32
33
°«оГс^Каждый день приближает нас к завершающим этапам VI летней Спартакиады народов СССР — республиканским и всесоюзным финальным стартам. Подготовке к этим важнейшим событиям года подчинена жизнь всех спортивных коллективов страны. Укрепляется материально-техническая база, комплектуются сборные команды, проверяется готовность спортивных арен. И конечно, всюду изыскиваются новые формы пропаганды физической культуры, привлечения к спорту самых широких слоев населения. Ведь не случайно девиз Спартакиады — «Готов к труду и обороне СССР» предусматривает организацию массовых соревнований, в том числе и по военно-техническим видам спорта, входящих во Всесоюзный комплекс ГТО. Главная особенность нынешней Спартакиады в том, что она имеет комплексную программу. В системе определения победителей среди союзных республик, городов Москвы и Ленинграда будут учитываться показатели, достигнутые наряду с так называемыми олимпийскими ив военно-технических видах спорта. И не последнюю роль здесь сыграют результаты мотоциклетных баталий. Это спорт давних традиций: ведь еще в первой рабочей Спартакиаде 1928 года были соревнования по мотокроссу и линейным гонкам. Это спорт, пустивший ныне крепкие корни во всех союзных республиках. Конечно, широкое развитие мотоспорта немыслимо без крепкой материальнотехнической базы. Ежегодно автомотоклубы и секции получают около 5000 спортивных отечественных машин и почти 1500 зарубежных (главным образом из ЧССР и ГДР). Дорогостоящая техника предоставляется спортсменам бесплатно, большие средства отпускаются для строительства новых стадионов, треков и трасс. В этом убедительное проявление заботы партии и правительства о внедрении физической культуры и спорта в жизнь советских людей. Словом, у нас многое сделано для то32KOHtVVго, чтобы мотоциклетные соревнования были по-настоящему массовыми, охватили самые широкие слои молодежи, тянущейся к технике, к миру высоких скоростей. И спартакиадные старты со всей очевидностью демонстрируют успехи мотоспорта в этом направлении. Уже 1974-й, первый спартакиадный год дал следующие показатели: более 40 тысяч соревнований и около 612 тысяч участников. Спортсменами-разрядниками в минувшем сезоне стало более 78 000 человек. Эти цифры, понятно, нельзя разделить поровну на все виды культивируемых у нас мотоциклетных дисциплин — значительную часть их дали «фигурка» и другие простейшие соревнования. Но тем не менее количественный рост мотоспорта налицо. А это значит, что по одному из важнейших показателей — массовости он на верном пути. Можно, конечно, сетовать на то, что еще не все желающие могут выйти на старт соревнований. Но такова уж специфика этого спорта: на каждого занимающегося им в клубе должен быть мотоцикл. Исключение составляют «фигурка» и комплексное многоборье на личных машинах. Это огромный, еще не использованный резерв для повышения массовости стартов. И отрадно, что комплексное многоборье завоевывает популярность среди молодежи. Гораздо более остро стоит в мотоспорте вопрос о качественной стороне дела. Только за последние годы у нас подготовлены тысячи мастеров спорта, лучшие из которых входят в сборные команды страны. Казалось, есть все основания для высоких результатов в ответственных международных встречах. И вот тут-то наблюдается парадокс. Десять лет назад, когда мотогонки по гаревой дорожке делали у нас первые шаги и не было столько занимающихся спидвеем и клубных команд, советские спортсмены дважды выигрывали серебряные медали в личном чемпионате мира. Теперь же им не удается подняться выше пятого места, прошлыйсезон был и того неудачнее — лишь десятая строка в итоговой таблице. За первые пять лет выступлений в личном первенстве мира по мотокроссу (250 см 3 ) наши гонщики, не имея опыта борьбы в столь ответственных соревнованиях, сумели завоевать две бронзовые и одну золотую медали. А потом им понадобилось целых девять сезонов, чтобы вновь подняться на высшую ступень пьедестала почета. Резко сдали свои позиции и мотомногоборцы, которые раньше имели в активе хорошие достижения. Лишь «ледовики» радуют по-прежнему. Мы привыкли как к аксиоме: массовость в любом виде спорта — основа мастерства, фундамент качественных показателей, о которых мы ведем речь. Почему же в мотоциклетных соревнованиях (а точнее, в тех результатах, которые достигнуты в последнее время на международной арене) нарушился темп роста высшего мастерства? Чем объяснить, что резко сдали свои позиции