресса Международной автомобильной федерации , проходив шего вПариже . Одним из основных вопросов были выборы нового президента ФИА, т аккак срок полномочий занимавшего этот пост принца А. де Мерота (Бельгия) истек. Свои кандидатуры выставили С. Агвальд (Швеция) и Ф. Каприде Резмини (Италия). Два тура голосования не дали ни одному из них необходимого числа голосов. В сложившейся обстановке было принято предложение советского делегата председателя ФАС СССР Л. А фанасьева продлить срок полномочий прежнего президента еще на один год. Представители нашей федерации — Л. А фанасьев . Л. Хмель и М. З алетаев были избраны в руководящие органы ФИА. а В. М аржецкий — почетным членом спортивной комиссии. В рамках конгресса активно работали все постоянные международные комиссии — с портивная , к артинга , техничес кая . т уристическая , дорожного движения. т аможенная , ф инансоваяи другие. Были утвержденырезультаты чемпионатов мира и Европы, с остоявшихсяв минувшем сезоне, и календарь ФИА на 1975 год. В связис тем, что в предстоящем чемпионате Европы по картингу ожидается дебют советских спортсменов. особый интерес представляют решения. п ринятые этой комиссией. Было обращено внимание на повышение безопасности гонщиков, в ыступающих на микроавтомобилях. В частности, все они должны быть одеты вкожаные костюмы. Любая помощь на стартезапрещена . Сам старт дается с хода, т аккак это считается более безопасным . Шум картинговых двигателей не должен превышать 93 децибел. На всех автомобильныхсоревнованиях , проводимых под эгидой ФИА. за неряшл ивый внешний вид и неопрятную спортивную форму будут начисляться штрафные очки. С единодушным одобрением было встречено предложение советской делегации о проведении конгресса 1980 года в Москве. Личное первенство мира, состоявшееся в г. Эсторнль (Португалия). вызвало очень большой интерес среди спортсменов. Достаточно сказать , что в нем приняло участие 108 картингистов из 18 стран. Чемпионат, к ак известно, проводится на машинах класса 100 смЗ без коробки передач. Титул сильнейшего завоевал в трехдневной борьбе Р. Патрезе (Италия) на машине «Бирель» с мотором «Комет». В тройку призеров вошли также итальянец Э. Чнвер («Бирель» с мотором «Комет») и четырехкратный чемпион мира бельгиец Ф. Гольдштейн («Бирель» с мотором «Парнлла»). Последний из четырех этапов командного чемпионата Европы (на 100-кубовых машинах), который состоялся в итальянском городе Фано. внес окончательную ясность враспределение мест. Победила сборная Италии, на последующих местах — к артингисты ФРГ и Австрии. Всего получили зачет команды 13 стран. За 12-летнюю историю чемпионата пять раз (в 1964, 1965, 1966, 1973 и 1974 гг.) победа доставалась команде Италии, ч етырежды его выигрывала сборная ФРГ (в 1968, 1969. 1970 и 1971 гг.). дважды первыми были картингисты Франции (в 1963 ив 1967 гг.) и в 1972 году сильнейшимиоказались англичане.фонда будет выплачиваться определенное пособие. Одновременно создается врамках ФИМ медицинскаякомиссия , которая будет давать свои рекомендации по соблюдению режима, по диетологии. о рганизации медпомощи на соревнованиях, а также проводить антидопинговый контроль. На чемпионатах мира по мотокроссу в классах 125. 250 и 500 см 3 , а такжевчемпионате Европы по мотокроссу для мотоциклов сколясками установлена шкаластартовыхипризовых сумм для гонщиков. С 1976 года кубатура мотоциклов сколяскамивчемпионате Европы по мотокроссу увеличиваетсяс 750 до 1000 смЗ. Повышение уровня международных соревнованийи их количественный рост настоятельно требуют более высокой квалификации лиц. ответственн ых за их организацию . Теперь они должны иметь соответствующую лицензию. в ыдаваемую ФИМ. В связис возросшими техническими возможностями мотоциклов серьезное внимание на конгрессе было уделено максимальному обеспечению безопасности на трассах, и в частности во время шоссейно кольцевых гонок.МОТОГОНКИЧемпионат мира 1974 года проводился в 12 этапов на трассах Франции. ФРГ. Австрии. Италии, Англии, Голландии, Бельгии, Швеции. Финляндии. ЧССР. СФРЮ, Испании. Х арактерными для ми нувшего первенства явились две особен ностя, которые носили сенсационный характер. Первая — бойкот трассы «Нюрбургринг» в ФРГ большинством участников . которые признали ее крайне опасной. В итоге никто из ведущих не стартовал на этом этапе. Вторая — переход многократного чемпиона мира итальянца Д. Агостини из фирмы «МВ-Агуста» в «Ямаху». Этот шаг известного гонщика вызвал разные толки. Дуэль между кумиромитальянскихболельщиковитеперешним гонщиком № 1 в команде «МВ-Агуста» Ф. Рийдом была в центре внимания на каждом этапе. Итог: в классе 500 смЗ Рийд стал чем пионом, а Агостини донольствовался лишьчетвертым местом. Р езультаты чемпионата: 50 смЗ: 1. х. вап Кессель (Голландия): 2. Г. Р иттенбергер (ФРГ); 3. Я. ван Зееброк (Голландия). все — «Крайдлер». 