ВЕДЕТСЯ СЛЕДСТВИЕПроцессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям*Обвиняемый Как уже говорилось в первой части статьи, подозреваемым участник уголовного процесса может оставаться не болев 10 дней. Если следователь за этот период соберет достаточно доказательств, он выносит постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого (в противном случае выносится постановление об отмене меры пресечения). В этом постановлении должны быть обязательно указаны время, место и обстоятельства дорожного происшествия, названы противозаконные действия водителя со ссылкой на соответствующие пункты Правил дорожного движения, объявлено, по какой статье уголовного кодекса он обвиняется. Одним из обязательных условий, обеспечивающих обвиняемому право на защиту, является требование Закона об ознакомлении его с этим постановлением, разъяснении сущности обвинения и прав обвиняемого, после чего следователь обязан допросить обвиняемого. При этом задается вопрос, признает ли водитель себя виновным в предъявленном обвинении, а если не признает, то в чем конкретно и почему. Затем ему предоставляется право дать свои объяснения по выдвинутому против него обвинению. Зная, что конкретно вменяется ему в вину, водитель имеет лучшую возможность защищаться, выдвигать до ­ воды, опровергающие обвинение. Обвинение предъявлено, однако это еще не означает, что обвиняемый уже виновен. По Закону только суд после судебного разбирательства может признать его виновным. Поэтому Закон не только предоставляет право защиты, но и гарантирует его (статья 111 Конституции СССР). Наряду с уже перечисленными ранее правами подозреваемого Закон предоставляет обвиняемому еще ряд важных процессуальных прав. Он, например, может опровергать выдвинутые против него обвинения полностью или частично, уточнять их, ставить вопрос о смягчении своей ответственности за совершенное преступление, представлять доказательства, оправдывающие его или смягчающие ответственность, ходатайствовать об истребовании таких доказательств и приобщении их к делу, участвовать в исследовании доказательств, Конкретный характер этих ходатайств зависит от обстоятельств дела. Если, например, водителю вменяется в вину нарушение Правил движения, повлекшее существенный материальный ущерб, он может заявить ходатайство о точном его исчислении.Вот пример. Ознакомившись с постановлением о предъявлении обвинения по части первой статьи 211 УК РСФСР, водитель Анисимов не удовлетворился расчетными данными автохозяйства о размере ущерба. Он заявил ходатайство о проведении экспертизы. Эксперт проверил расчеты и установил, что работниками автохозяйства не был должным образом учтен износ поврежденного автомобиля. Размер ущерба оказался меньше и уже не был существенным. Уголовное дело было прекращено за отсутствием в действиях Анисимова состава преступления, а поскольку он всетаки допустил нарушение Правил движения, то его привлекли к административной ответственности. В случае необходимости обвиняемый вправе требовать проведения допроса свидетелей, приобщения к делу соответствующих документов, если они могут оправдывать его или смягчать вину. Например, по делу одорожном происшествии, случившемся из-за неисправности автомобиля, было установлено, что об этой неисправности знали механик гаража и начальник автотранспортного предприятия. Несмотря на отказ водителя Коновалова выехать в рейс, его заставили это сделать под угрозой увольнения. На следствии Коновалов заявил ходатайство о допросе свидетелей, могущих подтвердить этот факт, а также об истребовании докладной записки, поданной им по этому поводу руководителю предприятия до выезда машины из гаража. Ходатайство было удовлетворено, и это повлияло на исход дела. Другой пример. Груженный зерном ЗИЛ—130 свернул с полевой дороги на шоссе и стал набирать скорость. Вдруг автомобиль повело вправо. Водитель Храмов пытался действовать рулем, но руль не поддавался. Машина выехала на правую о.