Служба сервисаОперация «Автотурист»У туриста на колесах, который с семьей отправился в путешествие, все рассчитано до дня, до часа. Он хочет побывать в примечательных местах, увидеть памятники нашей славы, вдохнуть полной грудью чудесный воздух наших лесов и полей. И каждую неисправность, неурядицу, нарушающие запланированное путешествие, он воспринимает болезненно. Все это мне знакомо и понятно. Но неудачи в пути вовсе не заслонили того нового и по-настоящему передового в службе автосервиса, что встретилось на протяжении длинного маршрута. Скажем, в Литве. Здесь вводятся нормативы времени на те или иные работы. Вы сдаете машину. «В 17.00 будет готова», — говорит приемщик. В 17.00 вы покидаете станцию на исправной машине. Или система техпомощи на дорогах и даже на дому, как это было в Паланге, где я провел несколько дней. Оснащенная всем необходимым техничка прибывает по вызову, и здесь же (если это позволяет характер неисправности) устраняется дефект. Тут, наверно, к месту повторить известную истину: сервис — выгоден. В Паланге с введением «помощи на дому» план, который раньше всегда висел на волоске, стал постоянно и прочно перевыполняться. А в Эстонии мне вручили рекламный буклет для автотуристов, выпущенный к сезону 1974 года. В нем — сведения о всех СТО и кемпингах, их адреса и телефоны, даже реклама продуктов дорожного питания. Хорошие фотографии дают представление о том, как ведутся работы, какое оборудование имеется на станциях. Жаль только, что текст не дублируется по-русски — ведь в Эстонию едут десятки тысяч автотуристов из всех республик. НОЧЛЕГ К этой стороне туристской жизни у меня особая чувствительность. И думаю, здесь я не оригинален. Бывает, сетуешь на то, что вдоль туристских трасс мало кафе, столовых, магазинов, а те, что есть, не радуют ассортиментом пищи и Окончание. Начало — см. «За рулем», 1975, № 2.38качеством приготовления. Огорчаешься, что объекты туризма — музеи, выставки и т. п. «отдыхают» а разные дни и трудно заранее спланиоовать путешествие. Но все это мелочи по сравнению с ночлегом. Отдохнуть после длительной езды за рулем, выспаться как следует я должен во что бы то ни стало. Это необходимое условие для безопасного движения. В этой поездке проблема сна интересовала меня не только в личном плане. Я знал, что после выступления жур ­ нала «За рулем» (1974, № 1) Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС издал постановление о мерах по обслуживанию авто- и мототуристов. Был у меня список туристских хозяйств, которым вменено в обязанность принимать путешествующих на автомобилях и мотоциклах. По визуальным наблюдениям названное постановление выполняется. Во всех означенных в списке кемпингах и турбазах на пути следования я встречал ночующих «диких» гвто- и мототуристов. Больше того, создавалось впечатление, что кое-где контрольные цифры по предоставлению мест в собственных палатках даже превышены. И все же, признаюсь, не раз недобрым словом я поминал своих коллег по редакции, которые, желая как можно больше узнать о жизни автотуристов, заставили меня более двадцати ночей провести в машине. А какой отдых на «ребрах» опущенных сидений «Москвича—403», многие читатели знают. Нигде на всем маршруте через Новгород, Псков, Тарту, Таллин, Ригу, Калининград, Вильнюс, Минск, Смоленск я не мог получить стационарное спальное место. Только в двух случаях — в Тракае и Смоленске предложили палатку, да и то в Тракае без одеяла. В чем же дело? А в том, что контрольные цифры для туристского времени «пик» крайне незначительны. Чтобы получить место, надо приезжать задолго до наступления сумерек. Лучше других к потоку автомобилистов подготовились в Паланге, куда в отдельные дни прибывало 200—300 автомобилей. Здесь можно было взять за 50 копеек палатку на четырех человек, за 40 копеек — на двоих и за 20 копеек — спальный мешок. Правда, до настоящего сервиса тут ох как далеко, но хотя бы выспаться