наши «гаревики», мотомногоборцы, многие кроссмены? Ведь кроме очень приятной и долгожданной для всех победы Геннадия Моисеева в чемпионате мира по кроссу, третьего места советской команды в розыгрыше «Трофея наций» (250 см 3 ), «серебра» и «бронзы» в личном первенстве мира по гонкам на льду наши мастера в минувшем сезоне ничего не достигли. Причин несколько. Сначала обратимся к той, которая во многом объяснит положение дел в мотокроссе, шоссейнокольцевых гонках, многоборье. Известно, что для совершенствования мастерства нужна совершенная техника. Между тем поступающие в наши клубы и секции спортивные мотоциклы в большинстве своем низкого качества. По надежности, тягово-динамическим показателям они значительно уступают лучшим зарубежным образцам. Этот вопрос не нов. Руководящие органы неоднократно принимали решения, обязывающие различные организации в кратчайшие сроки создать современные, конкурентоспособные спор- Большой популярностью у жителей Приморья пользуются соревнования мо| тоцнклистов. Ежегодно сильнейшие гонщики Владивостока, Уссурийска, Михайловска, Находки и Южно-Сахалинска оспаривают на кроссовой трассе приз памяти чемпиона СССР Рудольфа Богданова. На снимке Г. Ильина запечатлен момент этих соревнований. тивные мотоциклы. Однако эти важные решения практически не выполняются. Наши спортсмены, члены сборных команд вынуждены выступать в международных соревнованиях на зарубежной технике. Только в мотоболе и кроссе на мотоциклах с коляской используются ковровские и ирбитские машины. Да, мастеров спорта у нас много, но в массе уровень их профессиональной подготовки не соответствует высоким требованиям, предъявляемым к этому званию. Ведь они выполнили нормативы на такой технике, которая не позволяет полностью раскрыть возможности, даж е по-настоящему выявить сильные и слабые стороны собственной подготовки. Недостатки, как правило, обнаруживашина попадала в надежные руки, использовалась по назначению, помогала выявлению нового спортивного таланта. В этом отношении еще предстоит многое сделать. Похоже, что кое у кого (и даже у членов сборных команд) появляется пренебрежительное отношение к дорогостоящей технике. Распределяя мотоциклы, ЦК ДОСААФ СССР стремится учитывать географию развития спорта, имеющиеся в тех или иных городах спортивные сооружения, другие условия. Следить же за судьбой каждой машины — дело местных комитетов и клубов, тренеров и механиков сборных команд. Возьмем, к примеру, кроссовый 43 . Спрос на него огромен. Даже в коллективах, где есть мастера высшего класса, этих мотоциклов порой не хватает. Тем не менее они поступают почти во все комитеты — это требуют интересы развития спорта в целом в стране. Однако имеются факты, говорящие о том, что на местах часто с необыкновенной щедростью дают 43 спортсменам-новичкам, недавно созданным секциям. В итогеО. Ольссена, других, кто никогда не занимался ничем иным, кроме спидвея. Что ж, может это и так. Но не надо забывать, что тот же Маугер в течение года участвует примерно в 150 соревнованиях, наши же мастера — в 15—20, не более. Большие перерывы между стартами приводят к растренированности, к снижению общей подготовки. Вопрос этот очень серьезный. Если у спортсмена нет достаточной общефизической подготовки, то бесполезно ждать от него хорошего настроя на борьбу, проявления воли, настойчивости — того, без чего немыслим высокий результат, вообще постоянный рост мастерства. Конечно, не все беды вытекают из низкой физической подготовки. С сожалением приходится констатировать одну, характерную для многих членов сборных команд черту. Появился перспективный гонщик, из года в год растут его результаты, и вот наконец включили его в главную команду страны. И тут происходит метаморфоза — он перестает прогрессировать.ются в первом же соревновании с сильнейшими зарубежными гонщиками. Советским спортсменам, всем любителям мотрциклетных соревнований небезразлично, какими машинами — отечественными или импортными — представлен наш мотоспорт на международной арене. Цена побед была бы значительно выше, если бы чемпионские титулы завоевывались на «ковровцах», ИЖах, других отечественных мотоциклах. Добилась же таких успехов советская автопромышленность! Просто не верится, что наши мотоциклетные заводы не в состоянии создать несколько «фирменных» машин, которые не уступали бы лучшим зарубежным образцам. Нельзя сказать, что на отдельных заводах (имеются в виду прежде всего ковровский, ижевский, рижский) такие