бочину и сбила шедшую по ней женщину. Остановиться удалось лишь в кювете. Вскоре на место происшествия прибыли врачи, сотрудники ГАИ и следователь. После осмотра места на-• Окончание. Начало — см. «За рулем», 1975. № 2.НАВЕНГРИЯ. Государственный план развит ия автомобильного транспорта предус матривает увеличить число легковых автомобилей до полутора миллионов к 1985 году и до трех — к 1990 году. В связис этим разрабатывается план мод ернизации дорожной сети. Самые больш ие средства будут вложеныв строительство 700-километровой магистрали от Сегеда до Хедьешалома. КУБА. Общественность страны усиливает борьбу с дорожно-транспортными прои сшествиями . Ведется широкая пропаганда правил уличного движения по радио, телевидению ив печати. Р егулярно проводятся национальные недели безопасности движения . В последнее время усилен контрользатехническим состоянием автомобилей. Б ыстрыми темпами сооружаютсятранскубинская магистраль, к отораяпротянетсячерез весь остров — от города Пинар-дель-Рио до Сантьягоде-Куба, а также восьмиполосная кольцев ая дорога вокруг Гаваны. ЧССР. Исторический центр древней Праги становится все менее доступным для городского транспорта . Уже сейчас 39 улиц старого города полностью закрытыдля автомобилей, к весне местные власти намереваютсязакрыть для транспорт аещенесколько улиц в центре. В перспективе пражанесобираютсяпревратить средневековый центр своего города в район-заповедник, в которыйвъезд всех видов автотранспорта будет запрещен . 26ДОРОГАХИТАЛИЯ. Неподалеку от Милана создан экспериментальный участок шоссе с белой поверхностью. Это дорогостоящеепокрытие имеет целый рядпреимуществ перед обычным асфальтовым . Белое шоссе менее утомляет водителя, на нем лучше видны обозначения (цветные) и случайныепрепятствия , а ночью для его освещениятребуетсяменьше ламп. ИТАЛИЯ. Исследования причин дорожных происшествийвстране дали такую статистику: 46—48 процентов аварий выз ваноошибками водителей. 2 8 — 4 8 — деф ектами дорог и только 4 — 7 процентов — т ехническиминеполадками машин. ЛИВАН. В последнее время столица стран ы Бейрут испытывает трудности в связи срезкимувеличением числа автомобилей и слабой пропускной способностью транспортныхартерий . Выросло число дорожныхпроисшествий , ж ертвами кот орыхчаще всего становятся пешеходы. С целью ослабить поток автомобилей в городе строят новые дороги, транспортн ыеразвязки , р асширяютузкие улицы. США. Здесь появилисьв продаже велосипедные шины , с ветящиесяв темноте. Днем они ничем не отличаются от обычн ых . зато ночью частички стекла. в крапленныев протектор, о тражают даж еслабый свет, и движущееся колесо кажетсясветящимся . Велосипеды с так имишинами видны ночью на большом расстоянии.АНГЛИЯ. И спытатель Армии Век сконстр уировал специальное кресло для водителей. с нижающее утомление при многочасовом вождении автомобиля. В кресле имеется даже устройство для массажа спины, включаемое в случае надобности. АНГЛИЯ. Группа ученых наблюдала за тем, «что больше всего выводит из себя английского водителя». Специальные приборы фиксировали во время езды нервное состояние человека за рулем. Результаты исследований оказались весьманеожиданными : больше всего англ ийских водителей раздражают поиски свободного места для машины на автостоянках. ГАНА. На улицахи дорогах введено правостороннее движение . В этой связиснаселением проведена большаяразъяс ­ н ительная работа. По городам было расклеено множество плакатов, п ризываю ­ щ их водителей быть особенно внимательными иосторожными . ИРАН. Ежедневно автомобильный паркстолицыстраны Тегерана увеличивается на 100 машин . Если в 1970 году в городе насчитывалось 386 тысяччастных автомобилей, то в прошлом году их число перевалило за 500 тысяч . Это привело к резкому обострению транспортных проблем столицы, а такжек загрязнению воздуха. Планово-бюджетная комиссия Ирана одобрила проект создания метрополитена в Тегеране.