СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАСАЛЬНИКИ И ПОДШИПНИКИ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗНередко читатели просят нас опубликовать вжурнале или сообщить в письме, к акие сальники и подшипники применяются на той или иной модели ВАЗ. Для автомобилей «жигули» всех моделей используются одни и те же подш ипникиисальники . Не является исключением и ВАЗ —21011 — модификация первой модели. В апрельском номере журнала за 1972 год был помещен полный перечень подшипников и сальников, применяемых на «жигулях». Если этот журнал не сох ранился , то найти нужные сведения можно вкнигах Л. П. Шувалова «Автомобиль «Жигули» (Издательство ДОСААФ, Москва, 1972) или В. А. Вершигоры, В. И. З ельцера . К. Б. Пяткова «Автомобили ВАЗ» (издательство «Транспорт», Москва, 1973).Неполное сгорание смеси вызываетсяи поздним зажиганием или перебоями в работе свечи (нерегулярное искрообразование). При большом содержании масла в рабочей смеси горение ее тоже нарушается, в результате чего повышается дымность отработавших газов, с одержащих продукты неполного сгоранияи масла и топлива. Понятно, что это произойдет. если при составлении топливной смеси в нее влить масла больше, чем положено. Но масло может попасть всмесь из карт ера — когда неисправно уплотнение (сальник) коленчатого вала. В мотоциклах, с набжаемыхмасляным воздушным фильтром , оно может проникнутьв карбюратор вместе с воздухом, если превысить его уровень вфильтре . Повышенное дымлениевызывают такж е долго хранившиеся бензин и масло. На мотоциклах, к оторые эксплуатируются в городе, когда обороты двигателя редко превышают средние, в системе выпускаскапливаютсяпродукты неполного сгорания топлива. Если на таком мотоцикле выезжают на шоссе и движутся с большой скоростью , система выпуска нагревается сильнее, чем обычно, и эти отложения сгорают, в ыделяя очень много дыма.НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ ПОСЛЕ АВАРИИВодитель А. Петухов из Саратова спрашивает, возмещается ли шоферупрофессионалу ущерб, причиненный увечьем или иным повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия, кто ив каком порядке компенсирует втаких случаях утрату трудоспособности. Отвечает старший юрисконсульт Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы В. И. Гуляев. В соответствии со ст. 90 Основ гражданского законодательства СССР и союзн ых республик, т ранспортные организации и другие владельцы источников повышенной опасности несут материальную ответственность за причинение ущерба здоровью любого лица в любом случае, если не докажут, что ущерб причинен вследствие непреодолимой сил ы или умысла потерпевшего. Таким образом, владельцы источников повышенной опасности отвечают не только за виновное, но и за случайное причинение ущерба. Однако грубая неосторожность потерпевшего может служить основанием как для того, чтобы причиненный ущерб был удовлетворен лишь частично, так и для полного отказа в его возмещении. Р аботающий на государственной или колхозной машинешофер , у правлявший ею в момент причинения вреда, не приз нается ее владельцем и не несет ответственности перед потерпевшим . Однако организация — владелец источника повышенной опасности. возместившая ущерб потерпевшему, вправе взыскатьвыплаченные ею суммы сшофера , виновного в причинении вреда. Ущерб, п ричиненный увечьем либо иным повреждением здоровья шоферу или другому пострадавшему при аварии , определяется вразмереутраченного им заработка, с учетом степени утраты трудоспособности. Если потерпевшему в связи с трудовым увечьем назначена пенсия но инвалидности, то утраченныйзаработок определяется в сумме, не компенсированной фактически выплачиваемой пенсией. Среднемесячный заработок для определения размера возмещения ущерба берется за 12 календарных месяцев, п редшествовавших увечью. При подсчете среднего заработка по желанию потерпевшего исключаются месяцы, в течение которых он фактически не работал или проработал неполное количество дней вследствие болезни, у вольненияив других случаях освобождения от работы без сохранения среднего заработка. п редусмотренныхдействующим законодательством. Эти периоды заменяются другими, непосредственно предшествующ ими месяцами. Если за два последних года перед увечьем потерпевший гтоработалв общей сложности менее 12 месяцев, а такж е во всех случаях, когда он проработал менее года, р азмервозмещения определ яется из среднемесячного заработка за все полные фактически проработанные месяцы. Для этого общая сумма заработка за полные месяцы делится соответственно на число этих месяцев. Ухудшение состоянияздоровья потерпевшего иутрата им трудоспособности из-за Дорожно-транспортного