работы не ведутся. Но делается это крайне медленными темпами. Изредка на трассах всесоюзных соревнований появляется несколько уникальных кроссовых мотоциклов. Попробуют их, выявят очередные недоделки — и снова увозят до следующей проверки. Так каждый год откладывается намечавшееся было выступление советских спортсменов на отечественных машинах в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам (50 см 3 ) и кроссу (250 и 500 см 3 ). Заинтересованность в быстрейшем создании уникальных мотоциклов имеет и другую сторону. Ведь все новинки, примененные на них, в скором времени обязательно появятся на серийных спортивных. Речь идет, таким образом, о повышении качества основной массы спортивной техники, поступающей в клубы и секции, о создании необходимых условий для роста мастерства большой группы гонщиков. Выше приводилось количество мотоциклов, которые ежегодно получают спортивные организации. Надо сказать, что потребность в них до сих пор удовлетворяется едва ли наполовину. И важно в этой связи, чтобы каждая мавсего лишь одна тренировка превращает машину в груду металла. Или другой пример. С 1970 года действует в Омске мотодром. Пока он занят лишь мотоболистами. И вот в адрес обкома ДОСААФ была отправлена партия трековых мотоциклов ЯВА для создания в этом городе команды по спидвею. А вскоре их обнаружили в одном из колхозов области, где трека никогда не было. Вот плоды бесхозяйственного отношения к технике. Серьезные претензии в этом отношении можно предъявить ик некоторым нашим ведущим гонщикам. Многие, особенно «гаревики», не привыкли работать с мотоциклом, считая заводской вариант вполне приемлемым для соревнований. Плохо выступил — извольте дать другую машину, может, она окажется лучше, мощнее. Даже элементарной отладкой двигателя не занимаются. Здесь, наверное, и надо искать причину многочисленных заклиниваний двигателя, которые случались у наших «гаревиков» во время международных соревновании. Уж коль речь зашла о спидвее, отметим еще одну характерную деталь. Замечено уже, что наши гонщики постоянно проигрывают старт. Но даже в тех случаях, когда начало заезда складывается удачно, они теряют преимущество на четвертом круге. Объяснение может быть только одно — низкая общефизическая подготовка. И действительно, часто после очередного заезда спортсмены жалуются на головокружение, на то, что устали руки. И ведь практически никто не работает над повышением общефизической подготовки. Более того, ряд тренеров считает, что в перерывах между соревнованиями, в межсезонье «гаревику» вообще вредно заниматься легкой атлетикой, лыжами, игровыми видами спорта. Общефизическая подготовка, мол, должна приобретаться только в «боевой» обстановке — в процессе езды на мотоцикле. И, чтобы подкрепить свои доводы, ставят в пример чемпионов мира И. Маугера,Кажется, что сам факт пребывания в сборной и есть та цель, к которой этот гонщик стремился. Исчезает у него спортивное самолюбие, стремление завтра быть сильнее, чем сегодня. Любителям мотокросса известно имя мастера спорта международного класса Павла Рулева. Создавая его, природа словно выполняла спецзаказ Федерации мотоспорта. Никто не наделен таким огромным талантом, как этот гонщик, техника езды у него совершенна. Но похоже, что Рулев не очень-то горит желанием быть первым среди сильнейших. Наивно было бы считать, что из каждого члена сборной команды должен обязательно вырасти чемпион мира. Но кому много дано, с того много и спрашивается. Главное — нужно быть всегда бойцом, достойным представителем нашего спорта, страны. Проблемы повышения мастерства мотоциклистов этим не исчерпываются. Можно говорить о дефиците квалифицированных тренерских и судейских кадров, о недостаточно высоких требованиях спортивной классификации, о трудностях с обеспечением гонщиков спортивной формой, о низком качестве дорожек ряда треков, о многом другом, что в определенной мере сдерживает качественный рост мотоциклетного спорта, мешает продвигаться ему вперед более высокими темпами. Спартакиады и являются как раз такими событиями, когда не только проверяется достигнутое, но и обращается внимание на все теневые стороны в том или ином виде спорта, на неиспользованные резервы. Что же касается мотоциклетного, то он подтвердил свою жизненную силу, завоевал почетное место в общей спортивной жизни страны. И этот спорт может, должен достичь еще больших высот. Л. ХМЕЛЬ, начальник отдела автомотоспорта ЦК ДОСААФ СССР 33