по-человечески можно. Если же говорить об организации ночлега автотуристов в целом, то можно увидеть в этом деле лишь начало, лишь самые первые шаги. Предстоит сделать очень и очень многое, чтобы тысячи путешественников после долгой поездки в автомобиле смогли без нервотрепки и траты драгоценного времени получить возможность по-настоящему отдохнуть. Отрадно, что зг последнее время оборудованием кемпингов занялись наряду с советами по туризму и другие организации — службы быта, общества авто- и мотолюбителей. К сожалению, иногда эта забота носит чисто коммерческий характер. Зная, что автотуристу деваться некуда, деньги за ночлег с него берут, а вот удобств, самых минимальных, не предоставляют. И тут я еще раз должен назвать Тракай, литовский город с уникальными архитектурными памятниками. Тот, кто бывал здесь в прежние годы, помнит чудесный кемпинг. Теперь его на прежнем месте нет — он переселился за восемь километров от городской черты.Первый же мотоциклист, к которому я обратился с вопросом, не знает ли он, как проехать в кемпинг, оказался человеком сведущим и указал дорогу. Вот и новый кемпинг. Его хозяин — городской комбинат бытового обслуживания. Плачу за стоянку, «за человека». Хуже места вокруг не найти. У самой дороги, в пыли. Когда начинается дождь, пыль быстро превращается в грязь, из которой не так-то просто выбраться на машине. Вместо кухни — одна газовая туристская дорожная плитка, из тех, что берут с собой, когда отправляются в путешествие. Здесь же бреются мужчины — другого места нет. Питьевую воду привозят из города. К середине дня ее уже не остается ни капли. За несколько дней, проведенных мною здесь, плата «за человека» возросла вдвое — с 15 до 30 копеек — столько берут в кемпингах Орла, Смоленска, Новгорода, Одессы, Харькова. Но там за эту сумму предоставляют необходимые услуги, а в «Тракае» их нет ив помине. Уезжая из неуютного тракайского кемпинга, я увидел лагерь — пять палаток и шесть машин. По номерам автомобилей было ясно — все они из разных мест. Объединились здесь по одной причине — «Тракай» отпугнул их своей неблагоустроенностью. Они так и ответили мне, почему остановились здесь, а не в кемпинге: — Бросать деньги на ветер не собираемся. Воздух здесь чище, без пыли. А удобств нет ни тут, ни там.¥ ¥ *Операция «Автотурист» выявила много недостатков. И все жея назвал бы репортаж оптимистическим. Потому что непредубежденный человек, которому приходилось путешествовать хотя бы года три назад и сегодня, наверняка видит многие перемены ив состоянии дорог ив техническом обслуживании, видит леса новостроек будущих центров и станций автообслуживания, кемпингов, мотелей. И в этой, и особенно в будущей пятилетке на основных магистралях страны, в местах массового отдыха автомототуристов возникнут десятки, сотни предприятий автотуристского сервиса. Но, думая о дне завтрашнем, не будем забывать о том, что можно и нужно делать сегодня. Миллионы советских тружеников — рабочих, строителей, колхозников, учителей, врачей, инженеров, ученых, — отправляясь в отпуск на своих автомобилях и мотоциклах, вправе рассчитывать на внимание к себе тех, кто обязан его проявлять. Близится лето 1975 года — года 30-летия победы советского народа над фашистской Германией. В отпускные поездки двинется армия авто- и мототуристов. Их путь пройдет по дорогам нашей боевой и трудовой славы, к монументам нашей Победы. В нынешнем году путешествующих на колесах будет куда больше, чем в предыдущем. Это закономерно, ибо число семей, приобретающих автомобили и мотоциклы, неудерж имо растет. Их отпуск, их настроение во многом зависят от вас, товарищи дорожники, работники автосервиса, торговли, службы быта, от вас, работники кемпингов, пансионатов, мотелей. Вы по вашему служебному долгу занимаетесь обслуживанием тех, кто за рулем. Так не будем забывать, что обслуживать — это прежде всего заботиться. м . ЛЬВОВ, спецкор «За рулем»