происшествия могут наступить не сразу вслед за аварией , а спустя длительное время после нее. В таком случае заработок для определения возмещенияущерба исчисл яется по выбору потерпевшего либо за 12 месяцев до повреждения здоровья, либо за 12 месяцев до наступления утраты трудоспособности. При исчислении среднемесячного заработка для определения размера ущерба учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме оплаты за сверхурочную работу. за совместительство . и всякого рода выплат единовременного характера. Процентные надбавки и единовременное возн аграждение за выслугу лет, а также премии, которые обусловлены системами оплаты труда на данном предприятии, за исключением единовременного вознаграждения по итогам работы предп риятия за год, учитываются в среднем заработке, из которого определяется возм ещение ущерба. 37ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУАвтолюбитель Е. Немухин из Минской области обнаружил, что указания об установке развала колес на ВАЗ — 2 103 , приведенные в инструкции, противоречат рекомендации, опубликованной в апрельском номере журнала «За рулем» за прошлый год. Причина расхожденияв том. что в части тиража третьего издания (1974 г.) «Инструкции по эксплуатации автомобил я ВАЗ — 2103», прилагаемой кмашинамс номером для запчастей 091001 и далее, д опущена опечатка: на стр. 71 в последней строке вместо слова «больше» следует читать «меньше».ВИНОВАТ ФИЛЬТР«На моем автомобиле «Жигули» после пуска двигателя контрольная лампочка давления масла продолж ает гореть более 30 секунд. Этого не бывает после кратковременной остановки. В чем дело?» — спрашивает К. Семухин из Закарпатья. Отвечает инженер А. Долгов. Это явлениехарактерно для двигателей с неисправным масляным фильтром, точнее — его противодренажным клапаном. После остановки двигателя этот клапан должен закрываться , не давая маслу, н аходящемусявканалах двигателя, стечь в поддон. Таким образом предупреждается масляный голод вращ ающихся деталей в период после пуска двигателя до того момента, когда насос подкачает масло вкартер (на что какрази требуется примерно полминуты). Другим свидетельством неисправности фильтраявляется повышение уровня масла в поддоне после продолжительной остановки двигателя, так, что оно перекрывает верхнюю отметку на щупе. Для устранения неисправности достаточно заменитьфильтр .«МОСКВИЧ» ДЛЯ ИНВАЛИДОВК акие модели автомобилей с ручным управлением, кроме «запорожцев», выпускают наши автозаводы? Этот вопрос интересует В. Захаринского из г. Щ екино тульской области, А. Тацуз из Черелихово Иркутской области, других читателей. Известно, что установка ручного упр авления на автомобили ВАЗ и «Москв ич — 412» запрещена (см. «За рулем». 1973, № 4, стр. 21). Несколько модификаций машин для инвалидов делает зап орожскийавтозавод «Коммунар». Создан автомобиль с ручным управлениеми на автозаводе имени Ленинского комсомола. Это выпускаемый серийно «Москвич» модели «408Б» для инвалидов с деф ектами обеих ног (обе руки должны быть здоровыми). Если у владельца «Москвича — 408Б» повреждена только одна нога, то по его желанию автомобиль может быть бесплатно оборудован нормальными педалями тормозаи аксел ератора — при здоровой правой ноге или педалью сцепления — при здоровой левой. Соответствующие органы ручного управленияв этом случае снимаются. О том, к ак это сделать, р ассказанов инстр укции , п рилагаемойк автомобилю. Специфичные органы управления «Москвича — 408Б» требуют определенн ыхнавыков вождения, х отя их констр укция обеспечивает безопасную езду в любых дорожных ситуациях. Все это подтверждается многолетним опытом производства иэксплуатациимашинс ручным управлением . В то жевремя ведутся работы по дальнейшемуусовершенствованиюи упрощению органов управления. Внедрение их в производство предусмотреновпланах завода. «Москвичи—408В» в ыделяются инвалидам Великой Отечественной войны, труда и детства через органы социального обеспечения.КОГДА МОТОЦИКЛ дымит«Мой мотоцикл ИЖ-ЮЗ сильно дымит, хотя масло с бензином смешано в пропорции 1 : 20. К акие могут быть причины?» — спрашивает К. Сальников из Перми. Возможных причин много. Основные из них можно разделить на две группы. К первой отнесем причины , в ызывающие сильное обогащение рабочей смеси, ко второй — в ызывающие увеличение сод ержания масла в ней. Б огатая смесь (с ббльшнм, чем полагается, с одержанием бензина), с горая не полностью, образует дымныйшлейфза глушителем. Ч аще всего нормализовать состав смеси удается регулировкой карбюратора, в частности уровня топлива в поплавковой камере . Смесь обогащается также вследствие засорения воздушного фильтра или каналов, подводящих воздух.