Спорт и его мастераКартингист о картингеСамые маленькие из спортивных автомобилей — карты, бесспорно, самые представительные в автоспорте, если судить по тому, кто увлекается картингом. Пионеры и школьники, студенты, рабочие, техники, инженеры... Не зря же говорят, что картингу «все возрасты покорны». И пусть внешне этот микроавтомобиль лишен аксессуаров раллистских, гоночных машин, пусть он предельно прост, даже не имеет кузова, при всем этом карт — настоящая спортивная машина. Именно карт и картинг открыли для многих тысяч ребят и взрослых возможность осуществить свою мечту — стать спортсменом-автомобилистом. Картингу в СССР нет еще и пятнадцати лет, а он уже в четвертый раз включается в программу всесоюзных Спартакиад. Это высшее признание его популярности. У нас немало известных спортсменов, специализирующихся в гонках на микроавтомобилях классов 50, 100, 125 и 175 см 3 . Наш корреспондент А. Лубенский встретился с одним из них — мастером спорта Михаилом РЯБЧИКОВЫМ, обладателем медалей всех достоинств, неоднократным чемпионом страны. В беседе участвовал тренер сборной СССР инженер-автомобилист Юрий СТАВРОВСКИИ.Что привлекает вас в картинге? Рябчиков. Многое. Я бы сказал, и простота и вместе с тем сложность. Все зависит от того, с какой меркой подходить. Одно дело начальные соревнования, такие, как «фигурка», и другое — гонки на чемпионате страны. Но ив том ив другом случае имеешь' дело с машиной, и многое, почти все зависит от того, как ты овладел ею. Начал я, как говорят, с азов. В кружок картингистов привел меня школьный товарищ. В это время на картодроме московского городского Дворца пионеров проходили тренировки. Очень понравилось, как ребята, мои сверстники, мчались по трассе, обгоняя друг друга. Появилось желание самому сесть за руль, попробовать свои силы. Когда приняли в секцию картингистов — считал себя самым счастливым человеком, но прежде всего, раньше, чем начать ездить, надо было изучить машину. Занимался с увлечением, меня всегда интересовали техника, моторы. Но, чтобы научиться ездить хорошо, пришлось здорово потрудиться. Не такое уж простое дело — правильная посадка, умение действовать педалями, техника вождения. Спасибо тренерам, они очень помогли. Пользуясь возможностью, хочу назвать и поблагодарить моих первых наставников Скитко и Юдина. Вам довелось выступать на многих соревнованиях. Какие из них больше всего запомнились? Рябчиков. Каждое соревнование посвоему примечательно, но, пожалуй, особенно памятны три, в том числе, конечно, дебют в чемпионате СССР. Так вот, по порядку. В 1968 году завоевал первую золотую3 медаль. Выступал в классе 125 см среди юношей. После победы появилась уверенность, что смогу стать настоящим картингистом. А затем большое удовлетворение принесло мне... восьмое место на первенстве страны в следующем году, уже среди взрослых. Результат, что и говорить, скромный, но выступать довелось впервые с такими известными тогда картингистами, к ак Сафонов, Лыткин, Шаев, входившими в сборную страны. И наконец, ^соревнования минувшего года в Кубке дружбы социалистических стран, где в итоге занял третье место. Честно говоря, оно досталось труднее, чем пять золотых, две серебряных, полученные ранее на всесоюзных чемпионатах, и две спартакиадных бронзовых медали. Шесть этапов следовали с небольшими перерывами, и каждый из них требовал много усилий, большого нервного напряжения. Какому классу картов отдаете предпочтение? Рябчиков. Люблю 125-кубовый с коробкой передач. На этом карте больше возможностей для маневра, успех зависит от двигателя и от умения гонщика. На «сотке» без коробки передач мне соревноваться менее интересно, к тому же часто двигатель подводит. Выступаю на ней потому, что по положению в первенстве страны можно участвовать дополнительно только в этом классе. Внешне кажется, что «сотка» проще картов с коробкой передач, а на самом деле это не так. Я бы сказал, что здесь требуется больше осторожности, да и стиль езды не такой, как на других картах. Ставровский. Миша прав. На «сотке»выступать труднее. Во время гонки спортсмен испытывает большие физические нагрузки. Корпус почти все время в движении. На выходе из поворота гонщик, к ак правило, подпрыгивает, стремясь вызвать пробуксовку колес, чтобы двигатель набрал нужные обороты. Двигатель, мотор, его мощность, динамика играют здесь первостепенную роль. И все же хочу заметить: в 1973 году Михаил сделал дубль — выиграл золото3 в двух классах — 100 и 125 см . Рябчиков. Да, хороший двигатель — это половина успеха. А в остальном все зависит от техники езды. Наверное, любой классный гонщик может привести примеры того, к ак благодаря умению проходить на высокой скорости повороты, правильному выбору момента для обгона удавалось спасти, казалось, безнадежные заезды. Увлекаетесь ли другими видами спорта? Что помогает вам поддерживать спортивную форму? Рябчиков. Зимой участвую в мотокроссах. Тренируюсь два-три раза в неделю и выступаю на городских, областных соревнованиях в составе команды спортивной секции Московского авиационного института. Физическая нагрузка порядочная, сама езда на мотоцикле по зимним трассам помогает совершенствовать навыки, необходимые картингисту. Каковы по-вашему перспективы Выступления сборной страны в Кубке дружбы социалистических стран? Рябчиков. В прошлом году наша команда заняла второе место. Надеемся не только закрепить достигнутый успех, но и выйти наконец в лидеры. А то былые победы советских картингистов в розыгрыше Кубка уже стали забываться. Ставровский. Выиграть почетный приз — задача не из легких. Соперники грозные, с большим спортивным опытом, особенно гонщики из ЧССР и ГДР. Но иу нас сейчас условия подготовки изменились к лучшему. Обеспечение команды стало централизованным. Раньше спортсмены выступали на одних и тех же машинах в чемпионате страны ив Кубке дружбы. Теперь в международных соревнованиях мы стартуем на картах, специально подготовленных ленинградским заводом ДОСААФ. В доводке двигателей нам помогает лаборатория Московского автомобильно-дорожного института. Серьезные изменения претерпела и подготовка команды. Когда-то на сборах львиная доля времени уходила на работу с техникой, и лишь перед стартами проводились ездовые тренировки. Но вот уже два года нам удается равномерно распределять время на то и другое. Тренировки и соревнования проводим не на одной трассе, а на четырехпяти, которые различаются по сложности. Сами соревнования максимально приближаем к международным требованиям. В нынешнем году намерены уделить достаточно внимания не только совершенствованию практических навыков вождения, но и отработке тактики. Что можно позаимствовать у наших зарубежных друзей — гонщиков ЧССР и других? Рябчиков. Культуру подготовки техники, точнее — отношение к ней. Только закончится гонка — они уже возле своих картов. Протирают, осматривают,