125 см-З; 1. К. Андерссон (Швеция), «Ямаха»; 2. Б. Кнейбюлер (Швейцария). «Ямаха»; 3. А. Ньето (Испания). «Дерби». 250 смЗ: 1. В. Вилла (Италия). «ХарлейДавидсон»; 2. Д. Браун (ФРГ). «Ямаха»; 3. П. Пон (Франция). «Ямаха». 350 смЗ: 1. Д. Агостини (Италия). «Ямаха»; 2. Д. Браун (ФРГ). «Ямаха»; 3. М. Ружеи (Франция). «Харлей Давндсон». § 00 смЗ; 1. ф . Рийд (Англия). «МВ-Агуста»; 2. Д. Бонера (Италия). «МВ-Агуста»; 3. Т. Лянсивуори (Финляндия). «Ямаха». 500 смЗ сколяской : 1. К. Эндерс и Р. Энгельгерд (ФРГ). «ЕМВ-Буш»; 2. В. Шверцель и Г. Кляйс (ФРГ). «КРниг»: 3. 3. Шауцу и В. Калауш (ФРГ). БМВ.В последние годы картинг получает широкоераспространениев Англии. Так. в 1974 году здесь зарегистрировано около четырехтысяч картингистов, причем 1700 впервыев прошлом году начали зан иматься этим видом спорта. Наибольший приток наблюдался в категории юниоров (до 16 лет) — 300 новичков за год. Самым распространенным классом машин является 100 смЗ без коробки передач. Число его приверженцев состаоляет 42 процента. На втором месте — национальный класс 210 смЗ с коробкой передач; на его долю приходится около 30 процентов всех картингистов.Последний, п ятнадцатый этап чемпионата мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинахформулы1 состоялся на трассе «Уоткинс Глен» в США. Победу в нем одержал аргентинец К. Р еитеманн . Последующие места заняли К. Паче (Аргентина). Д. Хант (Англия). Э. Фиттипальди (Бразилия), Ж. Жаррье (Франция). П. Дэпелле (Франция). Перед гонкой в США примерно равныешансы на победу в чемпионате имели три гонщика: б разилец Э. Фиттипальди, ш вейцарец К. Р егаццонии И. Шехтер из ЮАР. н абравшие соответственно 52. 49 и 45 очков. Р егаццони стартовал неудачно, а к середине гонки из-за дефекта автомобиля вообще выбыл из борьбы. Долгое времяшедший на третьем месте Шехтер мог стать чемпионом, но только при условии, если выиграет гонку, что оценивается9 очками. Его попытки догнать бессменного лидера этапа Рейт еманна . о казались , однако, безуспешными, а на последней четверти дистанции у Шехтера вышла из строя машина . Таким образом, т ретьему претенденту, Фиттипальди. можно было в этом случае и не приходить кфинишу — почетный титул доставался ему сам собой, поскольку бразилец уже перед стартом располагал перевесом в очках. Окончательное распределение мест в чемпионате таково: 1. Э. Фиттипальди (Бразилия). «Марлборо-тексако Мак-Ларен-М23»: 2. К. Р егаццони (Швейцария), «Феррари-312-БЗ»; 3. И. Шехтер (ЮАР). 36НА КОНГРЕССЕ ФИМОчередной конгресс Международной мотоциклетной федерации состоялся в Сан-Марино на Апеннинском полуострове. На заседании Генерального Совета принятыв члены ФИМ федерации Авс тралиии Эквадора, а такжеизбраны новые членыв Центральное бюро и комиссии. Президентом ФИМ на очередной срок вновь избран Николас Родил дель Балле (Испания). вице-президентом — Ж. Л езюер (Франция). На заседаниях комиссий и других органов ФИМ обсуждались вопросы дальнейшего развития мотоциклетного спорта и туризма, т ехнические проблемы, а также утвержден календарь чемпионатов имеждународныхсоревнований на 1975 год. По традиции награды чемпионам ипризерам по различным видам мотоциклетного спорта вручаются на конгрессе. Представителям мотоциклетной Федерации нашейстраны вручили золотую мед аль чемпиона мира по мотокроссу в классе 250 смЗ. з авоеванную ленинградцем Г. Моисеевым, а такжесеребрянуюи бронзовую медали в личном чемпионате мира по мотогонкам на льду, бронзовые медали, к оторых удостоен наш квартет за третье место на «Мотокроссе наций». Конгресс принялрешение учредить Фонд помощи гонщикам , и меющим международную лицензию . В случае получения кем-либо из них травмы из этогоМОТОКРОССВ острой борьбе прошел в 1974 году розыгрыш Кубка ФИМ на машинах класса 125 смЗ. Он включал 15 этапов, причем к участию допускались спортсмены не старше 25 лет. Победу одержал бельгиец А. Мальэрб на машине «Цюндппп». Вторым был гонщик из ФРГ Ф. Шнайдер («Цюндапп»), третьим — бельгиец Ж. де Роовер («Хускварна»). В нынешнем году эти соревнования получат титул чемпионата мира, в отдельных этапах которого запланировано участие и советских кроссменов.Соревнования 1974 года на кубок ФИМ на машинах класса 750 см3с коляской закончились победой швейцарского экипажа Р. Грогг — А. Грабср. Он выступал на машине «Нортон» с коляской оУосп». Этот мотоцикл в серийном варианте располагает мощностью 58 л. с , а в кроссовом — выше 65 л. с. Интереснейшими его особенностями являются дисковые тормоза и отлитое из магниевого сплава переднее колесо.